Варшавским поджигателям нестабильности в регионе надо отдать должное: они идут к выполнению своей задачи с упорством, достойным гораздо лучшего применения. Траты Польши на содержание вооруженных сил в этом году составили 3 процента ВВП, или 140 млрд злотых (33 млрд долларов), что на процент превышает порог вложений в армию согласно обновленным стандартам НАТО. В бюджете на следующий год заложена еще большая сумма — 36 миллиардов долларов, что составит более 4 процентов. Кроме того, на военные расходы пустят 100 млрд злотых из национального Фонда поддержки вооруженных сил.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Страны Евросоюза, США сейчас ускоренными темпами вооружают Польшу. Таким образом создается еще один очаг напряженности, создается еще один опорный пункт для агрессии самой агрессивной страны в мире и, к сожалению, самой мощной — США. Из Польши делают следующий после Украины прокси-полигон в противостоянии с Беларусью и Россией.
На торжественном собрании в честь Дня Независимости, 30 июня 2023 года.
— Страны Евросоюза, США сейчас ускоренными темпами вооружают Польшу. Таким образом создается еще один очаг напряженности, создается еще один опорный пункт для агрессии самой агрессивной страны в мире и, к сожалению, самой мощной — США. Из Польши делают следующий после Украины прокси-полигон в противостоянии с Беларусью и Россией.
На торжественном собрании в честь Дня Независимости, 30 июня 2023 года.
Гладко было на бумаге…
Правящие круги нашей западной соседки используют свои милитаристические потуги в предвыборной агитации. Так, в начале сентября премьер Моравецкий заявил, что по сравнению с 2015 годом траты на армию возросли в 4 раза.Сказано это было с явным намерением уязвить Дональда Туска и его «Гражданскую платформу»: мол, те уделяли слишком мало внимания Войску польскому. Позже эту карту разыграл и глава оборонного ведомства Блащак, который не погнушался ради выгоды «ПиС» раскрыть секретные документы 2011 года, согласно которым вооруженные силы могли отступить с 40 процентов территории Польши в случае начала большой войны в Европе. В любом правовом государстве такой перформанс закончился бы отставкой министра и трибуналом за разглашение гостайны, однако «ПиС» в очередной раз продемонстрировала, что ее члены в Польше являются высшей кастой и руководствуются исключительно политической целесообразностью, а не буквой закона.
От военной риторики польского руководства изрядно веет популизмом. С одной стороны, армии, от генералов до рядовых, лестно такое внимание государства, с другой — невозможно не понимать, что Войско польское в условиях усугубляющейся эскалации накачивают самым современным оружием не просто так.Говоря о военном бюджете Польши, важно понимать, что в озвучиваемых цифрах нет сведений о кредитах, которые для покупки оружия берет Варшава в банках по всему миру. Пока что самой крупной сделкой с режимом «ПиС» может похвастаться Южная Корея: у нее поляки покупают танки, самоходную артиллерию и авиацию на астрономическую сумму в 62,4 млрд злотых, 38 из которых были взяты в кредит в двух корейских банках.
Из других значимых контрактов этого года следует вспомнить прежде всего офсетное соглашение с американским оборонным гигантом Lockheed Martin, подписанное министром Блащаком во время визита в Аризону. Сделка предусматривает покупку Варшавой 96 вертолетов Apache, первые из которых прибудут в страну уже в следующем году, и строительство американцами сервисного центра ключевых деталей вертолетов в польском Быдгоще. Аналогичные договоры с компанией Raytheon были подписаны месяцем ранее: согласно им, заокеанские «партнеры» примут участие в создании системы ПРО средней дальности Wisla, построив на территории Польши предприятия для производства радаров и ракет. Варшава хочет не только усилить армию, но и возвести на своей территории ряд предприятий по производству важных узлов военной техники: таким образом, поляки на случай большой войны стремятся сократить логистические цепочки между производителями вооружения, а также ремонтными мастерскими и фронтовыми частями.
Важный момент: большая часть вооружений и военной техники, закупаемая Польшей, будет переброшена на восток, к границам Беларуси и Калининградской области РФ. По эту сторону Вислы разместятся основные производства оружия и боеприпасов, а также места их складирования и логистические узлы. Нетрудно догадаться, что так Войско польское осваивает территории, которые в перспективе рассматривает для ведения боевых действий.
…да забыли про овраги
В описании пропаганды «ПиС» Войско польское выглядит эдакой идеальной военной машиной для воссоздания Речи Посполитой «от можа да можа». Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться на конкретных примерах.Итак, согласно плану расширения армии, Варшава хочет набрать в ближайшее время 300 тысяч человек. Сегодня, по данным министерства обороны, численность Войска польского, включая силы территориальной обороны, составляет более 160 тысяч бойцов. То есть до заветной цифры 300 тысяч осталось «всего» 140 тысяч. Однако, как отмечают многие эксперты, в том числе и отставные польские военные, вряд ли набрать такое количество солдат будет возможно в сроки, оговоренные в стратегических документах, на которые без устали ссылаются Моравецкий и Блащак.
