Владелец торгового центра вправе самостоятельно выбрать вид охраны на своем объекте

Беда могла пройти мимо

Трагедия, произошедшая в конце минувшего года в минском торговом центре «Европа», оставила немало вопросов. Как защитить себя и имущество? Что эффективнее и проще: создать собственную службу охраны или воспользоваться услугами милиции? Планируется ли усиление контроля за охранной деятельностью служб безопасности, работающих по спецразрешениям? На эти и другие вопросы отвечает начальник Департамента охраны МВД генерал–майор милиции Сергей ХОМЕНКО:


— В позапрошлом и прошлом годах в адрес ТЦ «Европа» мы направили четыре письма, где в числе прочих мер рекомендовали усилить пропускной режим, проводить инструктажи с персоналом по действиям в различных ситуациях, а также сообщали о возможности установки тревожной кнопки для экстренного вызова наряда милиции, порядке охранной деятельности. Однако владельцы торгового центра должных мер тогда не приняли.

Между тем безопасность посетителей в таких объектах носит комплексный характер и находится в ведении нескольких госорганов. По поручению МВД мы провели заседания рабочей группы с участием представителей различных министерств, ведомств, объединения «Ассоциация розничных сетей», обсудили совершенствование мер безопасности в ТЦ. Кстати, основные направления в этих вопросах уже определены и согласовываются со всеми заинтересованными. При этом эксперты сходятся во мнении: законодательные возможности для обеспечения общественной безопасности, охраны таких объектов при должном внимании собственников уже сейчас позволяют минимизировать риск совершения преступлений.


Владелец ТЦ вправе самостоятельно выбрать вид охраны на своем объекте. К примеру, воспользоваться услугами нашего департамента либо создать собственную службу охраны. Для индивидуальных предпринимателей, имеющих торговые точки и не обладающих правом получения лицензии на охранную деятельность, наиболее востребованы договоры с ДО. В данном случае мы используем средства и системы охраны, оказываем услуги по приему сигналов систем тревожной сигнализации, имеющихся на стационарных объектах юридических либо физических лиц, в том числе ИП, и реагированию на эти сигналы.

Охранная деятельность лицензируется в Беларуси с 1991 года. Был период частных охранных структур, под маркой которых зачастую действовали откровенные уголовники и рэкетиры, в 1998–м приняты нормативные правовые акты, значительно усилившие государственные позиции в охранной сфере. Предприятия и организации получили возможность самостоятельно охранять своих штатных работников и принадлежащие им объекты, имущество на основании лицензий. Проведение необходимых проверок и иных мероприятий для выдачи лицензий на охранную деятельность возложено на ДО. Как и ранее, правом на получение лицензии для ведения охранной деятельности наделены юридические лица.


Кстати, порой можно услышать предложения: мол, от регулирования охранной деятельности надо отказаться. Однако в таком случае не учитывается главное — интересы национальной безопасности, общественный порядок, защита прав и свобод граждан. Бесконтрольность в данном вопросе может дорого стоить. Примеров тому достаточно. Да и представьте: работник охраны законодательно имеет право применять спецсредства и физическую силу, досматривать вещи и документы, а в отдельных случаях — проводить личный досмотр. То есть мы говорим о подготовленных, обученных сотрудниках, а не о случайных людях. Однозначно: контроль в данной сфере просто необходим. И он должен быть весьма серьезным. Как и требования к самой охранной деятельности. Лицензирование прежде всего направлено на профилактику правонарушений. Контролируется, чтобы работники, которым доверено обеспечение сохранности имущества всех форм собственности, не имели судимости, психических расстройств, не были недееспособными либо зависимыми от алкоголя и наркотиков, не состояли на учете в органах внутренних дел и так далее.

Мы довольно тесно общаемся с зарубежными коллегами. Интересен, к примеру, опыт полиции МВД Грузии по охране важных стратегических объектов, аэропортов, морских портов и объектов национального достояния. Но и нам есть что показать гостям: материальную базу, организацию работы по реагированию на сигналы тревоги, используемые средства и системы охраны и связи, навигационно–мониторинговую систему, которая неизменно получает высокую оценку в том числе зарубежных специалистов.


Если же говорить о том, насколько строги ограничения в охранной деятельности в нашей стране, то скажу так. Законом от 8 ноября 2006 года «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» организациям, осуществляющим охранную деятельность, и их работникам запрещается осуществлять оперативно–разыскные мероприятия, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, использовать форму одежды, установленную для воинских формирований и военизированных организаций, носить или хранить оружие и совершать деяния, ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, нарушать требования законодательства об участии граждан в охране общественного порядка.

В январе–феврале 2017 года Департаментом охраны было выдано 118 лицензий. К сожалению, имеются и такие коммерческие организации, которые уклоняются от получения специального разрешения либо занимаются запрещенной деятельностью, оказывая охранные услуги другим субъектам хозяйствования. Для этого в ход идут разнообразные приемы: «выхолащивание» должностных инструкций сторожей, введение в штатное расписание произвольных должностей «ночного дворника», «дежурного администратора», заключение притворных сделок. Отдельные самовольно устанавливают якобы технологическое видеонаблюдение, в то время как проектирование, монтаж, наладка и техобслуживание средств и систем охраны подлежит обязательному лицензированию. При выявлении нарушений, разумеется, принимаются соответствующие меры.


Относительно выбора лицензиатов для проверки отмечу, что Департамент охраны одним из первых начал с 2012 года применять при планировании и проведении проверок контрольные списки вопросов или так называемые чек–листы. Фактически это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту. Организация на основании заранее полученного чек–листа может провести некое подобие внутреннего аудита и подкорректировать свою работу. И, безусловно, одна из основных задач использования чек–листа — повысить ответственность руководителя проверяемого субъекта. Что касается внеплановых проверок, то назначаются они в строго определенных законодательством случаях при достаточности оснований.

Кстати, на сайте департамента (www.ohrana.gov.by) и подчиненных управлений размещена вся необходимая информация о лицензировании охранной деятельности. Также мы постоянно проводим с заинтересованными предприятиями семинары и рабочие встречи. Для работников ведомственной охраны также организовываются учебные сборы и обучающие курсы. То есть мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы научить и подсказать, как можно эффективнее защитить свои объекты и имущество.

Записала Людмила АНДРЕЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter