184 дня, которые изменили мир

Всемирная выставка в Китае прошла с поразительным успехом...

«Всемирная выставка в Китае прошла с поразительным успехом», — констатировал на церемонии ее закрытия президент Международного бюро выставок Жан–Пьер Лафон. Именно таких слов — совершенно справедливых — устроители и ждали. Месье Лафон знает, как сделать организаторам приятное: он старательно выговаривал целые предложения на совершенно для себя непонятном, но великом и могучем языке — китайском. Китайская часть публики была в восторге, остальные понимали намек: пришло время нового языка. Что шанхайская «ЭКСПО» и доказала с этим самым «поразительным успехом».


Что было


Каждый, кто побывал на «ЭКСПО» хотя бы раз за 184 дня ее работы, готов подтвердить: это был удивительный опыт. Хотя больших сюрпризов от выставки не ждали: времена, когда поражавшие воображение научно–технические новинки вроде телефона или телевизора дебютировали на подобных выставках, прошли. Сейчас большинство дебютов в этой области если и не проходит в интернете, то с его помощью мгновенно становится доступным всем. И все же шанхайская «ЭКСПО» смогла и удивить, и поразить.


Больше всего от ее проведения выиграла страна–организатор — в этом нет сомнений. Китаю удалось заявить о себе и громче, чем прежде, и иначе. Можно сколько угодно спорить о качестве китайских товаров, но факт остается фактом: они захватили весь мир. Возможно, поэтому для организаторов «ЭКСПО» главной целью было не продвижение своих товаров (хотя и не без того), а пропаганда мощного Китая — страны, на многое способной и ко многому готовой. Здесь это эфемерно называют «мягкой силой». Сегодня Китай, оттеснив Японию, уже стал второй экономикой мира. Если он продолжит развиваться нынешними темпами (а к этому имеются все предпосылки), то к 2025 г. обгонит США и станет страной с самой мощной экономикой. Более того, выработана куда более долгосрочная и амбициозная стратегия: к 2050 г. стать вторым самым мощным и влиятельным государством мира. Эти мощь и влияние, понятно, включают не только экономические факторы, но и эту самую «мягкую силу». Так что «ЭКСПО» — как раз в русле этой стратегии: китайцы ведь мыслят не пятилетками и даже не десятилетиями — столетиями.


Генеральный секретарь Международного бюро выставок Висенте Лосерталес отметил, что шанхайская «ЭКСПО» была самой представительной и лучше всего организованной за всю историю всемирных выставок». И это тоже неоспоримый факт: например, впервые за 159–летнюю историю подобных выставок в ней принимали участие 14 островных государств Тихого океана и 12 стран Карибского бассейна. И они — с уникальными, яркими и при этом не очень известными в мире культурами — стали настоящим украшением «ЭКСПО». Но весьма вероятно, что их первое участие останется и последним. Потому что за удовольствие видеть эти страны у себя в гостях платил Китай. Сочтет ли подобные траты оправданными хозяйка следующей «ЭКСПО» — Италия, — большой вопрос.


Чем город успокоится


Китайцы, которых мы стереотипно подозреваем в нехватке креативности, на самом деле умеют генерировать отличные идеи и яркие лозунги. Вспомните хотя бы девиз пекинской Олимпиады «Один мир — одна мечта». Надеюсь, что тому, кто придумал тему шанхайской «ЭКСПО» «Лучше город — лучше жизнь», оргкомитет выдал большой приз. Потому что тема суперактуальная: уже сегодня в городах живет больше половины населения планеты. На шанхайской «ЭКСПО» понятия «глобализация» и «глобальная деревня», которые до сих пор казались красивыми, но больше метафорами, окончательно материализовались. Здесь можно было буквально физически ощутить тесноту мира, с одной стороны, и его неповторимость и хрупкость — с другой.


Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, назвавший шанхайскую «ЭКСПО» событием «даже историческим», сказал, что она дает надежду на решение обостряющихся проблем урбанизации. И добавил: «Надеюсь, что Китай станет пионером в этой области».


Китай, конечно, не против, особенно с учетом того, что ускоренная урбанизация здесь — официальная государственная политика. Когда взялись за дело всерьез, то оказались в лодке со всем миром, который на пути урбанизации и индустриализации сталкивается с серьезными вызовами в области демографии, транспорта, загрязнения окружающей среды, использования ресурсов, ликвидации бедности и столкновения цивилизаций.


Впервые в истории всемирных выставок (в Шанхае было очень много таких «впервые») организовали район передовой городской практики — для знакомства с разнообразными инновационными концепциями. Опыт горожан Мекки, живущих в суровых условиях пустыни, — пример гармоничного слияния человека и природы. Стратегия поступательного развития Парижа демонстрирует характер французов, умеющих превращать сложное в простое и стремящихся все к той же цели — гармонии. Публичное жилье для аренды в Мадриде — инновационный эксперимент, нацеленный на улучшение условий жизни для всех горожан.


В этой части выставки, где города рассказывали о своем опыте борьбы с вызовами урбанизации (чаще успешном), побывало огромное количество делегаций из самых разных регионов Китая, изучавших иностранный опыт с любопытством примерных учеников. Вот увидите — пройдет немного времени, и жизнь в городах Поднебесной улучшится по примеру Мадрида, Парижа и Мекки. Китайцы знамениты своими способностями учиться и заимствовать.


Опубликованная по итогам Всемирной выставки Шанхайская декларация выдвинула инициативу об установлении 31 октября (день закрытия «ЭКСПО–2010») Всемирного дня города — чтобы «вдохновить человечество на неустанное стремление и усилия во благо инновационного и гармоничного развития городов».


Что будет


Лучшие павильоны получили свои призы — и что теперь? А теперь в соответствии с принятыми Международным бюро выставок правилами их все нужно снести. Из всего великолепия «ЭКСПО»– парка на своих местах останутся только павильон Китая (это будет национальный музей, он откроется для посетителей в декабре), «ЭКСПО»–центр, концертный зал и центральный бульвар.


Но, конечно, не все так печально. Например, павильон Тайваня уже купила тайваньская же компания — она его перевезет на родину. Павильон Непала, стилизованный под буддистский храм, выкупила компания из богатой китайской провинции Чжэцзян — в нем устроят буддистский тематический парк, китайские туристы любят такие развлечения. Некоторые павильоны начали себя распродавать еще за несколько месяцев до окончания выставки. Например, очень популярный у посетителей благодаря своей горной подвесной дороге павильон Швейцарии продавал солнечные батареи, которые и питали эту самую дорогу, в своем магазине. Павильон Испании, получивший бронзовую награду за дизайн, продавал ивовые циновки, составлявшие его фасад, с аукциона. Павильон Мадрида в районе лучших городских практик останется на своем месте в шанхайском районе Пуси. Павильон китайских частных компаний будет вывезен в другой район города и станет центром частных компаний — в нем будут устраивать конференции и проводить торговые ярмарки.


Да и сама «ЭКСПО» не покинет Шанхай безвозвратно — она останется в его музее. Пусть не вся, а лишь частями, но это все же лучше, чем ничего. Кстати, экспонаты из павильона Беларуси в этом музее тоже будут.


Генеральный секретарь Международного бюро выставок Висенте Лосерталес считает, что ошеломляющий успех «ЭКСПО» в Шанхае «будет вдохновлять организаторов последующих выставок». Лично я Милану, который будет принимать у себя через пять лет следующую Всемирную выставку, даже немного сочувствую — трудно будет выдержать сравнения. Но тут нужно понимать, что успех шанхайской «ЭКСПО» стал возможен благодаря мощной поддержке со стороны правительства, вложившего в этот проект огромные деньги, — это раз, и благодаря тому, что Китай — самая населенная страна мира, которая, по сути, еще только начинает по–настоящему знакомиться с миром, — это два. Ничего этого у Милана нет. Что может заставить избалованных зрелищами итальянцев пойти на «ЭКСПО» с темой «Накормить планету, энергия для жизни»? Не знаю. Впрочем, сами итальянцы ставят перед собой реальные цели: 150 стран–участниц и 20 млн. посетителей. Это кажется вполне достижимым.


В самом же Китае то и дело раздаются возгласы: «До свидания, «ЭКСПО»! Здравствуй, «ЭКСПО»!» О своем намерении бороться за право проведения Всемирной выставки в 2025 г. уже объявил Гуанчжоу — третий самый богатый город Поднебесной.


Шанхай — Пекин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter