Этот недуг по праву называют «необъявленной пандемией»: по данным ВОЗ, дефицит железа сегодня наблюдается более чем у трех с половиной миллиардов человек во всем мире. Анемия, которой страдает свыше 614 миллионов женщин и 280 миллионов детей на планете, не является заболеванием. Она проявляется как симптом, сопутствующий целому ряду болезней и патологий, которые могут быть либо связаны с первичным поражением системы крови, либо не зависеть от него. В мировой практике врачи отходят от диагностики анемии по показателю гемоглобина, и на первый план в определении железодефицитных состояний выходит ферритин — важнейший железосвязывающий белок, главная функция которого заключается в создании в организме человека запасов феррума. Точное определение этого белка в крови позволяет эффективно лечить уже имеющуюся патологию, а также предвидеть возможность развития заболеваний и вовремя их предупреждать.
— В условиях развития инфекционного процесса многие специалисты «пеняют» на железо и обвиняют его в том, что организм пациента столкнулся с воспалением ввиду перегруженности этим элементом. На самом деле в этот момент железо ни при чем: организм пытается справиться с инфекцией, и для этого ему нужен сильный окислитель, именно поэтому ферритин в таких случаях является субстратом для закисления внутриклеточной среды организма путем экстракции железа из ферритина, — объясняет врач-валеолог Центра гигиены и эпидемиологии Первомайского района Минска Александра Жуковская. — Люди, недавно перенесшие инфекционное заболевание, какое-то время имеют повышенный показатель ферритина в крови, но такое состояние никоим образом не говорит о перегруженности организма железом, а скорее показывает на миграцию этого белка из тканей в кровь в условиях воспалительного процесса. Ферритин может свидетельствовать о перегрузке железом только вне состояний воспаления и некоторого времени после него, а также вне наличия заболеваний печени и онкопатологии. Перегрузка железом скорее исключение в современных реалиях, гораздо более актуальной проблемой по-прежнему остается его дефицит.
По словам специалиста, в период пандемии коронавирусной инфекции актуальность ферритина как маркера воспалительной реакции значительно возросла. Многие ученые стали связывать его повышение с причиной высокой летальности, так как именно макрофаги запускают реакции цитокинового шторма и активацию ферритина. Однако ферритин в данном случае выступает лишь в качестве маркера неблагоприятного исхода протекания болезни, но сам по себе не является причиной смерти пациента. Повышение ферритина при COVID-19 является гиперкомпенсаторной реакцией на развивающуюся гипоксию в тканях, именно поэтому стоит четко разделять показатели ферритина в организме больного человека как маркера воспаления и ферритина в крови здорового человека как показателя адекватного уровня запасов железа.
— Дефицит железа — крайне опасное состояние, — предупреждает Александра Жуковская. — Даже незначительное снижение содержания этого микроэлемента в организме сразу же отражается на самочувствии человека и может быть триггером в развитии инсулинорезистентности, сахарного диабета, нарушения функции щитовидной железы и метаболизма в целом, нарушения синтеза половых гормонов и вытекающих из этого проблем нарушения детородной функции. Также зачастую именно недостаток железа обуславливает развитие когнитивных расстройств, тяжелых депрессий и ряда других неврологических нарушений.
Первым признаком нехватки железа может являться повышенная утомляемость, снижение работоспособности, сонливость и плохое настроение. Особенно опасны такие состояния в период активного роста и развития детей, когда организм нуждается в более высоких концентрациях феррума. Зачастую в подростковом возрасте из-за активной гормональной перестройки и когнитивной нагрузки в школе, а также начала менструаций у девочек потребность в этом элементе становится очень острой. Если упустить это состояние, подросток может начать отставать в развитии, утомляться, крайне остро реагировать на жизненные ситуации, конфликтовать с родителями и сверстниками, перестать успевать в школе.
— Дефицит железа может долгое время не давать о себе знать и протекать в скрытой латентной форме, — говорит специалист. — Если на латентный дефицит железа накладывается гипоксия, это приводит к окислительному стрессу, при котором неизбежно начинает закисляться внутренняя среда организма, ph слизистых критически снижается, что можно диагностировать при помощи специальных тест-полосок, предназначенных для диагностики кислотно-щелочного баланса в организме. Такие полоски продаются в аптечной сети, могут храниться в женской сумочке и использоваться каждым для мониторинга кислотно-щелочного равновесия и профилактики развития окислительного стресса. В норме кислая среда, помимо желудка, должна быть во влагалище у женщины, в остальных средах ph должна быть строго щелочной. В состоянии окислительного стресса начинают срабатывать многие патологические звенья, одним из которых является компенсаторное повышение инсулина из-за невозможности молекулы глюкозы эффективно проникать внутрь наших клеток. Такое состояние зачастую является предиктором развития инсулинорезистентности, сахарного диабета и ожирения. Пульс в покое у здорового человека более 70 или менее 60 ударов в минуту также является хорошим диагностическим критерием гипоксии.
К сожалению, устранить дефицит феррума при помощи питания не всегда удается. Препараты железа очень трудно усваиваются организмом: из поступивших в ЖКТ 100 мг — только 14. Поэтому при признаках патологии нужно обязательно обратиться к врачу.
— А для здоровых людей, у которых нет проблем с дефицитом железа, лучшая рекомендация — использовать БАДы. Они помогут поддерживать нужный уровень этого микроэлемента, — советует Александра Жуковская.
В 2020 году ВОЗ опубликовала руководство по нормам содержания ферритина в крови как маркера анемии и запаса железа в организме. Норма для детей — не ниже 30 мкг/мл, для взрослых — не ниже 70 мкг/мл. Если в сыворотке крови показатели ферритина находятся ниже установленного ВОЗ уровня, такое состояние следует расценивать как железодефицитное, что может приводить к анемии и другим заболеваниям. В то же время установленные уровни в 150 мкг/мл для женщин и 200 мкг/мл для мужчин и женщин в период постменопаузы указывают на перегруженность организма железом.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
• Голубые склеры;
• сухость кожи (в особенности кистей), при отсутствии дефицита железа женщине никогда не понадобится гигиеническая помада;
• ломкость, тусклость, выпадение и ранняя седина волос;
• изменение ногтевой пластины (исчерченность, ложкообразная вогнутость и пр.);
• глоссит (изменение языка — он может стать складчатым, ромбовидным).
ВАЖНО
Заподозрить у себя латентный дефицит железа также можно по следующим симптомам:
• извращение вкуса (часто встречается у детей и животных) — непреодолимое желание есть необычные или несъедобные продукты (мел, зубной порошок, уголь, глина, песок, лед, сырое тесто);
• пристрастие к острой, пряной, соленой пище;
• извращение обоняния и его потеря;
• мышечная слабость;
• постоянная температура 37 «с хвостиком» без признаков простудного заболевания;
• дефицит йода.
В ТЕМУ
Железо является важнейшим элементом в организме человека, регулирующим факторы его жизнедеятельности. Ключевой проблемой дефицита этого микроэлемента является то, что он не синтезируется в нашем организме и должен ежедневно поступать с пищей. Железо участвует в энергетическом обмене, клеточном и тканевом дыхании, кроветворении, синтезе ДНК и делении клеток, обладает иммунобиологическими свойствами, поддерживает функционирование клеток сердца, печени, нейронов головного мозга. Доказано регуляторное влияние этого микроэлемента на высшую нервную деятельность и эмоционально-личностную сферу человека, активность полушарий головного мозга и память.
lvk@sb.by