Путь к обновлению символизировали также небольшие сделанные руками мужчин плоты с разведенными на них кострами, которые пускали по воде, веря в их очистительную силу. К слову, купальский огонь должен быть живым. Для этого костры разжигали только от трения сухих палочек.
Купалье, Иван, Ян — праздник‑символ расцвета, буйства «ўсёй зелянiны». В его основе почитание воды и солнца. Верили, что в купальскую ночь реки светятся удивительным светом, между собой разговаривают цветы и травы, деревья, кустарники, а камни могут переходить с места на место.
По преданию, в ночь на Ивана Купалу на землю исходит огонь Перуна. От него вспыхивает ярким цветом папоротник. Цветет он несколько мгновений в полночь. Тот, кто хотел «мець усё, чаго толькi душа пажадае», «ведаць мову птушак, жывёлкi ўсёй, дрэў, травы и кветак», должен был успеть ухватить диковинный цветок. «Папараць» можно было найти с помощью доброго духа — купальского дедка. Он ходил по лесу, собирал разные растения. Его корзинка от изобилия трав горела огнем. Среди множества собранных цветов был и самый заветный, волшебный. Чтобы заполучить его, нужно поклониться «дзядку», расстелить перед ним «белы абрус». И тогда купальский волшебник бросит перед тобой цветок папоротника.
В этот момент нужно быть осторожными и внимательными, ведь «нячысцiкi» будут стараться отнять этот «дарунак».
К слову, увидеть «папараць‑кветку» можно и в наши дни.
Мало кто знает, что в Беловежской пуще произрастает королевский папоротник, очень похожий по внешнему виду на цветок, воспетый в легендах и преданиях.
Все дело в том, что он имеет светящиеся споры. И расположены они не на нижней стороне листьев, как у других видов, а на метелочке, которая и напоминает «папараць‑кветку». Это растение занесено в Красную книгу Беларуси.
«Папараць‑кветка» обещала сказочное богатство, клады‑«скарбы». Чтобы завоевать их, нужно было обмануть различную нечисть, которая начинает разгул в купальскую ночь. Для защиты от злых волшебников и ведьм над порогами домов и сараев вешали колющие и режущие предметы: серпы, иголки, косы и даже «пякучку‑крапiву».
В этот день пастухи не подгоняли коров до границы, которая отделяла одну деревню от другой. Считалось, что именно здесь может собираться всякая нечисть. К слову, любое пограничье (и времен года, и территории), по народным верованиям, зона напряженная и даже опасная.
Коровки в этот день возвращались домой украшенные венками из цветов, которые оставались на их головах до завтрашнего утра. Пастух рисовал на лбу у Лысух и Красуль крест — оберег от нечисти и болезней. В сараях заделывали все щели, чтобы ни змеи, ни ящерицы, ни жабы, ни лягушки, которые в купальскую ночь считались злыми волшебницами, не могли проникнуть внутрь. На двери хлева прикрепляли свечу, а венки из «асвечаных зёлак» клали на крыши, вешали на двери, окна. На пороге оставляли острые предметы.
Венками украшали также и дома. Нарядные хаты создавали атмосферу торжества лета.
Купалье встречали на восходе солнца. Верили, что на заре оно «играет», переливается всеми цветами. И купались в утренней росе. Это было залогом крепкого здоровья и благополучия на весь год.