В Гродненской тюрьме № 1 продолжается судебное рассмотрение уголовного дела банды Автуховича. Уже не один месяц судебные заседания посвящены в основном оглашению письменных материалов.
Иногда оглашение прерывается показаниями свидетелей. Это те, кто случайно пересекался с кем-то из террористов и те, кто не стал им помогать. Да, встречаются в этом деле и разумные люди, которые, услышав разглагольствования Автуховича, крутили пальцем у виска и говорили, что им не по пути.
В сегодняшнем заседании выступит свидетель, приглашенный в суд обвиняемым Павлом Резановичем, и продолжится оглашение материалов дела.
Скамья подсудимых в слегка измененном составе – Антон Мельхер отпущен под домашний арест. Теперь он обязан являться в каждое заседание в сопровождении сотрудников, контролирующих его под арестом. Антон Мельхер обвинялся по статье о массовых беспорядках, поэтому суд счел возможным освободить его до окончания рассмотрения дела. Все остальные обвиняемые на месте: Николай Автухович, Сергей Резанович, Павел Резанович, Любовь Резанович, Галина Дербыш, Виктор Снегур, Владимир Гундарь, Ольга Майорова, Ирина Мельхер, Павел Сава, Ирина Горячкина.
Чем ближе приговор, тем сидящие на скамье подсудимых все больше сникают и становятся тише. Не слышно выкриков, никто не читает стихи, да и петь-танцевать обвиняемым что-то уже не хочется. Видимо, неумолимо надвигающийся приговор не добавляет оптимизма и желания паясничать.
А вот главный фигурант все также пытается скромно прикрыться тетрадочкой. Но не по размеру той тетрадочке «гюльчатай». Из «укрытия» предательски торчат щеки и подбородки. И куда ж им деваться, если Автухович в этот раз даже на диете посидеть не захотел. Какие-то жалкие 20 дней всего. Правда врал, что диета была голодовкой, да еще и на сухую, но это скорей по привычке.
Раньше ведь безоговорочно подхватывали любую глупость, которую выносил на свободу адвокат. А теперь что-то не очень верят и даже следы «разложения почек», которые, видимо, лично «обнаружил» в своем анализе Автухович, никого особо не впечатлили. Посмеялись немного те, кто внимательно следит за ходом процесса, и на этом все. Но таких сейчас ничтожно мало, даже среди бывших соратников Автуховича по «борьбе». Времена окончательно изменились, проблемы террористов уже никого не интересуют.
А ведь так хотелось, чтобы как раньше – 70 дней голодовки, 90... И истерические интервью, публикации: герой умирает, нет, еще немного поживет, нет, завтра уже все, нет, герои не умирают! Но не получилось. И «герой» совсем не умирал, да и истерику разгонять никто не стал. Так, немного поговорили, где-то опубликовали и забыли. А то ли еще будет! Вот вынесут приговор, пройдет пару месяцев, максимум до апелляции, а потом все, забудут эту шайку террористов, как и не было ее. И только у самих фигурантов останутся долгие годы для сожалений – а стоило ли и ради чего? Но эти вопросы задавать уже поздновато, наворотили достаточно, наказание получат соответствующее. Хватит времени и вопросы себе позадавать, и выводы правильные сделать, и о не особо радостном будущем подумать. Это, конечно, если есть склонность к здравым размышлениям...
Павел Резанович был лучшим судебным исполнителем области
Свидетель Дмитрий Иванович Кротов, приглашенный в заседание Павлом Резановичем, ранее был сослуживцем и начальником Резановича, работал заместителем начальника управления принудительного исполнения Брестского облисполкома.
Обвиняемый хочет получить от свидетеля информацию о том, кто и как подготовил список запросов в систему МВД, которые осуществлял Резанович в период 01.01.2020 – 01.12.2020 года. Данный список был представлен в судебных заседаниях и свидетельствовал о том, что Резанович, пользуясь служебным положением, по просьбе Автуховича осуществлял запросы в базе МВД о нахождении в розыске как самого Автуховича, так и других граждан. Например, анархистов Николая Дедка, Игоря Олиневича и других.
Свидетель Кротов разъяснил, что запрос направлялся в Министерство юстиции Республики Беларусь. Далее сотрудник Брестского УПИ произвел выборку из нескольких десятков тысяч запросов, сделанных Резановичем за запрашиваемый период. Исходя из полученных данных, Павел Резанович сделал 387 запросов, не имеющих отношения к сфере его рабочих интересов.
Резанович не отрицает, что выяснял информацию, в том числе и в базе МВД по просьбе Автуховича. Но напирает на то, что в списке Минюста есть близкие родственники должников, чьи дела находились у него в работе.
Свидетель несколько раз поясняет, что из списка исключены родственники лиц и сами лица, с которыми Резанович работал. Список оценивался на относимость запросов к служебной деятельности Резановича.
Но обвиняемый сильно недоволен, что его на всю страну обвиняют в том, что он делал такое количество запросов, не связанных с его работой. То есть когда Резанович искал в базах данных информацию по анархистам и другим участникам банды, его ничего не смущало, а теперь он бьется за каждую цифру. Видимо, надеется, что это каким-то образом облегчит его участь.
Свидетель по просьбе судьи охарактеризовал Резановича: был признан лучшим судебным исполнителем Брестской области, стал начальником отдела, относился к работе ответственно, никаких отрицательных моментов в его работе не было. Кроме того, что с террористом Автуховичем связался. А так действительно был хорошим сотрудником, которого ценило начальство...
Майорова неуклюже попыталась подвести свидетеля к тому, что запросы были сделаны тогда, когда Резанович уже находился в СИЗО и следователи получили доступ к его компьютеру. Но не удалось, сам Резанович не поддержал ее фантазии, отрубив, что пароль доступа был только у него и процедура получения доступа к информации занимает не одну неделю.
Из показаний свидетелей, оглашенных в суде
В суде оглашаются показания свидетелей, которые по уважительным причинам явиться в суд не смогли.
Из показаний свидетеля Наумчика Аркадия Аркадьевича. Владеет шиномонтажем в Волковыске, с Автуховичем познакомился и подружился, когда у того еще была служба такси. Давал Автуховичу ключи от гаража и помещения над гаражом, которые находились в пригороде Волковыска. Для чего Автуховичу был нужен гараж и помещение – не знает. Думал, что для встреч с женщинами.
Сам встречался с Автуховичем после выборов по его просьбе. Фигурант расспрашивал о настроениях жителей Волковыска после выборов. Разговаривали о политике, о жестокости силовиков по отношению к митингующим, Автухович рассказывал о своих планах, но участвовать в них не предлагал. Потерпевшего Лутченко (были сожжены машина и дом) свидетель знает, считает, что именно он дал сведения об участии свидетеля в незаконных митингах в Волковыске. Но, как заверил свидетель, к Автуховичу с просьбой расправиться с имуществом Лутченко он не обращался.
Из показаний свидетеля Иванова Дмитрия Андреевича. Сторонником власти не является, но на митинги и прочие незаконные акции в 2020-м не ходил. На занятиях по стрельбе из лука познакомился с Пацаем Алексеем. В августе 2020 года Пацай был задержан на незаконном массовом мероприятии. После освобождения рассказывал свидетелю, какой беспредел творится в стране. Затем Пацай вел разговоры о том, что мирные протесты ни к чему не ведут, и у него есть серьезные люди, которые жгут имущество сотрудников милиции. Предложил свидетелю присоединиться к «серьезным людям», обещал, что будут даже платить. Такие же разговоры Пацай, по его словам, вел с другим посетителем клуба стрельбы – Никитиком. Свидетель обдумал предложения Пацая и решил, что ему это не нужно. Поэтому на предложения Пацая о встрече с «серьезными людьми» не отвечал и Пацай перестал настаивать. Автуховича и других обвиняемых не знает.
Показания Никитика Василия Анатольевича полностью подтверждают показания Иванова. Ему Пацай называл фамилию Автуховича, предлагал обучение в Украине. Никитик от предложений отказался, как и другие члены клуба, с которыми Пацай вел разговоры на такие темы.
Любовь Резанович пыталась завладеть гранатой
Из протокола допроса Балачук Мирославы Викторовны, которая 1 декабря 2020 года была приглашена в качестве понятой при производстве обыска в доме, гостевом доме и гараже, принадлежащих Любови Резанович.
В ходе проведения обыска в доме были обнаружены: деньги в различных валютах, балаклава, нож в чехле, электрошокер, две кобуры скрытого ношения, рации. Резанович пояснила, что это вещи ее кума, Автуховича, который гостил у нее в доме со своей подругой Ириной Горячкиной. Объяснить, почему вещи, принадлежащие Автуховичу, находились в том числе и в комнатах, где проживали хозяева, Резанович не смогла.
В ходе оглашения показаний свидетеля, Резанович комментировала со своего места, что она не видит никаких проблем в том, что Автухович оставлял свои вещи, где ему хотелось. Конечно, никаких проблем, кроме срока для себя и близких.
В гараже были найдены: автомат КСУ, два магазина с холостыми патронами, множество патронов, в том числе к оружию, которого в гараже не было, восемь гранат РГД-5, 88 тротиловых шашек, балаклавы, рации. Резанович перед началом обыска гаража заявила, что все вещи в гараже принадлежат ей. Потом, конечно, передумала и сказала, что это все принадлежит Автуховичу.
В гостевом доме была изъята компьютерная техника, принадлежащая Павлу Резановичу (сыну), найдены папки с материалами исполнительных производств, которые он вел. Резанович испугалась, что у сына будут проблемы из-за найденных документов. Поэтому поставила условие: если папки с документами изыматься не будут, то она покажет следователю, где она спрятала другие вещи Автуховича. И потребовала, чтобы вещи, которые она спрятала, принесли в гараж и все выглядело, как если бы она их никуда не выносила.
Когда Резанович намекнули, что ставить условия не в ее интересах, она согласилась показать тайник без всяких условий. Следователь и понятая поехали с Резанович в лесополосу, где Любовь водила их по лесопосадке минут 20. Имитировала поиски. После предложения следователя о вызове всех участников обыска для прочесывания леса, моментально «вспомнила» направление и нашла место тайника.
Подойдя к месту, Резанович подняла рюкзак, приоткрыла его, после чего следователь потребовал, чтобы она поставила его на землю, ничего в нем не трогала и отошла на некоторое расстояние. В рюкзаке были найдены гранаты, патроны и пистолеты. По словам свидетеля, Резанович обращалась с рюкзаком аккуратно.
Резанович в ходе оглашения показаний свидетеля неоднократно выкрикивала о том, что это ложь и ее пытаются оклеветать. Требовала у адвоката узнать адрес свидетеля, зачем ей адрес – не понятно.
Показания следующего свидетеля, Киселя Андрея Георгиевича, полностью подтвердили показания понятой Балачук.
Резанович продолжала выкрикивать, что свидетели не пришли в суд, потому что им стыдно, а все их показания – ложь и неправда. Хотя чего уже сейчас что-то выкрикивать, когда в твоем доме и гараже нашли целый арсенал оружия, а сама ты какое-то его количество прятала в лесу. Тут надо кричать только «Простите меня, я больше не буду!» И даже это, скорей всего, не поможет...
Судебные заседания по делу банды Автуховича продолжаются.