Дело в том, что Польша, как часть западного мира, подвержена тем же самым негативным тенденциям, что США и страны Западной Европы: население стареет, рождаемость падает.По данным Центрального статистического управления, на конец июня 2023 года население Польши составляло около 37 млн 698 тыс. человек, что почти на 130 тыс. человек меньше, чем на конец июня 2022‑го. За первые шесть месяцев в Польше было зарегистрировано около 139,5 тыс. новорожденных, что более чем на 14 тыс. меньше, чем в прошлом году. В полугодовом статистическом бюллетене указано, что устойчивое падение рождаемости в Польше наблюдается с 2015‑го, а пандемия COVID-19 привела к избыточной смертности и ускорению темпов падения рождаемости.
Эксперты считают, что, в принципе, Польша способна создать армию в 250 — 300 тысяч человек. Правда, ей потребуется не менее 12,5, а то и 13 лет.Второй ямой на пути «ПиС» к построению самой мощной армии континента становится низкий моральный уровень солдат, приходящих в войска. Для большинства новобранцев служба в армии — это не осознанный выбор гражданина и стремление быть полезным своей стране, а всего лишь работа, за которую платят немного больше, чем на гражданских специальностях. Принцип комплектования армии, который можно сформулировать как «набрали кого ни попадя по объявлениям», ярче всего демонстрирует недавний случай в одной из частей Войска польского, описанный порталом Onet.pl, когда в ряды подразделения затесалась 50‑летняя продавщица, не имевшая ранее никакого отношения к армии.
Кадры недотягивают
Из первых двух пунктов естественным образом вытекает еще одна важная проблема — непрофессионализм личного состава. Варшава закупает в огромных количествах самую современную военную технику: южнокорейские танки K2, которые буквально напичканы чувствительной электроникой; истребители 5‑го поколения F-35; шведские самолеты-разведчики. Все это дорогущее вооружение требует эксплуатации отлично подготовленными экипажами и высококвалифицированного обслуживания, которое Польша на данный момент обеспечить не в состоянии.Усиление активности любой армии мира неизбежно приводит к увеличению количества самых разных инцидентов с оружием и боевой техникой. Однако даже принимая во внимание этот факт, число серьезных происшествий в Войске польском в последнее время зашкаливает.В мастерстве польских вертолетчиков белорусы смогли убедиться в начале сентября, когда экипаж Ми-24 не смог справиться с не очень сложным заданием пролета вдоль государственной границы и в итоге залетел на полтора километра на нашу территорию. Несколько менее известен случай опасного пилотирования во время пиар-акции «ПиС» с участием замглавы МВД Вонсика в Сарновой Гуре в середине августа, когда вертолет UH-60 Blackhawk задел линию электропередачи и едва не рухнул на зрителей.
Польские СМИ нашли занятный факт: за штурвалом «Черного ястреба» сидел тот же пилот, который в 2009 году под Быдгощем стал виновником крушения Ми-24. Напомним, тогда горе-летчик нарушил инструкцию и зацепил верхушки деревьев. В результате катастрофы погиб второй пилот, а бортинженер получил серьезные ранения. Во многих странах на этом карьера нарушителя и закончилась бы, однако Польша остро нуждается в людях, которые хоть как-то могут управлять всем тем воздушным зоопарком, который по всему миру собирают в польские ВВС стратеги из «ПиС», поэтому пилот-убийца получил второй шанс.
«Мастерство» польских летчиков стало притчей во языцех. Дошло даже до того, что новенькими истребителями FA-50 на параде в Варшаве и на авиасалоне в Радоме управляли пилоты из Южной Кореи. Компания-производитель не решилась доверить свою репутацию полякам.
Впрочем, чтобы совершить инцидент в воздухе, машину нужно еще заставить оторваться от земли. А с этим, судя по всему, в ближайшее время начнутся весьма нешуточные проблемы. Дело в том, что основу авиапарка ВВС Войска польского составляют истребители F-16 и МиГ-29, а также истребители-бомбардировщики Су-22. Две последние модели — наследие ПНР, и обслуживаются они техниками предпенсионного возраста, которые, как правило, знают русский язык. Появление на вооружении польской армии большого количества самолетов F-35 и FA-50 неизбежно поставит вопрос их технического обслуживания: пожилые техники вряд ли смогут быстро переучиться, а подготовка молодых специалистов займет гораздо больше времени, чем отвели функционеры «ПиС» на создание «мощнейшей армии Европы».
В нынешнем состоянии польской армии как в зеркале отражаются проблемы польского общества. Это и падение рождаемости, и отток профессионалов, и недостаток патриотизма у широких масс, которые пичкают русофобской пропагандой, не предлагая никаких позитивных идей, кроме ненависти к белорусам и русским.Впрочем, несмотря на вал проблем, с головой накрывающих Войско польское, не стоит недооценивать его силы и к любым действиям на западном берегу Буга следует относиться очень внимательно. «ПиС» в борьбе за власть делает ставку на милитаризацию общества и на контроль над армией — кто знает, на какие провокации может пойти триумвират Качиньского — Дуды — Моравецкого под угрозой потери насиженных мест?