6 апреля 2001 года вышел первый номер газеты «Минский курьер», ставшей частью медиахолдинга «Минск-Новости». В день 20-летнего юбилея мы беседуем с генеральным директором Юрием Козиятко

20 лет назад, 6 апреля 2001 года, вышел первый номер газеты «Минский курьер», ставшей частью медиахолдинга «Минск-Новости». Сегодня все информационные ресурсы агентства – как пальцы на одной руке, говорит генеральный директор Юрий Козиятко. С ним мы побеседовали накануне знакового юбилея.

- Юрий Васильевич, прежде всего разрешите вас лично и коллектив агентства "Минск-Новости" поздравить с юбилеем! Два десятка лет держаться на плаву, причем с хорошими результатами, в современном мире, где идут информационные войны, дорогого стоит. Ваш медиахолдинг – это яркий пример конвергентной журналистики, когда различные информационные и коммуникативные технологии интегрировались в единый информационный ресурс. Как создавалось агентство и кто стоял у его истоков?

- Спасибо, Олег! Вы сказали «держаться на плаву», и мне вспомнились песенные строки: «Ты помнишь, как все начиналось? Как строили лодки, и лодки звались…» А звались они так: газета «Минский курьер» и информационный вестник – уже не бумажный, а электронный, который рассылался подписчикам на «мыло» (электронную почту). Потом появилось «Радио-Минск», в состав агентства вошли детский журнал «Качели», газета «Вечерний Минск», в последние годы были созданы и получили развитие интернет-портал minsknews.by, ютуб-канал MINSKNEWS, несколько телеграм-каналов…

У истоков стоял известный журналист и талантливый организатор Григорий Новиков, идею поддержал мэр Минска Михаил Павлов. Кстати говоря, усилиями Новикова был открыт и телеканал СТВ, на котором мы с вами в свое время работали. Несколько лет назад Григория Ивановича не стало. На юбилейной фотовыставке в Минской ратуше мы разместили интересный снимок, где он рассматривает свой портрет кисти белорусского художника…

Директорская эстафета перешла к Екатерине Дубинской. Сейчас Екатерина Эдуардовна возглавляет «Вечерний Минск», самую тиражную столичную газету. Я третий руководитель в истории агентства, это не так уж много для 20 лет – периода, за который формируется новое поколение людей.

Не только поколение выросло – все изменилось в мире СМИ! Интернет, мобильная связь, современные гаджеты рождают новые медиа. Человек не хочет дожидаться новостей в завтрашнем номере газеты и даже в вечернем телевыпуске. Поэтому главным информационным ресурсом агентства стал интернет-портал. А городские газеты, как и ваше авторитетное издание, делают ставку не на скорость, а на достоверность фактов, аналитику, авторскую подачу материала и, если угодно, тактильность: взять в руки газету – это как обнять женщину, а не услышать рассказ о ней в курилке.

- Какова аудитория агентства "Минск-Новости", кто вас читает, смотрит, слушает? Есть ли обратная связь и влияет ли мнение вашей аудитории на редакционную политику?


- На интернет-портале ежемесячно более 3 миллионов визитов, но бывало и 8 миллионов: в первую волну коронавируса россияне, находясь на вынужденной самоизоляции, интересовались, как наша страна справляется с новым вирусом. Нам удалось за два года увеличить посещаемость в 20 раз. Сегодня minsknews.by – один из самых популярных государственных интернет-ресурсов в стране. Аудитория преимущественно белорусская в возрасте 35 лет и старше. Для молодежи не хватает, наверное, стеба, развлекухи… Но у нас есть детский журнал «Качели», сейчас продвигаем его в социальных сетях «ВКонтакте» и TikTok.

Две трети пользователей смотрят и читают нас при помощи смартфонов, это еще одно подтверждение того, как техническая революция изменила мир.

Ютуб-канал MINSKNEWS – самый молодой наш ресурс. Пока у него 6 тысяч подписчиков и 2,5 миллиона просмотров. Там ежедневно и системно размещается видео о событиях в Минске, причем нет упора на «горяченькое», рассказываем о том, как меняется город, даем ежедневную хронику столичной жизни. Чтобы лет через 50 у наших потомков, заглянувших в архивы, не было ощущения «последнего дня Помпеи», сообщаем о том, что открываются детские сады, поликлиники, строятся жилые районы, а лопатами машут чаще при уборке снега…

Есть у нас такой девиз: «Создадим новое, сохраним лучшее!» Поэтому не отказываемся от бумажных изданий. Тираж «Вечернего Минска» – 103 тысячи, недельный тираж трех номеров «Минского курьера» – более 20 тысяч экземпляров. Несомненно, они рассчитаны на более взрослого читателя, который привык из газет узнавать о городских событиях. Минск – мегаполис, меняющийся на глазах. В последние годы столица притягивает крупнейшие политические и спортивные форумы мирового масштаба. Наша задача – рассказать обо всем, начиная от решений Мингорисполкома и заканчивая изменениями автобусного маршрута или установкой новых лавочек в соседнем сквере. Бытовые вопросы, проблемы ЖКХ чаще всего и становятся поводом для обратной связи.

- А мэр Минска читает городские СМИ?

- Владимир Кухарев - самый внимательный и требовательный читатель! В этом случае обратная связь заставляет мобилизоваться. На интернет-портале есть разделы «Примите меры!» и «Задайте вопрос столичным властям». Городские начальники приходят в эфир «Радио-Минск» и отвечают на вопросы. Учитываем «комменты» и на ютуб-канале. Не стану скрывать, модерируем их, потому что прилетает нецензурщина, а для государственного СМИ это неприемлемо.

- Согласны ли вы с тем, что дурно пахнущая информация сродни испорченной пище с той лишь разницей, что последняя влияет на пищеварение, а первая – на сознание? Как сегодня различить, какая информационная пища опасна для психического здоровья, а какая нет?

- В Исландии я пробовал хаукарль - протухшее мясо акулы. Пахнет отвратительно, но считается деликатесом. Акулы пера потому и называются так, что едко, саркастично, но порой со вкусом умеют выпотрошить некое событие или персону. Когда это по делу, обоснованно, меня не коробит. Но вы ведь намекаете на фейки и грязные технологии, которыми грешат телеграм-каналы и другие новые медиа? Сегодня не каждый способен отличить реальность от псевдоправды. Созданы программы, подменяющие лица и голоса в режиме реального времени: говорит один человек, а на экране совсем другой – хоть Трамп, хоть Александр Солодуха, они как аватары. Верить или нет - личный выбор. Некоторые люди жаждут заведомо ложной информации, чтобы подпитать свои убеждения, как говорится, получить бальзам на душу. Это благодатная почва для каналов сомнительного толка. Меня как журналиста учили, что информацию должны подтвердить три независимых источника, тогда ей можно доверять. Читателю, зрителю тоже стоит знакомиться с разными точками зрения, чтобы не оказаться в секте, которую зомбируют современными медиа, зачастую из-за рубежа.


- Как показали последние события, огромную конкуренцию традиционным СМИ составили мессенджеры и соцсети. Незаметно из безобидных текстовых болталок они превратились в полноценные коммуникационные центры. И уже сегодня помимо классического обмена сообщениями они реализуют голосовую и видеосвязь, обмен файлами, веб-конференции. Классические средства массовой информации прозевали подобную, не побоюсь этого слова, интервенцию? На ваш взгляд, что сегодня можно ей противопоставить?

- Мессенджеры эффективны для координации протестов, флешмобов, государственным СМИ это не нужно. Хороши телеграм-каналы для информационной и психологической обработки людей: можно писать все что угодно, не стесняясь в выражениях. Государственные СМИ этим не увлекались, пока гибридная война не постучалась в дверь. Стало ясно, что все средства хороши, даже если они выходят за рамки традиционной журналистики, и Муковозчик, Азаренок и «Желтые сливы» могут заткнуть за пояс фейк-ньюз с заграничной пропиской… Но добавлю: в контролируемом Беларусью информационном пространстве. Facebook, Instagram без суда и следствия удаляют «неправильные» аккаунты, а президент США запрещает TikTok, потому что он китайский. В прошлом году американские соцсети блокировали личные страницы белорусов, поддержавших Александра Лукашенко. Даже Трампа могут забанить, если что-то пошло не так...

- Имеют ли журналисты право на свое мнение, собственный взгляд или редакционная политика превыше всего? Сколько человек сегодня создает контент для агентства "Минск-Новости"?

- Личное мнение у журналистов? Конечно, есть! Во время творческих планерок бывают жаркие споры. Но, как заметил однажды Бернард Шоу, «каждый человек имеет право на собственное мнение – при условии, что оно совпадает с нашим». «С нашим» – значит, с политикой издания, учредителя. Полагаю, такое же правило действует в других СМИ.

В агентстве «Минск-Новости» полторы сотни сотрудников, большинство из них – творческие люди, универсалы, которые пишут и для газет, и для портала, некоторые еще и фотографируют. Корреспонденты ютуб-канала выполняют работу под ключ: сами снимают видео и монтирует его в смартфоне или на компьютере. Я тоже это делаю, веду видеоблог, снимаю сюжеты, все-таки 25 лет работы на телевидении не отпускают (смеется).

Про каждого коллегу стоит сказать доброе слово, но тогда вам придется отдать для публикации целый газетный разворот. Поэтому, если позволите, при помощи «СБ. Беларусь сегодня» я скажу одно большое спасибо всем сотрудникам агентства «Минск-Новости» за работу, терпение и верность своему делу!

- Позвольте, Юрий Васильевич, еще раз поздравить весь коллектив агентства "Минск-Новости" с юбилеем! Желаю всем творческих сил, интересных и креативных идей, а также душевного равновесия, здоровья и благополучия!

usachev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter