Старейшей женщине мира Марии Браньяс Морере 116 лет. Она активный пользователь социальных сетей и напоминает всем, что жизнью просто необходимо наслаждаться. Какие они, те, кому жизнь подарила возможность перешагнуть столетний рубеж? Позитивные, любящие жизнь, добрые, увлеченные своим делом и не всегда ведущие здоровый образ жизни. Что определяет продолжительность нашей жизни? Об этом «Р» узнавала у ведущего научного сотрудника лаборатории экологической генетики и биотехнологий Института генетики и цитологии НАН Беларуси Елены Михаленко.
Елена Михаленко, ведущий научный сотрудник лаборатории экологической генетики и биотехнологий Института генетики и цитологии НАН Беларуси.
Тема, волнующая многих
По данным Организации Объединенных Наций, к 2020 году количество жителей планеты старше 60 лет превысило 900 миллионов человек, наполовину перекрыв данные 2000-го. То есть всего лишь за последние 20 лет продолжительность жизни людей в мире увеличилась. Более того, прогнозируется, что уже к 2030 году цифра вырастет еще более чем на 50 процентов. При этом около 8—10 процентов составят люди старше 85 лет.
Тема долголетия волновала и волнует людей всего мира. Над ней работают исследователи многих стран. Не исключение и Беларусь. Наши ученые который год ведут исследования по теме долголетия. Кстати, для нашей страны коэффициент старения населения — удельный вес лиц старше 65 лет в структуре всего населения — уже в 2019-м составлял около 20 процентов, а это приличный показатель. Так каков же портрет белорусского долгожителя?
По словам Елены Михаленко, исследования по теме долголетия ведутся Институтом генетики и цитологии НАН с кафедрой геронтологии БелМАПО:
— Наши коллеги напрямую общаются с пациентами и отмечают, что долгожители — это, как правило, люди, живущие в семьях, имеющие более высокий уровень социального взаимодействия и коммуникабельности. То есть ведут активный образ жизни, имеют хобби, общаются с друзьями. Кроме того, выявлено, что пациенты, происходившие из рода долгожителей, где продолжительность жизни родителей была более 85 лет, также были более социально активными, имели лучшие когнитивные функции, а в структуре заболеваемости — меньшее количество сопутствующих патологий.
Согласно статистике, уже к 2030 году каждый пятый житель нашей страны достигнет возраста 65 лет. Сейчас в Беларуси проживает около 1,5 миллиона людей старше 65 лет, около миллиона из которых — пенсионеры в возрасте 65—75 лет, остальные — люди почтенного возраста от 75 лет и старше. А более 400 перешагнули вековой рубеж. Кто же эти люди, на жизнь многих из которых пришлись тяготы и лишения войны? Уникальные данные о них легли в основу базы ДНК белорусских долгожителей, говорит Елена Михаленко. Сегодня там содержатся данные о 200 гражданах старше 90 лет и о 500 — в возрасте 60—89 лет.
— С 2018-го у нас в стране создана обширная база ДНК белорусских долгожителей. Здесь не только их генетические, но и биохимические данные. Исследовали состав крови — уровень глюкозы, холестерина и т.д., а также гормональный статус этих людей — уровни гормонов эстрогена, андрогена, а также гормонов надпочечников. Эти данные — бесценный материал для проведения различных исследований, по результатам которых мы получаем новые знания о механизмах долгожительства, вариантах коррекции образа жизни для продолжения активного периода жизни. Вся информация используется нашими коллегами из БелМАПО при повышении квалификации врачей общей практики, врачей-терапевтов, врачей-гериатров.
Генетика решает не все
Предупрежден — значит вооружен. Знания механизмов долгожительства, убеждена Елена Михаленко, способны изменить жизнь людей:
— Безусловно, пополнение знаний о процессах старения, путей улучшения качества жизни пожилых людей относится к одной из наиболее актуальных задач современного общества любой страны, в том числе и у нас. Поэтому в настоящее время в стране идет реализация Национальной стратегии «Активное долголетие — 2030», которая включает также и формирование стратегий, направленных на профилактику и лечение широко распространенных социально значимых заболеваний.
К слову, исходя из обновленной классификации, ВОЗ старческий возраст определяет только с 75 лет. И это вполне оправданно, ведь сегодня все больше активных людей — из тех, кому «за». Как оправдана поднятая пенсионная планка и у нас в стране. У кого повернется язык назвать цветущую 55-летнюю женщину старой? Продолжительность жизни растет еще и потому, отмечает собеседница, что даже выходя на пенсию, человек не планирует сидеть дома:
— У нас нет ограничения: «Вышел на пенсию — сиди дома». Если человек понимает, что он может работать, он продолжает трудиться.
В Территориальном центре социального обслуживания населения Фрунзенского района пенсионеры занимаются индийскими танцами.
Ошибочно думать, что залог долгой жизни кроется только в генетике. По крайней мере, президент Всемирного сообщества долголетия Роберто Пили отмечал, что генетика — всего лишь четверть успеха. Не менее важны взаимодействие с окружающей средой, стиль жизни, питание и культурное развитие.
Елена Михаленко составила свой рейтинг, где по 30 процентов отвела образу жизни, генетике и окружающей среде:
— Мой рейтинг таков. Образ жизни, включая питание, физическую активность и национальные традиции, составляет 30 процентов успеха. По столько же закладывают генетика / наследственность и окружающая среда (место проживания, условия труда). На четвертом месте (до 10 процентов) — уровень медицинского обслуживания.
Без сомнения, есть ряд заболеваний, которые идут вразрез с долголетием. Но, убеждена специалист, их можно и нужно предупредить:
— Ряд хронических патологий связывают с уменьшением продолжительности жизни. В первую очередь это сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, ряд онкологических заболеваний. Все эти проблемы называют также многофакторными, так как их развитие определяется совокупностью неблагоприятных факторов, включая неправильное питание, наследственность, вредные привычки, загрязнение окружающей среды.
Предупреждение, профилактику этих заболеваний начинать нужно со школьного возраста, убеждена ученый.
Мы то, что мы едим
Сегодня, все больше изучая науку о питании, мы понимаем, что оно тоже во многом залог долголетия. Более того, если это еда, которая подходит именно нам. Ответы на эти вопросы дает нутригеномика.
— Изменением питания можно существенно повлиять на функциональное состояние организма и особенно на обмен веществ, так как питание является одним из важнейших профилактических средств в борьбе за здоровье и долголетие, — делится информацией собеседница. — Наоборот, нарушение питания нередко становится причиной развития серьезных патологических процессов в организме. Многочисленные эпидемиологические и клинические исследования показывают, что высококалорийная диета с большим количеством жира, содержащего насыщенные жирные кислоты, холестерин, простые углеводы и поваренную соль, способствует развитию гиперхолестеринемии (нарушение метаболизма холестерина), ожирения, сахарного диабета, артериальной гипертензии. То есть из-за такого меню возникают нарушения, которые становятся факторами риска атеросклероза и инфаркта. В свою очередь, развитие этих патологий зависит также и от наших генетических особенностей. Поэтому разработанная диета с учетом наличия генетического риска либо позволяет снизить риск многих хронических заболеваний, либо способствует длительной ремиссии уже имеющихся заболеваний. Собственно, этим и занимается нутригенетика.
Впрочем, история ведь знает примеры тех, кто мало заботился о здоровье, но прожил долгую жизнь. Так как все же правильно? Ученый уверена, что такие примеры — это скорее исключение из правил:
— Вариант «всю жизнь курил или пил, но прожил долгую жизнь» — это единичные случаи, и, как мне кажется, немногие лично знают в своем окружении таких людей, чаще это «мне рассказывали». В моем личном рейтинге все-таки правильный образ жизни как фактор долголетия находится на первом месте.
Особенный ген существует
Еще несколько лет назад отмечалось: белорусские ученые нашли суперген, связанный с долголетием. Означает ли, что автоматически только носители этого гена будут жить долго?
— Действительно, исследования показали, что у наших долгожителей чаще встречается благоприятный вариант гена, который определяет правильное функционирование ряда систем, включая иммунную, сердечно-сосудистую, — объясняет Елена Михаленко. — Но было бы неправильно говорить, что только носители этого гена будут жить долго. Мы ожидаем, что такая информация будет использована правильно людьми второй группы. Это означает, что носители неблагоприятного варианта такого гена должны быть внимательнее к своему здоровью. К слову, эти люди как раз могут быть группой, для которых необходим ряд профилактических мероприятий.
Институт генетики и цитологии, кафедра общей врачебной практики с курсом гериатрии БелМАПО и Минский областной клинический госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны имени П. М. Машерова продолжают работу в области долголетия.
— Речь об исследованиях, направленных на оценку риска нарушения липидного обмена, связанного как с заболеваниями обмена веществ и сахарным диабетом, так и с сердечно-сосудистыми заболеваниями, — поясняет собеседница. — Эти исследования включают выявление биохимических и генетических показателей таких проблем, а также изучение состава кишечной микробиоты. Планируем к концу года разработать алгоритм оценки нарушения липидного обмена, который затем можно будет использовать в работе ряда лечебных учреждений.