— Михаил Михайлович, если судить по обращениям к руководству областной инспекции, между вашими сотрудниками и водителями часто возникают конфликтные ситуации?
— Чтобы быть объективными, давайте обратимся к статистике. Ежегодно за различные нарушения наказываются десятки тысяч участников дорожного движения. Судя по жалобам, только девяноста девяти из них действия сотрудников инспекции показались непрофессиональными. После нашей проверки лишь в шести случаях претензии подтвердились, были признаны правомерными. А всего управление получило 988 обращений. В основном они касались порядка разбирательств по дорожно-транспортным происшествиям, содержали просьбы изменить вид взыскания и рассмотреть правомерность его наложения. Кстати, из 61 обращения по последней проблеме 15 признаны обоснованными.
Конечно, ошибки случаются и у нас. Но ошибка ошибке рознь. Если это преднамеренные неправомерные действия, то с сотрудниками, их допустившими, расстаемся без сожаления и сразу. Считаем, что они попали в ГАИ ошибочно. Строго наказываем тех, кто превысил полномочия не по злобе, как говорят. Ведь инспектор — тоже человек. И всю смену он работает в режиме, который напрягает нервную систему.
Еще десяток лет назад инспектор на дороге был в одном лице царь, бог и воинский начальник. Те времена давно минули. Сейчас это совсем иной человек по уровню образования, подготовленности, оснащенности. Но водителями он воспринимается так же, как и прежде. Поэтому осталось в обиходе обращение к нему “командир”, встречаются и заискивания в виде “повышения” в звании. К нему же требование одно: неукоснительно соблюдать законность, честно выполнять служебный долг и быть предупредительным и вежливым с гражданами.
— А есть ли обращения от водителей и пешеходов, в которых отмечается хорошая служба “часовых дорог”?
— Да, есть. В минувшем году 28. Но дело не в количестве. Наоборот, будет правильным, если участники движения станут воспринимать хорошую работу инспекторов ДПС как должное. Тогда можно говорить и о должной постановке всей службы. Хотя подчас наши сотрудники выходят за привычные рамки инструкций и проявляют настоящую человечность.
...По правилам перевозка детей автобусами на дальние расстояния в ночное время строго запрещена. Это связано главным образом с заботой о безопасности ребят. А тут наши инспекторы останавливают именно такой автобус, следующий и издалека, и далеко. Что делать? Разрешить ехать дальше — значит, нарушить инструкцию. А куда разместить несколько десятков детишек, чтобы они в нормальных условиях смогли ночью отдохнуть? А из каких средств их обеспечить питанием?
И все же эти проблемы разрешились. На ночь детей по договоренности приютила Могилевская кадетская школа. На ужин же им скинулись сами сотрудники ГАИ, закупив необходимые продукты. А наутро юные путешественники продолжили поездку.
А вот еще пример. Поздним дождливым вечером на дороге в сторону Шклова наряд ГАИ заметил двух велосипедистов: женщину и мужчину. Женщина на своем велосипеде еще везла ребенка. По траектории движения несложно было определить, что мужчина находился в изрядном подпитии. Вся ситуация говорила о том, что на дороге потенциальные жертвы дорожно-транспортного происшествия. Как поступить, чтобы предотвратить возможные роковые последствия?
Инспекторы выбрали не самый удобный для себя, но применительно к обстоятельствам правильный вариант. Мужчину и ребенка посадили в патрульную машину. А один из инспекторов на велосипеде добрый десяток километров под дождем сопровождал женщину до деревни, где жила семья.
Скажите, какими должностными инструкциями предписаны такие действия?! В душе каждого должны быть вот такие предписания. И тогда не только на дорогах, но и везде будет полный порядок.
— В милиции, и в Госавтоинспекции в том числе, первоочередное значение придается профилактике правонарушений. Но очень часто приходилось наблюдать, как “профилактируют” некоторые инспекторы. Желторотый лейтенант пять—десять минут читает “лекцию” убеленному сединами водителю. И тот терпит лишь потому, что в руках инспектора его водительское удостоверение, и если возразишь, неизвестно, как дальше дело обернется. Разве это профилактика? И не это ли одна из причин непонимания между сотрудниками ГАИ и участниками дорожного движения?
— Это не профилактика, а демагогия. И такого инспектора следует наказать за то, что он не нашел себе иного дела.
Когда же мы говорим о профилактике, то имеем в виду, в первую очередь, беседы, лекции, иные формы воспитательной работы в коллективах автомобилистов. И проводить эти мероприятия должны не только сотрудники ГАИ, но и руководители транспортных предприятий, их службы безопасности движения. Наше же поле деятельности тут — детские сады, школы, иные учебные заведения. С раннего возраста надо приучать чтить дорожный кодекс, чтобы не иметь неприятностей будь ты водитель или пешеход.
А на дороге инспектору следует не лекции читать, а принципиально и строго следить за соблюдением дорожной дисциплины. Беспощадно наказывать за грубые нарушения, не допускать пустяковых придирок. Ну и пресекать грубость водителей и пешеходов, что тоже, к сожалению, случается. Бывает, не успеют нарушителя остановить, как он с угрозами снять с инспектора погоны, уволить со службы начинает названивать по мобильному телефону якобы влиятельному знакомому. Конечно, у “влиятельного” знакомого хватит ума не вмешиваться в ситуацию. Но и сотрудник ГАИ должен на подобные “понты” реагировать спокойно, не превышая и не принижая своих полномочий. Тогда к нему и уважения больше будет.
“Здравия желаю!” — говорит автоинспектор водителям. А что слышит в ответ?..
Согласитесь, каждый водитель испытывает определенную досаду, когда его останавливает инспектор дорожно-патрульной службы. Даже если у него и с документами, и с машиной, и с собственным физическим состоянием все в порядке. Откуда же возникает это чувство? Неужели минутная задержка, которая потребуется на проверку документов, так влияет на настроение? Или же наученный многолетним опытом водитель знает, что от сотрудника ГАИ на дороге хорошего ждать не приходится?Взаимоотношения участников движения и постового — сфера особая. Чаще всего строятся они на эмоциях. Первые думают, что если остановил, то обязательно придерется к чему-нибудь. А вторые уверены, что нет таких водителей, которые бы не нарушали правил движения. Как преодолеть эту обоюдную настороженность? Что предпринимается для того, чтобы участники дорожного движения и контролеры за этим движением стали партнерами? Ответы на эти вопросы корреспондент “НГ” искал вместе с заместителем начальника Могилевского областного управления ГАИ подполковником милиции Михаилом НЕВМЕРЖИЦКИМ.