О непростых буднях работников правоохранительных органов на неспокойной послевоенной Гродненщине — мы продолжаем публиковать эксклюзивные воспоминания полковника милиции в отставке Викентия Шестака, которые написаны на основе личного общения с коллегами — участниками Великой Отечественной войны, а также архивных материалов бывшего Гродненского обкома КПБ. Представленные в них факты не оставляют сомнений: бойцам АК нет места ни на земле белорусской, ни в ней самой, ни в памяти народной.
Головорезы Олеха, осень 1947 года.
Олех, Медведь и Лейтенант-террорист
На территории Лидского, Щучинского, Желудокского, Василишковского и некоторых других районов наводила ужас на людей своей звериной жестокостью банда (49/76 обводы АК) бывшего польского поручика Анатолия Радионика по кличке Олех, который до перехода на нелегальное положение работал учителем польской школы в Желудокском районе. В январе 1945 года террористической группой этой банды (главарь Медведь) в Лидском районе были убиты два бывших партизана, председатель Запольского сельсовета Аркатов, в феврале зверски замучены два красноармейца, трупы которых бандиты бросили под лед реки Дитвы.В деревне Новосады эта же группа вывела со свадьбы пятерых мужчин и расстреляла их за деревней. На ее счету десятки и других жертв. Только террорист по кличке Лейтенант (Вацлав Воронович) с марта 1944‑го до ареста в ноябре 1945‑го совершил около 30 терактов над представителями власти и местными жителями.После войны бывший в то время начальником Лидского горотдела милиции Князев вспоминал, что осенью 1944 года на службу прибыл участковый уполномоченный Змушко. В одной из деревень Запольского сельсовета этот участковый и шесть красноармейцев были схвачены бандой Олеха, замучены и сброшены под лед реки Дитвы. Нашли их через несколько дней со следами зверских пыток и связанными руками. Впоследствии банда была уничтожена, а шестеро бандитов задержаны и по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР осуждены к высшей мере наказания.
Изощренные пытки
Еще большей изощренностью и жестокостью в издевательствах над беззащитными людьми отличалась бандгруппа главаря Полая (Альфонса Тыркина). В июне — июле 1945‑го в деревнях Дайново, Кульбаки и Коревы Лидского района эти изуверы убили восемь женщин и троих детей, в Заполье расстреляли и сожгли вместе с домом семью Осипа Шикаса (шесть человек). 19 ноября в деревне Замостьяны Щучинского района банда убила три семьи (всего 12 человек).В Желудокском районе (существовавшем в 1940 — 1962 годах. — Прим. ред.) за 1944 — 1946 годы бандиты Олеха совершили 34 теракта, а всего на их счету свыше 170 злодеяний против власти и народа.В ноябре 1945‑го Олех с тремя бандитами был окружен милицией возле хуторов Дайновщизна Лидского района, дважды ранен и вскоре умер. Воздалось по заслугам и другим бандитам. Некоторые из них пытались уйти от возмездия в Польшу, но были задержаны в пути либо на границе. За 1944 — 1947 годы ликвидировано более 300 участников этой банды, в том числе предшественник Олеха Анатолий Бужинский по кличке Лялюсь.
Сложная оперативная обстановка складывалась и в других районах Гродненщины. За год со дня освобождения области бандиты убили 411 человек и изувечили 78, еще 39 увели с собой.
Особенно страдали семьи, чьи мужья или сыновья сразу же после освобождения ушли в действующую армию. Многие из них также стали жертвами бандитов.
Пользуясь еще прозрачной границей с Польшей, оставшиеся на территории Беларуси банды пытались ходить туда-обратно, но это во многих случаях пресекалось погранвойсками. В Порозовском районе в приграничье была ликвидирована банда в количестве 17 человек вместе с главарем Бужем.
Заграница им не помогла
Многим бандитам все-таки удавалось прорваться за кордон, но в большинстве своем они были возвращены обратно и переданы суду. К примеру, в июле 1946‑го польской стороной был передан СССР главарь Велерыб (уроженец деревни Богатыри Гродненского района Станислав Сымбула) и его подельники, которые прорвались за границу 5 февраля в районе Сопоцкина. В январе 1947 года Гродненским погранотрядом МВД оперативным путем на территории Польши был выявлен и выведен на свою территорию Казимир Габинский (Вершаковский), уроженец деревни Клочки Гродненского района, который в ноябре 1945‑го вместе с бандитами Брузго, Чечко, Хлистовским, Синкевичем и Кунда в деревне Малой Ольшанке указанного района убили депутата сельсовета Ивана Сидоровича, его жену, дочь, ранили вторую дочь. Причем Габинский лично расстрелял дочь и жену. Все негодяи получили по заслугам. Более 30 человек из банд Лялюся и Олеха были уничтожены 28 июня 1945 года на территории самой Польши у города Сокулка.Безграничная бесчеловечность
Позиция Польши, выдававшей бандитов, была обусловлена не только просоветским курсом страны. Победной весной 1945 года аковцы совершили ряд злодеяний и на польской территории.По найденным в архивах неполным данным, только с 25 марта по 10 мая в районах Бельска, Сокулки, Бяло-Подляски и Августова они совершили пять нападений на здания местной милиции, убили 16 и увели с собой девять сотрудников, а также убили десять солдат Войска польского (Армии Людовой) и столько же местных жителей.Например, 28 марта в местечке Словутичи бандой убиты местные жительницы Александра Степанчук и Людмила Деминская, украинки по национальности. 17 апреля бандгруппа численностью около 200 человек разгромила железнодорожную станцию Наревка, убила начальника милиции и волостного старосту. В ночь на 5 мая банда напала на комендатуру милиции в местечке Супрасль, убив пятерых сотрудников и забрав еще пять человек с собой. 7 мая в деревне Сольнички близ Белостока убито и сожжено вместе с домом шесть человек. 10 мая бандгруппа численностью примерно 500 человек в местечке Семятыче напала на польскую роту внутренних войск, убила девять человек, а еще около полусотни обезоружила и раздела. Большинство из этих преступлений совершено бандой Лупашко.
16 мая эта банда численностью около 60 человек в одной из деревень отняла у жителей пять лошадей с повозками, трех свиней, продукты питания, одежду и обувь, а от местных белорусов и украинцев потребовала немедленно уезжать в СССР. В этот же день у местечка Крынки банда расстреляла солдат поста связи Красной армии и унесла оружие. На другой день на дороге близ Сокулки была обстреляна автомашина с советскими солдатами-связистами, один из них убит на месте. 25 мая 150 бандитов совершили налет на местечко Наровка Малая, убили местного милиционера и мельника-еврея. В этот же день ограблен банк в Сокулке, похищено 630 тысяч злотых. Этот список преступлений можно продолжать и дальше…
Весной 1944‑го гауляйтер Белорутении Готберг лично содействовал проведению мобилизации в АК, особенно на территории Лидского округа. Чьим союзником воспринимались аковцы — пояснений не требуется…
Операции ликвидации
Белорусские органы МВД — МГБ с учетом сложившейся ситуации на территории Гродненщины принимали активные меры по ликвидации банд. Только с августа 1944‑го по август 1945 года в области было проведено более 200 чекистско-войсковых операций.В лесах под Василишками с 1 по 11 января 1945‑го оперативной группой милиции и войск НКВД было обнаружено пять землянок, задержано 35 бандитов, еще трое убито. В январе на территории Лидского района задержано девять бандитов вместе с главарем Мечиславом Шамуль по кличке Гром.
В феврале 1945‑го в результате четко спланированной операции с участием сотрудников Радуньского и Трокельского райотделов НКВД и погранвойск были ликвидированы банды Смелого, Филлера и Березы численностью около 40 человек. Незадолго до этого в засаду Радуньского райотдела попала банда Крыси численностью до 40 человек, в результате перестрелки главарь был уничтожен (подробнее об этом «СБ» писала в серии материалов в марте — июле 2021 года. — Прим. ред.)
В январе — мае совместными усилиями сотрудников госбезопасности и милиции в Ошмянском районе была ликвидирована банда Михаловского по кличке Рыжий, в Юратишковском — Томашевича (Ленька), Тополя (Маринаж) и некоторые другие бандформирования.
Истребители в одной из белорусских деревень.
Героическая участь участковых
На переднем крае борьбы с бандитизмом находились участковые уполномоченные милиции. По данным такого уполномоченного Щучинского отдела Николая Малаховича, 7 марта 1945‑го в лесу была обнаружена землянка с 14 бандитами, которые полчаса отстреливались и только затем, потеряв четырех человек убитыми, сложили оружие.Ночью 29 мая участковый Берестовицкого райотделения Николай Юдин на хуторе близ деревни Огородники задержал одного и уничтожил второго бандита, изъял у них автомат и винтовку.
А вот участковый уполномоченный Лидского горотдела Владимир Косач с четырьмя милиционерами в одну из майских ночей 1945 года были окружены в деревенском доме двумя десятками бандитов. Не дрогнув, участковый автоматной очередью уничтожил двоих нападавших и ранил их главаря. Не ожидав такого исхода, бандиты растерялись. Воспользовавшись этим, сотрудники без потерь ушли. 24 мая Косач проявил мужество при ликвидации банды Искры и лично уничтожил из автомата ее главаря.
Варшава аковцев считает героями — но в Беларуси они запомнились другими.
Трехчасовой бой с бандитами
Участковый уполномоченный Порозовского райотделения Севашко в июле 1945‑го при обходе в полночь своего участка задержал члена банды Комара, принимавшего участие в вооруженной схватке с оперативной группой, во время которой погиб начальник Свислочского отдела. Этот бой с 80 бандитами (по другим данным, с 33) небольшая группа милиции и пограничников вела у деревни Свентица более трех часов. Группа внезапно попала под огонь бандитов на открытом участке местности и сразу потеряла четырех человек, но не отступила. Не выдержав, бандиты начали отступать. Банде, потеряв пятерых, удалось скрыться, но ненадолго. 3 июля 1945 года, когда Минск отмечал первую годовщину своего освобождения, в бою у деревни Войткевичи Свислочского района 16 бандитов вместе с главарем были уничтожены, а оставшиеся отловлены позже в Беловежской пуще.В 1944 — 1945 годах в борьбе с бандитизмом погиб 31 сотрудник милиции, из них 14 участковых уполномоченных.Особенно тяжелые потери были в первом полугодии 1945‑го. 22 января участковые уполномоченные Кореличского райотдела Константин Збрилевич и Федор Табола вместе с милиционерами Ефимом Судеренко и Ефимом Гальпериным, выехав в район по заданию руководства, у деревни Ровины наткнулись на аковскую банду Тура и Орлика численностью около 400 человек, которая уходила от преследования. Сотрудники погибли. Не удалось уйти и бандитам, которые были разгромлены группировкой войск НКВД у поселка Березовка Лидского района.
Бесчинства польских «партизан»
Несмотря на то что в первый послевоенный год по бандитизму был нанесен мощный удар, последующие несколько лет оставались не менее беспокойными для органов и населения. В ночь на 26 марта 1946‑го шесть бандитов во главе с бывшим аковцем Станиславом Жилинским, уроженцем деревни Ворнакели Вороновского района, в деревне Ромути того же района ограбили семью Серафимко, а через две недели расстреляли всех пятерых ее членов: бандитам стало известно, что потерпевшие их смогут опознать. Этой же бандой в январе и феврале был убит работник Вороновского райисполкома Барановский, ограблены шесть семей, четыре мельницы и магазин.По документам управления МВД Гродненской области видно, что с наступлением лета резко увеличилось число бандпроявлений. На 25 июня было совершено 49 террористических актов, а всего бандитских вылазок — 67.Особенно тревожная обстановка складывалась в Гродненском, Сопоцкинском, Лидском, Щучинском, Желудокском, Вороновском и Радуньском районах.
В мае — июне в Вороновском районе были разгромлены помещения Переганцевского и Смельгинского сельсоветов, убиты их председатели, председатель колхоза с семьей и ряд других лиц. В ночь на 23 сентября 1946‑го в Лидском районе бандиты зверски издевались, а затем задушили проволокой председателя Цвермского сельсовета Василия Ковальчука, его жену Анну, дочь Нину (22 года), сыновей Виктора (16 лет) и Ивана (14 лет), а также находившихся в доме двух деревенских уполномоченных, после чего трупы бросили в картофельные ямы.
Милиционеры Молодечненской области на учебных сборах в Молодечно. 1949 год.
Банда Фаля
Вечером 17 марта 1946 года в деревне Луковица Гродненского района в одном из домов были убиты начальник Гродненского РО МВД Дмитрий Кузнецов, участковые уполномоченные Тимофей Третеников и Анатолий Яковлев. Впоследствии было установлено, что это дело рук банды Фаля, сформированной антисоветским подпольем.Руководил этим подпольем (10‑й Гродненский обвод АК) уроженец Друскининкая Мечеслав Нездинский по кличке Морский, он же Неман — бывший поручик польской армии. В банде состояло более 40 человек, в 1945 — 1948 годах они совершили свыше 60 терактов, жертвами которых стали более 110 человек.В ночь на 3 июня 1946‑го эта бандгруппа в деревне Привалка расстреляла семерых активистов и убила председателя сельсовета Гулида. Она же в середине июня повесила уполномоченного Лихачевского сельсовета Мартына Грика и бывшего партизана Ивана Грика. В августе — декабре 1947 года от рук бандитов погибли 12 человек. Кровавые следы бандиты оставили в деревнях Казимировка, Чищевляны, Озеры, Стриевка, Узбереж, Новая Руда и других.
Главарь и члены его банды прятались в схронах в Поречских лесах, у пособников, постоянно меняя дислокацию. 7 мая 1948‑го в деревне Лапенки Гродненского района в доме пособника Кукиса оперативно-войсковой группой УМГБ были окружены 15 бандитов, из которых девять уничтожены, в том числе главари Фаля, Морский, Смелый, Млодый, Черток.
На территории Гродненской области за 1944 — 1954 годы погибли 124 работника милиции, из них 71 участковый уполномоченный. Не меньшие потери в борьбе с бандитизмом понесли внутренние и пограничные войска МВД — МГБ. Точное количество всех потерь, по разрозненным данным, подсчитать теперь просто невозможно. Искренние слова признательности ветеранам, а также нынешним сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающим правопорядок и стабильность в родной Беларуси.
Борьба с аковским бандподпольем
С момента освобождения Гродненской области по апрель 1947 года на ее территории были ликвидированы 254 бандитско-террористические группы, уничтожено 548 их главарей и активных участников, задержано 1572 участника АК и 1943 бандита других мастей. Изъяты одна пушка, 22 миномета, 317 пулеметов, более 2,5 тысячи других видов стрелкового оружия, 747 гранат, шесть радиостанций и десятки тысяч различных боеприпасов.
Арифметика нового геноцида
Смерть и горе, которые сеяли на белорусских землях диверсионные отряды АК, не поддаются точному исчислению. Известно, что только в Лидском округе в феврале — апреле 1944 года от их рук погибли несколько тысяч человек. Командир Столбцовского соединения АК Пильх (Гура) признавал, что в 1943 — 1944 годах его легионеры уничтожили примерно 6 тысяч человек. Аковцы расстреливали и пытали советских активистов, учителей, врачей, аграриев.
Викентий ШЕСТАК, полковник милиции в отставке.
г. Гродно.
Викентий ШЕСТАК, полковник милиции в отставке.
г. Гродно.