Наши корреспонденты воспроизвели новогоднее меню из «Иронии судьбы» и завезли его по нестареющему адресу

— Считаете нас легкомысленными? — Пожуем — увидим!

Наши корреспонденты воспроизвели новогоднее меню из «Иронии судьбы» и завезли его по нестареющему адресу: Строителей, 25—12

В настоящих шедевров длинный след ремейков и интерпретаций. К цитатам, сюжету и героям кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», без которого вот уже 46 лет не обходится ни одна встреча Нового года, мы продолжаем обращаться вновь и вновь. Недавно американцы вместе с россиянами объявили о съемке новой версии старого доброго советского фильма. На «Мосфильме» в этом году воспроизвели точную копию комнаты Нади Шевелевой, где можно по предварительной брони провести предновогодний вечер. Вот и «Рэспублiка» поддержала этот тренд. Организовали приятный сюрприз тем, кто живет, как в «Иронии судьбы», по адресу: улица Строителей, дом 25, квартира 12. Им презентовали полную версию новогоднего меню из легендарной картины. Кушать, как говорится, подано! Праздник к вам пришел.

Не сочли ли там гадостью нашу заливную рыбу? Ходят ли хозяева под Новый год в баню? Замечено ли у них сходство судеб с героями кинофильма? Все это на месте своими глазами увидели корреспонденты «Р».

Кто стол, как в фильме, нам готовит?

Первая часть реализации идеи — гастрономическая. Воссоздать новогоднее меню «Иронии судьбы» согласились в Минском государственном профессионально-техническом колледже кулинарии. Приготовить главные блюда, украшающие стол Наденьки Шевелевой и других героев, — ростбиф, оливье, салат из крабов и заливную рыбу — доверили отличнику образования, автору учебного пособия по технологии приготовления пищи Светлане Рагель. Помогал наставнице ее ученик, 18-летний Владислав Талимончик.

Заливную рыбу и ростбиф а-ля «Ирония судьбы», оливье и салат из крабов приготовили для семьи с адресом «по фильму» преподаватель столичного колледжа кулинарии Светлана Рагель и ее ученик Владислав Талимончик.

— Рецепты из «Иронии судьбы» в основном простые, они под силу даже новичкам, — констатирует Светлана Ивановна. — Исключение — заливная рыба. Блюдо достаточно трудоемкое, требующее времени. Наденьке Шевелевой следует отдать должное — раз оно присутствовало у нее на столе, значит, хозяйка она была хорошая.

Определенные навыки, по мнению Светланы Рагель, нужны и для приготовления ростбифа. Справедливости ради отметим, что мы и не знаем, как он выглядит в фильме, — на столе этого блюда не показали, но главная героиня предлагает его попробовать Ипполиту. Чтобы ростбиф получился сочным и нежным, важно правильно выбрать мясо — нужна именно вырезка. Допускается использовать спинную или поясничную части говядины. Мясо натирают солью с перцем и обжаривают.


На приготовление четырех блюд у Светланы Ивановны ушло почти полтора суток. Самая долгая часть работы — заливная треска: два часа готовился соус-желе, еще четыре ушло на оформление, поэтапную заливку в несколько слоев и охлаждение.

Завершающая стадия воссоздания меню «из кино» — нарезка салатов.


— Блюдо, которое в фильме обозначают как оливье, правильно называется овощным салатом с колбасой, — заметила Светлана Рагель. — Кстати, если сейчас его чаще делают со свежим огурцом, то во времена СССР, когда зимой свежие овощи купить было очень сложно, добавляли соленый.

Владислав тщательно отмеряет ножом кусочки моркови.


— Полсантиметра на полсантиметра! — регулирует размер ингредиентов наставница и поясняет: — Это не только для тренировки, чтобы будущий повар мог хорошо управляться с ножом. В советское время салаты резали как можно мельче. Дело в том, что колбаса была дефицитным продуктом. Сама помню, какие мы за ней очереди отстаивали. Чтобы колбасы в каждой ложке казалось много, кусочки делали максимально мелкими. А сейчас в приготовлении салатов, наоборот, популярна более крупная нарезка. Она появилась благодаря принципам здорового питания. Научно доказано, что в больших кусках овощей и фруктов лучше сохраняются витамины: меньше контакта с ножом и воздухом — меньше разрушаются полезные вещества.

Светлана Ивановна, виртуозно владея ножом, создает из яйца фигурные детали для украшения салата. По ее мнению, настоящий повар никогда не прибегает к комбайнам и другой автоматике. Чем больше работаешь руками, тем сильнее продукту передается энергетика, настроение. А поскольку Светлана Ивановна очень любит готовить, то верит, что этим прекрасным чувством насыщается и блюдо.


Интересуюсь у поваров традициями встречи Нового года.

— Без «Иронии судьбы» я праздника себе не представляю, — признается Светлана Ивановна. — Люблю этот фильм за ощущение сказки и искренность отношений героев. Картина ясно отображает, что выбор продуктов у советских людей был однозначно меньше, а вот полноценного общения — больше, чем у нас, современников. Тогда чаще ходили друг к другу в гости. Сейчас поздравления заменяют шаблонами из мессенджеров, включенными в рассылку, а поход в гости — разговором онлайн.

Представитель цифрового поколения Владислав Талимончик не совсем согласен с наставницей. Хоть он телевизор почти игнорирует, но фильм «Ирония судьбы» смотрел вместе с родителями. И поздравлять друзей и знакомых с Новым годом предпочитает лично.

— Это кино, конечно, не про современную молодежь, но его приятно смотреть: там все очень эстетично, — вынес вердикт будущий повар.

В тему эстетики углубляемся все больше, когда оформляем салаты. Решено сделать это по-советски — вперемешку, выложив сверху фигурные ромашки из яичного белка и моркови. Сейчас оливье принято выкладывать слоями.

Полный ассортимент

В «Иронии судьбы» гостям предлагают отведать не только ростбиф, оливье, салат из крабов и заливную рыбу. Есть еще ман­дарины, салат из свеклы, яйца под майонезом, шпроты, зеленый горошек в отдельной мисочке. По теперешним меркам не особо впечатляющий праздничный набор. Особенно с учетом сервировки: шпроты на столе у Наденьки Шевелевой выставлены на обозрение прямо в жестяной банке. В 1975-м такой продукт был предметом гордости, свидетельством достатка семьи. Как и колбаса сервелат, нарезку которой предлагает главная героиня фильма. Ради них надо было штурмовать прилавки магазинов задолго до праздников. Однозначно, что кушать мы стали и сытнее, и разнообразнее.

Ну и последнее — напитки. Кроме яблочного сока в стеклянном графине, на столе у Нади Шевелевой были шампанское, армянский коньяк и вино мускат. Их из фильма, как из песни слов, не выбросишь. Исключительно в целях воссоздания полной версии праздничного стола а-ля «Ирония судьбы» мы их тоже доставили на Строителей, 25–12.

Заветный адрес в Горках.

Сразу оговорюсь: версия адреса не совсем точная. В кино речь идет о 3-й улице Строителей, но в Беларуси такой нет. Зато имеется несколько многоквартирных домов с 25-м номером по улице Строителей в районных и областных городах. Остановились мы на городе Горки. Хозяйкой там оказалась не Наденька, а Натальюшка. Фамилия — Байголова. Бухгалтер местного жилищно-коммунального предприятия. Замужем, двое сыновей. Причем Наталья не просто поклонница «Иронии судьбы», но еще и ровесница легендарного фильма. Как оказалось, ей не раз уже звонили с телевидения, предлагая снять сюжет о том, как в этой квартире встречают Новый год, однако всякий раз семья отказывалась. Но тут решили не противиться судьбе.

Волшебство в 12-й квартире

Девятиэтажку из красного и молочного кирпича, в которой живет семья Байголовых, типовым зданием, как это было в фильме, не назовешь. Жилье кооперативное. Семья построила его десять лет назад.

Распахнув двери 12-й квартиры, хозяйка встречает гостей нежной, почти как у Барбары Брыльской, улыбкой. Двоюродная сестра Светлана с сыновьями-школьниками пришли поддержать Наталью, потому что супруг и сыновья в этот день находились за пределами города. На Новый год, по словам Натальи, вся семья будет в сборе.

Как и в «Иронии судьбы», в семье Байголовых существует традиция: каждое 31 декабря ходить в баню, чтобы встречать наступающий год чистыми телом и душой. Правда, происходит это не в Горках, а в деревне, на родине мужа, где собирается много родственников. А вот наступающий 2022-й, скорее всего, Байголовы впервые отметят в городской квартире.

На нашем столе были и ростбиф, о котором Надя Шевелева только говорила, но в фильме его не показали, и салат из крабов (его предлагала Лукашину Галя), и яблочный сок в стеклянном графине. Нашли хрустальные бокалы и салатницы, которые сейчас уже не в моде.

Накрываем на стол, сверяясь с кадрами из кинофильма по ноутбуку. Хозяйка сравнивает «киношную» версию новогоднего стола со своей.

— Шпроты мы, конечно, в банке никогда на стол не ставим, разве только на бутерброды можем положить, — говорит она. — Яйца под майонезом тоже еда будничная. На праздник нужно нафаршировать грибами и сыром. Из зеленого горошка новогоднее лакомство тоже так себе, хотя мы очень любим горох, выращенный своими руками. А вот оливье и полусладкое шампанское на столе, как и в «Иронии судьбы», у нас обязательный атрибут. Каждый Новый год стараемся находить какой-нибудь интересный рецепт в интернете и встречать наступающий гастрономической новинкой.

Провожали нас почти как родственников.

Фильм «Ирония судьбы», по мнению Натальи Байголовой, пленяет своей атмосферой волшебства.

— Его смотришь — и начинаешь верить в чудо, в исполнение мечты, — признается героиня. — Верю, что под Новый год желания могут осуществиться, и в первую очередь о личном счастье. Я сама незадолго до Нового года встретила будущего мужа. Он пришел в гости к моей соседке по общежитию. Открыла дверь — и все, пропала. Так что в какой-то мере фильм «Ирония судьбы», где знакомятся Надя и Женя, немножко и про меня.

После окончания сервировки праздничного стола просим Наталью и ее родственников продегустировать блюда «из кино». Хозяйка поставила высший балл всему, что там было. Сестра Светлана, которая, к слову, работает поваром в столовой, высоко оценила заливное из трески. А вот ее младший сын, пятиклассник Иван Александрович (именно в такой формулировке его представили гостям) налег на ростбиф. На предложение отведать треску мальчуган отрицательно замотал головой. Как выяснилось, за свои 11 лет он заливное никогда не ел, а к новинкам относится с осторожностью. После настойчивых уговоров съесть хотя бы маленький кусочек, видимо, устав сопротивляться психологическому нажиму, с чувством произнес:

— Ну и гадость эта ваша заливная рыба!

Как выяснилось, пока взрослые хлопотали с приготовлениями на кухне, Иван Александрович устроил себе персональный просмотр советской классики в YouTube. И крылатая фраза серьезного и надежного мужчины Ипполита ему явно пришлась по душе. Вот и еще одно поколение поклонников легендарного фильма отметилось!

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter