Эффект «зловещей долины»
Конечно, под яркой одеждой и цветным париком скрывается обычный артист, однако, когда он в образе, клоун воспринимается нами как существо иное, которое только лишь напоминает человека, но таковым не является. Возможно, неприязнь к клоунам объясняется эффектом «зловещей долины». Этот термин в 1978 году ввел японский ученый и робототехник Масахиро Мори, когда исследовал эмоциональную реакцию людей на роботов. По результатам опросов выяснилось, что чем больше робот похож на человека, тем больше он нам нравится. Но только до определенного момента. Самые человекоподобные машины, наоборот, вызывали дискомфорт и даже страх. Такой резкий спад на графике «симпатии» и назвали «зловещей долиной». Кстати, тот же феномен и у слишком реалистичных кукол, зомби, какими их рисует современный кинематограф, чересчур похожих на настоящих людей персонажей компьютерных игр и мультфильмов. В общем, все то, что максимально приближено внешне к человеку, просто пугает.
Заметьте, при всех возможностях современных мультипликаторов делать максимально реалистичные картинки герои мультиков остаются до нелепости непропорциональными: чересчур большие или маленькие черты лица, абсолютно невероятные с точки зрения физиологии фигуры. Дело в том, что для нашего мозга эти персонажи настолько отличаются от нас, что просто не воспринимаются как люди. И они кажутся милыми, точно так же, как вызывают умиление котята или щенки. А вот когда внешность гуманоида слишком реалистична, мозг воспринимает его как человека, но при этом отмечает малейшие несоответствия. Подсознательно мы не знаем, чего ожидать от этого существа. Отсюда тревога, враждебность и страх…
Откуда страхи растут
Пожалуй, современное восприятие клоуна как существа враждебного и злого берет начало еще в комиксах. В 1940 году у известного супергероя Бэтмена появился заклятый враг Джокер, также именовавший себя Клоуном-Принцем и Клоуном — Королем преступности. Но погоды это не делало. Когда же в 1980-х появился роман Стивена Кинга «Оно» с кровавым Пеннивайзом, все пошло-поехало… Десятки фильмов и сериалов с клоунами-злодеями заполнили зарубежную поп-культуру.
В 2006 году организаторам британского музыкального фестиваля Bestival, который ежегодно собирает десятки тысяч зрителей, даже пришлось исключить из программы клоунов из-за огромного количества обращений купивших билеты с жалобами на коулрофобию.
Масла в огонь подлили и несколько реальных случаев, когда преступники использовали в своей «карьере» такой образ. К примеру, американский серийный убийца Джон Гейси, жертвами которого в 1970-х стали более 30 молодых людей, был прозван клоуном-убийцей, потому что подрабатывал на детских праздниках. А в 2016 году в США угрожающего вида клоуны были замечены сразу в нескольких штатах. Они пытались заманивать детей в лес или преследовали прохожих. Возможно, это были просто чьи-то неудачные шутки, однако репутацию доброго клоуна это все равно изрядно подпортило.
Слово в защиту
И все же тема далеко не однозначная. Пока в одних зарубежных исследованиях ученые ссылаются на то, что большинство опрошенных не любит или боится клоунов, их коллеги утверждают: игра с терапевтическими клоунами не только снижает у детей тревожность, но и ускоряет выздоровление! И, к слову, коулрофобия пока не признана официальным диагнозом и не входит в Международную классификацию болезней ВОЗ.
Для нас это вообще скорее экзотика. Ведь, по словам заместителя главного врача по медицинской части Минского клинического психиатрического диспансера Ирины Вакульчик, в их учреждение с жалобами на боязнь клоунов пациенты никогда не приходили. Солидарен с коллегой и главный врач Минского клинического детского неврологического диспансера Вадим Кирилюк: за 30 лет практики он не припомнит подобных обращений. Может быть, здесь сказываются различия в нашем и западном менталитете. Все же памятны еще выступления клоуна Карандаша с его песиком Кляксой. Этот сценический образ принес Михаилу Румянцеву звание народного артиста СССР и широчайшую популярность. Он был очень смешным и совсем нестрашным: обыкновенный черный костюм, хотя и слегка мешковатый, самые обычные ботинки — только на несколько размеров больше, чем нужно, рядовая шляпа. Никакого громадного накладного носа или нарисованной до ушей улыбки. Образ Юрия Никулина тоже был лишен гротескных элементов, но от этого не стал менее любимым. Леонид Енгибаров запомнился как клоун-поэт, Олег Попов — как клоун, пытающийся поймать лучик солнца. Грим для них был абсолютно не главным в работе, зато они были большими артистами, которые по определению не могли вызывать никаких отрицательных эмоций.
osokina@sb.by