Остаточный принцип, или подход, — это отношение к чему-либо как ко второстепенному, маловажному, к тому, чем можно заняться в последнюю очередь и обеспечить из остатка средств. Если что-то, конечно, останется. Более точной характеристики позиции современного человека не найти, правильнее будет сказать, — позиции значительной части человечества.
Практически во всем, чего ни коснись, можно найти соответствующую причинно-следственную связь с такой формулировкой доминирующей экономической и в последнюю очередь этической (в который раз!) концепции. Подобный утилитарный угол зрения на все существующее стал для нас чем-то вроде нашего второго Я. Все на свете расценивается исключительно исходя из того, в какой мере оно полезно именно для человека и ни для кого или чего другого. И всего-то нам мало! На мой взгляд, легенда о “венце мироздания” — ни больше ни меньше наследие средневековой ограниченности и варварского эгоизма.
Как этот остаточный принцип трактуется в настоящее время? Начнем с финансирования отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, культуры. Еще Н.Г. Чернышевский писал: “Труд доктора действительно самый производительный. Предохраняя от болезней или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот...”
Согласно вполне официальным расчетам, к примеру, каждый 18-летний американец за остаток жизни может принести экономике своей страны чистую прибыль, составляющую в среднем 34 тысячи долларов. Прямые и косвенные экономические потери от плохого состояния здоровья населения США, вместе взятые, составили только за один год 125 миллиардов долларов.
Это у них, а не у нас, и только про здравоохранение. А у нас? Что уж говорить про образование, где сегодня в основном остались работать не те, для кого педагогика — призвание, а те, кого устраивает то жалкое пособие, которое когда-то называлось жалованьем? Про культуру не стоит даже начинать...
Применяя все тот же рудиментарный остаточный принцип, попробуем расставить по своим местам приоритеты в сферах материальных интересов. Итак, первое место можно смело отдать расходам на еду. Если посмотреть на очереди в продовольственных магазинах, вряд ли кто-нибудь будет оспаривать преимущество именно этой статьи расходов. Действительно, как тут постоянно не есть при наших совершенно грандиозных психических нагрузках?! “Снимаем стрессы едой!” — такой лозунг можно запросто повесить при входе в каждый продуктовый магазин.
Следующей, совершенно обоснованной, статьей расходов можно назвать расходы на жилище. Вопросы излишни. Далее — расходы на лечение болезней, полученных от переедания и истерик. Потом идут расходы на имидж. Причем именно на женский: парикмахерская, косметолог, модный магазин... Сюда же можно иногда отнести расходы на детскую одежду, но это спорный момент, так как дети растут быстро, и мало кто думает об их полном гардеробе, разве что о минимальном ассортименте.
Можно привести еще несколько статей расходов, которые, без всякого сомнения, есть в каждой семье. И заключают список расходы на имидж мужчины, так называемого главу семейства. Если говорить об автомобиле, то расходы на него имеют отношение в последнее время, скорее, к имиджу женщины, нежели мужчины.
Грустно, но что еще остается думать о жизни по остаточному принципу?..