В НЦЭУ рассказали о том, когда в Беларуси появится технология облачной электронной цифровой подписи

Доступ разрешен

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — современный пропуск в мир цифровых сервисов, количество которых благодаря республиканскому унитарному предприятию «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ) постоянно растет. ЭЦП представляет собой уникальную цифровую информацию в виде комбинации символов, из которой можно узнать, кто именно и когда подписал документ. ЭЦП позволяет быть мобильным и сократить драгоценное время в любых жизненных ситуациях, служит гарантом подлинности персональной подписи, а также подписанного документа, так как подделать ЭЦП невозможно.

Сегодня владельцами средств ЭЦП в Беларуси являются как представители бизнеса, так и граждане. Для юридических лиц ЭЦП предоставляет возможность удобно платить налоги, отправлять отчеты в госорганы, вести деловую переписку и другое. Физлицам она позволяет получить доступ к максимально широкому спектру электронных услуг и административных процедур на едином портале электронных услуг, например пользоваться сервисами ГАИ, Государственного таможенного комитета при пересечении границы, заказывать и получать множество справок в электронном виде, необходимых в повседневной жизни, и многое другое. При этом технология ЭЦП постоянно совершенствуется. Если 5–10 лет назад наиболее удобным форматом носителя ЭЦП была USB-флешка, то сегодня ЭЦП уже есть в биометрических документах, в том числе и на ID-карте, которая с сентября 2021 года выдается и используется в нашей стране вместо привычного бумажного паспорта.

Также имеется возможность подключить ЭЦП на SIM-карту, а вскоре технология переместится в облако. О перспективах развития ЭЦП рассказали в НЦЭУ. 

Цифровое удостоверение 

ЭЦП — аналог собственноручной подписи в цифровом мире. Она позволяет совершать юридически значимые действия дистанционно из любой точки мира. Сегодня сертификат ЭЦП широко применяется в системах электронного документооборота, а также позволяет получить доступ к максимально широкому спектру электронных услуг и административных процедур, реализованных на едином портале электронных услуг. Начальник республиканского удостоверяющего центра Владимир Басько напомнил, что впервые возможность использования ЭЦП в стране появилась в 2009-м, когда был принят Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»:

— Закон позволил юридическим лицам подписывать электронные документы и взаимодействовать с госорганами онлайн. Такая новая функция показала свою эффективность и начала набирать популярность, что отражалось и на росте числа подписанных электронных документов. 


Начиная с 1 июля 2014 года в Беларуси в рамках единого удостоверяющего центра издано более 2 миллионов сертификатов открытых ключей проверки ЭЦП, ежедневно их количество увеличивается в среднем на 1500 единиц. Чаще всего средство электронной цифровой подписи выглядит как USB-флешка, которая позволяет при взаимодействии с персональным компьютером и установленными специализированными программами создавать электронные документы, а также получать доступ к широкому перечню электронных услуг, требующих однозначной идентификации пользователя.

Также есть мобильная электронная цифровая подпись — технология, которая позволяет использовать мобильный телефон в качестве надежного средства идентификации при получении электронных сервисов. Хранение личного ключа мобильной ЭЦП на SIM-карте предоставляет возможность без доступа к компьютеру подписать документ, отправив СМС и подтвердив PIN-код.

Кроме того, сертификат ЭЦП, который вместе с личным ключом находится на ID-карте, будет действовать десять лет, а не три года (именно такой максимальный срок действия сертификата ЭЦП на USB-флешке). ID-карта же выдается гражданину сроком на десять лет. Стоит также отметить, что мобильное приложение «Е-Паслуга» позволяет гражданину взаимодействовать с электронными кабинетами на едином портале электронных услуг с помощью ID-карты и смартфона с функцией NFC. 

— Чтобы упростить процедуру авторизации по ID-карте и получить доступ к электронным услугам, НЦЭУ разработано мобильное приложение «Е-Паслуга», в котором считывателем является ваш мобильный телефон. Для получения электронных услуг и административных процедур необходимо приложить ID-карту к тыльной стороне смартфона, ввести PIN-код — и зайти в свой личный кабинет на «Е-Паслугу».

Шаг в облако

Следующим этапом развития станет внедрение облачной ЭЦП, которая будет удобным доступным инструментом повседневного информационного взаимодействия граждан и бизнеса с государством и между собой. При этом она не будет требовать дополнительных технических средств для ее использования. Владимир Басько сообщил, что внедрить ее планируется до конца 2025-го:

— В обычной жизни у нас ЭЦП часто ассоциируется с USB-флешкой, материальным носителем, где содержатся основные криптографические инструменты. Но наличие носителя в том числе связано с определенными рисками. Этот инструмент можно потерять, он может попасть к другим лицам. Кроме того, не всегда мы заранее знаем, где может понадобиться средство ЭЦП. Задача создания облачной ЭЦП заключается в том, чтобы основные криптографические сущности хранились в защищенном облаке, на государственном информационном ресурсе. И к этому облаку был возможен доступ при помощи специального защищенного программного обеспечения, приложения, установленного на мобильный телефон или стационарный компьютер. Это и является поводом для развития различных инструментов биометрической идентификации наряду с классическими вариантами паролей.


Стоит также отметить, что сегодня на едином портале электронных услуг доступны для заказа свыше 560 электронных сервисов, к большинству из них предоставляется доступ со строгой аутентификацией, то есть с использованием личной ЭЦП и ID-карты. Если в 2022 году через единый портал электронных услуг было оказано чуть больше 76 миллионов услуг, то за 2023-й — примерно 128 миллионов. В текущем году ежемесячное количество оказываемых услуг составляет 11,5 миллиона.

Продлить удаленно

Также Владимир Басько подчеркнул, что в последнее время значительно возрос спрос на получение и продление средств ЭЦП. В Беларуси создана сеть из 44 точек оказания услуг на базе 12 регистрационных центров, где оказывают весь спектр услуг по регистрации пользователей, выпуску сертификатов открытых ключей, выдаче средств ЭЦП во всех областных, а также крупных районных центрах. 

Тем не менее сейчас отмечаются проблемы при предварительной записи в регистрационные центры, где оказываются соответствующие услуги, а также при непосредственном посещении указанных центров без записи по живой очереди. Организациями, выступающими в качестве регистрационных центров, в рамках дополнительного реагирования проводится работа по увеличению количества рабочих мест регистраторов. 

По словам начальника республиканского удостоверяющего центра, с учетом повышенного спроса на получение и продление средств ЭЦП прорабатываются вопросы по созданию и аккредитации в соответствии с требованиями, определенными приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте от 29.11.2013 № 89, дополнительных регистрационных центров на базе новых организаций:

— Также стоит сказать, что в среднем почти в 50 процентах случаев граждане обращаются за услугами продления персонального сертификата ЭЦП, которые можно получить удаленно без посещения регистрационного центра. Для этого необходимо воспользоваться услугами «Дистанционное издание сертификата юридического лица с использованием действующего сертификата» на едином портале электронных услуг portal.gov.by. Подробные инструкции размещены на сайте НЦЭУ (NCES.BY в разделе «ГОССУОК», далее подраздел «Полезная информация», далее подраздел «Сертификаты, руководства, инструкции, ПО», далее закладки «Руководства» и «Инструкции»). 

В ТЕМУ

В первом квартале текущего года сертификат ЭЦП продлили более 50 тысяч владельцев. Из них только 3300 воспользовались электронными сервисами по дистанционному изданию сертификатов ЭЦП без посещения регистрационного центра. Электронные услуги 6.0.00 «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата», 6.0.01 «Дистанционное издание сертификата юридического лица с использованием действующего сертификата (руководитель)» и 6.0.02 «Дистанционное издание сертификата юридического лица с использованием действующего сертификата (сотрудник)» позволяют продлить сертификат ЭЦП без посещения регистрационного центра.

Фото: sb.by.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter