ДОСААФ планирует обновить музей авиатехники, построить мини-гостиницу и закупить новые модели самолетов

85: полет нормальный

В этом году легендарный Минский аэроклуб имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца ДОСААФ празднует 85­-летие. История богатая и с продолжением: с каждым годом он растет и динамично развивается. Сегодня это ведущий центр подготовки военных летчиков, летчиков­-спортсменов, авиамоделистов, спортсменов­-парашютистов. Площадь современного авиационного комплекса, одного из лучших в Европе, почти 4 тысячи квадратных метров. Корреспондент «Р» на вертолете поднялась в небо и оценила объект с высоты птичьего полета, а также узнала, какими новинками могут похвастаться наши авиаторы.


Ветер и снег не помеха

В километре от Минской кольцевой дороги разросся грандиозный авиационный комплекс. От ритма мегаполиса он не отстает и постоянно совершенствуется. Так, сегодня в Липках работает новый тренировочный центр, возведен отапливаемый ангар для самолетов, оборудованы вертолетные площадки и новые рулежные дорожки. Аэроклуб имеет современную взлетно-посадочную полосу с новым светосигнальным оборудованием, ее длина — 721 метр. Благодаря автоматической метеостанции аэродром может круглосуточно принимать самолеты. Сильный ветер или снег не помеха, работать можно даже в сложных метеоусловиях.

Досаафовцы перебрались сюда в 2017 году из поселка Боровая. Благодаря инвестору построили новый современный аэродром, аналогов такому комплексу как минимум в Европе нет. В Липки вложена душа наших авиалюбителей — и порядка десяти миллионов долларов.

— При модернизации инфраструктуры использовались только лучшее оборудование и технологии, — гостеприимно встречает нас начальник штаба аэроклуба Николай Тимошенко. — Все сделано с большим запасом и резервом, которые обеспечат развитие авиации в ближайшие десятилетия.

От взлетно-посадочной полосы направляемся к ангару, который занял площадь в 715 квадратных метров. Там есть все для обслуживания, заправки и ремонта воздушных судов. Кстати, вся техника аэроклуба на ходу. С любопытством рассматриваю самолеты Ан-2, ТВС-2МС, «кукурузник» По-2, два Як-52, четыре вертолета Ми-2, новенький Robinson R44. За машинами постоянно следят, чтобы поддерживать их в идеальном состоянии.

— Смотрите, как наши ребята стараются, работают, — Николай Тимошенко указывает на инженеров и техников. — Самолеты и вертолеты приносят прибыль лишь в воздухе, поэтому они всегда должны быть в исправном состоянии.


Сверху виднее

Экскурсия продолжается: иду по просторным и уютным светлым помещениям. Учебные классы, большой спортзал, раздевалки и душевые комнаты, шикарная столовая — условия отличные! В Липках намного комфортнее, чем в Боровой. Есть сквозные выходы из всех частей основного здания — можно быстро попасть на вертолетную площадку, взлетно-посадочную полосу, к двум ангарам, открытой стоянке техники.

После пешей прогулки оценить стратегически важный для страны объект можно и с высоты птичьего полета. Перед необычной воздушной экскурсией немного волнуюсь, но пилот успокаивает: выдержаны все условия безопасности полетов, переживать нечего. Пристегиваю ремень, натягиваю наушники — этот аксессуар создает особую романтику.

Взлетаем, лопасти вертолета завертелись. Смотрю в окно, где все Липки как на ладони. Эмоции бьют через край, паря в воздухе, испытываешь непередаваемые чувства! Смотришь на землю, и все кажется таким крошечным — инфраструктура аэродрома выглядит очень органично. Делаем в небе еще несколько кругов и возвращаемся на базу.

Приближаемся к взлетной площадке, откуда в небо стартует самолет с парашютистами. В Минском аэроклубе ДОСААФ готовят спортсменов высших спортивных достижений, они, в свою очередь, обучают новичков — как детей, так и взрослых. К слову, за год в аэроклубе совершается около 5500 прыжков с парашютом, из них 1200—1400 коммерческих. Самое дорогое удовольствие — тандем-прыжок, он выполняется в паре с профессио­нальным инструктором.

Совсем скоро в небе над аэродромом Липки будет тихо: парашютисты пойдут в отпуск. Сегодня прямо на моих глазах выполняются последние прыжки в сезоне. Меня не смогли уговорить рискнуть и прыгнуть, зато понаблюдала за другими отчаянными людьми.

— Прыгать буду второй раз. Если в первый раз я напряженно всматривался в синее небо, переживал, боялся, то сегодня спокоен, как удав, — эмоции описывает парень, который прыгнет на землю с двухкилометровой высоты. Говорит, что это того стоит: паришь в воздухе, а внизу будто Google Maps открывается — красота невероятная!

Аэроклуб сегодня зарабатывает не только на обзорных полетах и коммерческих прыжках с парашютом. Липки — еще и прекрасная площадка для съемок фильмов. В кадре задействованы вертолеты, самолеты, которыми управляют наши пилоты.

— Недавно снимали сцену с нашим По-2 — это один из самых уникальных самолетов в СНГ, в народе зовется «кукурузником», — вспоминает Николай Тимошенко. — Услуга популярна не только в нашей стране, приезжают актеры из-за границы.

В Минском аэроклубе готовят спортсменов высших спортивных достижений, они, в свою очередь, обучают новичков — как детей, так и взрослых.

Доля секунды на решение

На новой базе тренируются спортсмены и военные летчики. Сегодня прорабатывается вопрос подготовки и гражданских летчиков, которые обучаются в Белорусской государственной академии авиации. Аэродром оснащен по последнему слову техники, но по международным нормам для подготовки таких летных кадров необходимо иметь самолет с двумя двигателями. К слову, планируется закупка двух таких машин.

Пока нововведение еще не внедрили, на базе аэроклуба по-прежнему готовят курсантов авиационного факультета Военной академии. Александр Неведомский считает: более престижной должности в армии, чем летчик, попросту нет. Говорит он со знанием дела: летчик-инструктор Минского аэроклуба ДОСААФ в небе провел более 4 тысяч часов, вот уже шесть лет передает свой бесценный опыт молодежи.

— Каждый год летную подготовку тут проходят 5—6 человек. Парням от 18 до 21 года: это крепкие, смышленые, образованные ребята. Они горят мечтой стать летчиками, и я уверен: минимум 95 процентов курсантов посвятят пилотированию вертолетов всю жизнь, — уверен Александр Неведомский.

По мнению профессионального летчика, в эту профессию случайные люди не приходят: к этому стремятся с самого детства. Кадеты в основном — это внуки военных, дети летчиков. Продолжают родительское дело. Правда, чтобы стать летчиком, одного желания, старания и родословной мало. Нужно отменное здоровье — не хуже, чем у космонавта.

— А еще важен твердый характер. Принимать решения как на земле, так и в воздухе нужно за долю секунды. Решения жизненно важные в прямом смысле. Необходимо быть ответственным, собранным, стойким, — рассуждает летчик 1-го класса.

Сегодня Александр Иосифович проводит в небе по 350—400 часов в год. И это при том, что пилоты вертолетов должны в среднем летать 60 часов в год! Нагрузка колоссальная, но работа доставляет огромное удовольствие — с профессией Александр определился еще в 8-м классе. Во-первых, ребенка впечатлил вертолетный полк в его родном Кобрине. Во-вторых, старшая сестра Неведомского Александра вышла замуж за летчика: тот часто и в красках рассказывал школьнику про свою работу. Мой собеседник — один из восьми летчиков Минского аэроклуба ДОСААФ. Всего же на аэродроме трудятся более 55 человек, влюбленных в небо.


Аэродром совместного базирования

Липки сегодня носят статус аэродрома совместного базирования: он может использоваться и военной, и гражданской авиацией. Там находится авиационная техника МЧС и ДОСААФ, паркуются и частные самолеты. Андрей Горбатовский, начальник авиационного отдела ДОСААФ, добавляет:

— На нашем аэродроме выдержаны все необходимые условия безопасности полетов гражданской авиации. Прохождение зоны таможенного и пограничного контроля осуществляется по заявительному принципу. Это значит, что подается заявка, мы просим приехать сюда таможенников и пограничников, которые осуществят контроль.

Кроме этого, в будущем аэродром может взять на себя функции и закрытого Минск-1, то есть обслуживать пассажирские рейсы из областных центров. Перспектива далекая, но все же: в разных уголках страны есть сертифицированные аэродромы, которые надо использовать. Белорусы и туристы смогут быстро и с комфортом добираться, предположим, из Гродно в Минск, потом в Гомель. Липки прекрасно подходят для того, чтобы принимать подобные рейсы. Во-первых, они находятся близко к Минску, во-вторых, имеют постоянную 24-часовую службу, которая их обслуживает.

Через пару лет авиационный комплекс кардинально преобразится: на территории появится искусственное озеро, рядом создадут парковую зону, под которую выделят несколько гектаров красивейшего леса, а музей авиатехники расширят и перевезут в Липки из Боровой.

Музей сменит прописку

Если говорить о ближайших планах, то вскоре музей авиационной техники сменит прописку — планируется, что к 2022 году он переедет с аэродрома Боровая в Липки. Подходим к площадке, где он расположится. Место выгодное, у входа в авиационный комплекс. Музей развернется на территории в 1300 квадратных метров.

Николай Тимошенко показывает примерный эскиз проекта:

— Смотрите, тут построят специальный самолетный ангар на 5—7 машин. Там посетители, не опасаясь капризов погоды, будут в комфорте знакомиться с раритетной техникой — сесть на место пилота или сделать снимок в пассажирском салоне смогут даже зимой. Вокруг ангара возведут служебные помещения — мастерские для обслуживания и ремонта воздушных судов.

Рядом на открытой площадке разместится остальная выставка. Все экспонаты, которые туда попадут, предварительно отремонтируют и отреставрируют. Авиалайнеры, ретросамолеты, истребители, «кукурузники», штурмовики, вертолеты и наземная катапульта — техника будет как новая!

— Музей сейчас — это 45 раритетных машин, выставка занимает 2,5 гектара. Экспозицию не только увеличим в размерах, но и сделаем ее намного интереснее. Планируется, что в обновленном музее будет более 60 уникальных экземпляров авиатехники, — анонсирует Николай Тимошенко.


Но и это еще не все: на новую площадку из Боровой также переедет выставочный павильон «Космос», который открыли в 2016 году. Там бережно хранятся уникальные экспонаты: спускаемый аппарат корабля «Союз», ложемент и космический скафандр Петра Климука, спецкостюмы экипажа МКС, эксклюзивные фотоснимки и документы, набор бортового питания для космонавтов и многое другое. Первый в нашей стране музейный павильон, посвященный космосу, перебазируют и пополнят новыми экспонатами.

Начальник штаба аэроклуба ДОСААФ озвучивает планы:

— В музее хотим создать необычную библиотеку. Принцип работы будет такой: посетитель просит, к примеру, исчерпывающую информацию об истребителе МиГ-29, а ему демонстрируется электронная презентация с фактами в картинках, схемах, диаграммах. Также занимательно и подробнее можно будет узнать историю других воздушных судов.

Музей сейчас на стадии проектирования. Планируется, что он станет одним из лучших в СНГ. Ориентировочная стоимость перебазирования музея — 2 млн 260 тысяч долларов. Кстати, у проекта уже есть инвестор.


Гостевой домик у озера

За счет спонсорской помощи на территории аэродрома построят и гостевой домик. Прогуливаемся между стройными рядами ароматных елей, а я представляю, как новое здание впишется в природный ландшафт. Собеседник открывает папку с примерными эскизами. С любопытством рассматриваю картинки: теперь наглядно понятно, что будущий гостевой домик здесь будет смотреться очень гармонично. Двухэтажное здание построят из современных экологически чистых материалов. На предварительном рисунке дом изображен в стиле хай-тек: это прямые линии и правильные геометрические формы. Основное и неоспоримое преимущество таких домов — практичность.



Наш променад продолжается. Прогуливаюсь по сосновому лесу, но кажется, будто оказалась в заповеднике мирового значения, настолько тут все ухоженно, чисто, красиво! И это не случайно: за территорией вокруг аэродрома ежедневно тщательно следят все сотрудники аэроклуба. И их труд сразу заметен.

Шагаю меж сосен, вокруг белки скачут, а я фантазирую: не хватает тут, конечно, красивого водоема. Так, для полной картины. Николай Тимошенко уверяет — все еще будет:

— На территории появится искусственное озеро. С помощью спонсоров создадим здесь настоящую парковую зону, под нее выделим несколько гектаров красивейшего леса — добротное получится место для активного отдыха. Сейчас эти вопросы прорабатываются, создаем макеты проекта. Возможно, уже через пару лет авиационный комплекс кардинально преобразится и будет привлекать не только любителей неба, но и туристов.

КОМПЕТЕНТНО

Николай МОЧАНСКИЙ, начальник Минского аэроклуба ДОСААФ, военный летчик 1-го класса, полковник запаса:

— За 85-летнюю историю Минский аэроклуб подготовил около 9 тысяч летчиков и штурманов. Практически во все периоды своей истории, несмотря на неоднократные реорганизации, выполнялись задачи, поставленные при создании Минского аэроклуба в 1934 году. Менялись названия, но роль аэроклуба как центрального связующего звена в системе авиации республиканского оборонного общества сохранялась.

Сегодня мы не стоим на месте — делаем все по лучшим стандартам. Если раньше за год аэроклуб при господдержке пропускал через сито отбора до тысячи новичков-парашютистов, то теперь массовые прыжки поставлены на коммерческую основу, а спортивная работа переведена на клубный принцип. Суть нового подхода в том, что по культивируемым видам авиаспорта набираются группы перспективных новичков и уже заявивших о себе спортсменов, которые и представляют аэроклуб на соревнованиях разного уровня, в том числе и мирового.

Аэроклуб играет важную роль в развитии авиационных видов спорта и популяризации авиации. Сегодня авиаторы не только вносят достойный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны, но и чтят память знаменитых выпускников. Так, в прошлом году открыли мемориал в их честь. Фамилии 17 Героев Советского Союза и двух Героев Российской Федерации высечены на мраморе. Побывав на этом островке памяти, надеюсь, кто-то из юношей откроет в себе любовь к небу, станет летчиком.

ypopko@sb.by

Фото автора и из архива Минского аэроклуба ДОСААФ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter