Огинский ожил в «цифре»: в НАН создали уникальный ресурс, который популяризирует историю страны

Знакомство с родиной

Откуда мы узнаем о событиях давно минувших дней? Пожалуй, в первую очередь из книг, учебников, кино. Музеи? Конечно, и в них ходят. Но далеко не все. Кроме того, не способствует этому и нынешняя эпидемиологическая обстановка. Тем не менее, говорят ученые, период пандемии обострил интерес белорусов к историко-культурному наследию страны. Замки, события, известные люди прежних времен. Подарком любителям истории в начале 2021-го стал уникальный ресурс — Историко-культурный центр цифрового наследия М. К. Огинского, авторами которого выступил Объединенный институт проблем информатики НАН (ОИПИ НАН).

Проект, автором которого выступила заведующая лабораторией ОИПИ НАН Лилия Губич и на который разработчики потратили три года, без ложной скромности можно назвать уникальным.
ahinski.ssrlab.by

Не только полонез 

Жизнь… Судьба… Время… Да-да, речь о том самом Огинском, Михаиле Клеофасе, которого все наверняка помнят по небезызвестному полонезу. Правда, он называется несколько иначе, чем думали многие из нас, — «Прощание с родиной». Чем он может быть интересен еще? Да, собственно, всем. Ведь, говорит заместитель научного руководителя проекта и научный сотрудник лаборатории автоматизации процессов проектирования Объединенного института проблем информатики Наталия Муха, Огинский был личностью знаковой: 

— Мы больше знаем его как композитора, автора полонеза. Но он — личность гораздо более многогранная. Более того, знаковая как для белорусской, так и для всей мировой культуры. Подтверждением тому тот факт, что 2015 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Огинского. 

Научный сотрудник ОИПИ НАН Наталия МУХА участвовала в работе над проектом об ОГИНСКОМ.

Государственный деятель, политик, дипломат, музыкант, он участвовал во многих значимых событиях своего времени, оставил немалое культурно-историческое наследие. Вальсы, мазурки, менуэты, романсы, полонезы, а также опера. Интересно, что музыкальное направление было для него всего лишь хобби. И это неудивительно, ведь прежде всего он был государственным служащим, занимал важные посты в Великом Княжестве Литовском, Речи Посполитой и Российской империи, играл большую роль в государственной, общественно-политической жизни разных стран. А еще оставил после себя богатое литературное наследие: «Мемуары о Польше и поляках», «Наблюдения», «Письма о музыке» и так далее.

История через личность

Проект, автором которого выступила заведующая лабораторией ОИПИ НАН Лилия Губич и на который разработчики потратили три года, без ложной скромности можно назвать уникальным по целому ряду причин. В первую очередь потому, что через призму жизни известного человека подается история того времени. А это была эпоха, очень насыщенная крупными историческими событиями: на тот период пришлись раздел Речи Посполитой и война 1812 года с Наполеоном. Здесь можно узнать об истории Западной Европы того времени, когда Огинский был дипломатом, а также территорий современных Беларуси, Польши, России. К слову, именно он, будучи тайным советником, сенатором Российской империи, составил проект автономии нашего края. Параллельно в проекте есть информация о тех людях, с которыми он общался. Во-вторых, говорит Наталия Муха, как для территории Беларуси, так и для многих стран-соседок это первый историко-культурный проект в цифре. 

Музей-усадьба ОГИНСКОГО.

— Уникальность проекта в том, что он в своем роде первый, который бы связал цифровизацию с популяризацией культурного наследия Беларуси. Кроме того, он объединил работу музеев, дал широкой аудитории доступ к архивам, а также новым исследованиям по этой тематике. Часто информацию нам приходилось буквально собирать по крупицам. В особенности о предках и потомках Огинского. Например, многие ли знают, что его прапрапрадед Богдан Марциан помог издать первый в мире букварь? 

Период пандемии обострил интерес белорусов к историко-культурному наследию страны. 
Учитывая проделанный масштаб работы, ресурс об этой исторической личности можно считать самым объемным. Да, в сети есть и другая информация о нем, говорит ученый. Однако сравнивать их нельзя: 

— Есть музейные сайты, но они рассказывают об экспозициях, есть архивы, но получить к ним доступ может не каждый. Ставилась задача сделать ресурс для широкой аудитории, который бы популяризировал историю страны.

Интерес к цифре есть 

Работа над ресурсом завершена, но это не значит, что информация не будет дополняться, уточняет Наталия Муха: 

— В 2008 году российские коллеги передали в Национальный музей истории Беларуси уникальные архивы Огинских. Хотим сделать их доступными посетителям цифрового центра наследия Огинского. Кстати, наших обновлений уже ждут. Есть интерес, в частности, со стороны литовских коллег, ведь на той территории тоже были поместья Огинских. А значит, также работают музеи. 

Конечно же, самую полную информацию об Огинском получат белорусские музеи, а также учреждения образования. По словам Наталии Мухи, уже есть интерес к проекту у Национального исторического музея, музея-усадьбы Огинского в Залесье, благотворительного фонда «Наследие М. К. Огинского», Молодечненского государственного музыкального колледжа имени М. К. Огинского, Белорусского государственного архива-музея литературы и музыки. Ведутся также переговоры с Национальным агентством по туризму по подготовке туристических маршрутов «Дорогами Огинских».

Через призму жизни известного человека подается история того времени.

Еще одним важным итогом работы, говорит научный сотрудник, стала подготовка проекта методических рекомендаций по созданию аналогичных ресурсов по сохранению культурного наследия. Это тоже делается впервые: 

— Вот-вот появится документ «Методические и инструментальные средства для цифровой трансформации историко-культурной информации», который станет основой для дальнейшей работы. 

Кстати, первые идеи для следующих проектов уже есть. Авторы в содружестве с историками планируют рассказать широкой аудитории об эпохе Просвещения в Беларуси и, конечно же, известных белорусских деятелях того времени. 

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter