В нынешнем году Белкоопсоюзу исполняется 105 лет, а потребкооперации – уже более 150. К тому же в начале июля мировое кооперативное сообщество отметило профессиональный праздник. Все это хороший повод подвести некоторые итоги.
Фото из архива
Основная деятельность Белкоопсоюза – торговля. Более 5300 магазинов и 556 автолавок, доезжающих до 15 тысяч малых деревень, обслуживают треть населения страны. Наряду с привычными «Роднымі кутамі» активно открываются дискаунтеры «Мегаопт», магазины и секции на условиях франчайзинга. До конца года запланирована покупка еще 60 магазинов на колесах, сообщил Олег Мацкевич, председатель правления Белкоопсоюза.
– Приоритет отдаем товарам отечественного производства – они занимают более 90 процентов в общем объеме розничного товарооборота.
Кроме того, идет автоматизация бизнес-процессов – 1,5 тысячи торговых объектов уже подключены к единой информационной системе, на этот год запланировано еще 950.
«Бацькава булка» – новый каравай-фест
Практически каждое второе из тысячи кафе, баров и ресторанов потребкооперации – в сельской местности. Летом дополнительно открываются еще 500 сезонных. Тренд – создание специализированной сети под едиными брендами «ЛепимСами», «Еда&Кофе», TASTY, «Смажанка». И не только.20 августа в городском поселке Свислочь впервые пройдет каравай-фэст «Бацькава булка». Эта плетенка появилась после визита Президента в пекарню кооператоров в прошлом году и с тех пор пользуется неизменно широким спросом.
Дары родной земли
Белкоопсоюз выстроил эффективную схему закупок излишков сельхозпродукции с личных подворий, ягод и грибов. Заключено 380 договоров поставки с фермерами. Этим занимаются более 730 приемозаготовительных пунктов, 4 тысячи сельских магазинов, 900 заготовителей.– На межсезонье уже заложили 3,8 тонны картофеля, 5 тысяч тонн овощей и 1,2 тысячи тонн яблок. Эти запасы позволят обеспечить бесперебойную торговлю в собственной торговой сети, – уточнил Олег Мацкевич и добавил, что для снижения санкционного давления на потребительский рынок потребкооперация планирует расширить выпуск импортозамещающего ассортимента кооперативной промышленности.
Неплохо складывается ситуация с экспортом. В январе – мае выросли поставки в Тверскую область в три раза, в Ленинградскую – в 11,5 раза, Белгородскую – в восемь раз. Пошли отгрузки в Архангельскую, Владимирскую, Ивановскую, Тульскую области и в Пермский край. На 3 млн долларов продукции кооператоров купил Казахстан. Экспорт меха норки в Китай превысил 1,2 миллиона долларов США.
– В среднем шкурка подорожала наполовину, до 30-35 долларов. В 2021 году Белкоопсоюз реализовал 660 тысяч шкурок на 13 миллионов долларов. Более 90 процентов нашей пушнины идет на экспорт. Основные покупатели – Россия и Китай, – уточнил руководитель Белкоопсоюза.
Российская Федерация и Китай стали альтернативой переориентации экспортных товарных потоков с европейского и украинского рынков.
КСТАТИ
Потребительская кооперация Беларуси объединяет 280 тысяч пайщиков, обеспечивает занятость, социальные гарантии и стабильный доход 40 тысячам работников и обслуживает треть населения страны. Совокупный объем деятельности в 2021 году – 3,3 миллиарда рублей.