Виктор Красовский и Наталья Леванова в старых пленках нашли «новый формат».
В поисках тридевятого царства
В интернете советcкие диафильмы продают от 1 — 2 рублей за штуку. Фильмоскопы и диапроекторы — от 20 — 30. Все зависит от возможности проецировать на экран пленку, слайды или то и другое. А также от мощности светового потока. Чтобы окунуться на вечер‑два в ностальгию, достаточно и самого простого аппарата. Главное — в рабочем состоянии, ведь только кинопроекционная лампа может стоить как половина всего прибора, консультирует один из коллекционеров такой продукции 37‑летний Владимир. По профессии он маркетолог, по призванию — мастер давать старым вещам новую жизнь.— Кто покупает? Коллеги для начальника в подарок. Когда у человека все есть, только такие вещицы, с историей, и могут произвести впечатление, — рассказывает Владимир. — Бывает, приобретают фотографы — для антуражности съемки. Нередко диапроекторы ищут люди в возрасте, чтобы пересмотреть хранящиеся на слайдах (диапозитивах) семейные фотоархивы. Но самые частые покупатели — молодые родители, которые хотят отвлечь детей от современных гаджетов. Тут есть сразу несколько плюсов. Знакомые сюжеты народных сказок. Статичные, хорошо отрисованные картинки, которые медленно сменяют друг друга. Титры крупным шрифтом в помощь тем, кто учится читать. Но самое ценное, конечно, время, что дети и родители могут провести вместе.
— Но ведь советские диафильмы сегодня можно и на ноутбуке посмотреть. Есть сайты, где оцифрованные пленки представлены в большом ассортименте. Выбираешь полноэкранный режим — и смотришь. Да еще с озвучкой…
— По объему информации это, конечно, то же самое. Но нет волшебства, атмосферы и, главное, общения. К слову, психологи, которые также среди постоянных покупателей диафильмов, нередко выбирают пленки вовсе без титров (выпускались с синхронизированными грампластинками). Объясняют, что так дети смогут придумывать свои истории, развивать воображение…
Сам же Владимир тоже попал под магию «волшебного фонаря» еще в детстве, а во второй раз лет 7 назад, когда вспомнил, как сильно ему нравился диафильм «На ладьях в тридевятое царство». Искал больше года и за это время приобрел около 500 других пленок и фильмоскоп. А потом более мощный диапроектор, уже для дочери, которая захотела подготовить несколько презентаций на уроки по истории и географии с наборами старых слайдов… Всего в коллекции минчанина уже около 30 таких приборов. Начиная от простенького минского Ф‑49, в народе прозванного «танчик» за внешнее сходство. И заканчивая профессиональным «Пеленгом» производства рогачевского завода «Диапроектор». В 1980‑е гражданская продукция, в том числе диапроекционная, составляла около 38 процентов от производства этого предприятия, а остальное — прицелы для бронетанковой техники…
«Диапроектор» с прицелом
Михаил Поплавский, директор «Диапроектора» в 1995 — 2000 годах, который работал на заводе с первого дня, отлично помнит, как все начиналось, ведь даже книгу об истории предприятия написал.— Представляете, что значило в 1970‑х годах в сельскохозяйственном районе создать такое высокотехнологичное оптическое предприятие? — проводит для нас экскурсию по нескольким цехам.
Строительство было поручено Министерству оборонной промышленности СССР. И то, что здесь, как и на всех подобных заводах, будет закрытое и открытое производство, предполагалось изначально. Первым еще на временных площадях был собран диапроектор «Свитязь» (световой поток — 500 лм) — в декабре 1973‑го. Предназначался для демонстрации слайдов даже в незатемненных аудиториях. Следующая модель «Свитязь‑авто» уже оснащена автоматическим режимом для работы от пульта, а также приставкой для демонстрации диафильмов. А вот с линзами была проблема. Подойдя к витрине, где представлены образцы разных форм, Михаил Иванович выбирает эллипсоид (асферическую линзу):
— Мы единственные в СССР их делали. Сначала кустарным способом. Но в 1975‑м уже должны были выйти на выпуск до 200 — 300 тысяч диапроекторов в год (для сравнения: план для предприятий Минобороны по всему Союзу был 350 — 400 тысяч штук). Тогда я, в то время главный технолог, предложил обрабатывать «асферику» на станках с программным управлением. Прототипы нового оборудования сделали прямо на предприятии…
И это было не единственное ноу‑хау. В 1978‑м на «Диапроекторе» начинается производство милицейского фотоаппарата, дактилоскопа, графопроектора, в 1979‑м — сборка ночных танковых прицелов… Интересно, что диапроекционная аппаратура создавалась по разработкам ЦКБ «Пеленг», как и приборы для «оборонки». И требования по качеству к ней предъявлялись такие же. В 1981‑м выпускается первая промышленная серия диапроекторов «Пеленг 500К». И сразу завоевывает образовательный рынок (учебные диапозитивы широко применялись в школах, техникумах и вузах).
В демонстрационном зале предприятия среди другой продукции представлены последние модели диапроекторов, которые на предприятии начали производить в 1991 — 1992 годах. Включаем «Пеленг‑экран» в розетку. Настраиваем изображение. Работает!
— Такой же и у меня дома. Коллеги подарили на 50‑летие. В конструкции предусмотрен экран, на который через зеркало проецируются слайды — можно смотреть как на ноутбуке, — улыбается Михаил Иванович.
Кстати, для тех, кто хочет вспомнить былое, приятный сюрприз: на складе и сегодня в наличии еще есть несколько раритетных «Пеленгов».
КСТАТИ
Старые сказки на новый лад
Посмотреть диафильмы в Минске можно и во время показов проекта «Диафильм live». Это настоящие представления с профессиональной актерской озвучкой и музыкальным сопровождением. Идея родилась в творческой семье предпринимателей Натальи Левановой и Виктора Красовского. У обоих режиссерское образование. Однажды к ним попал старый диапроектор и натолкнул на мысль про «новый формат».
— Единомышленников нашли быстро. К работе над проектом подключились актеры Елена Гиренок и Антон Макуха, актер, продюсер Александр Ефремов, музыкант Андрей Евдокимов. Обсуждаем сюжеты, репетируем, а потом рассказываем зрителю «старые сказки на новый лад».
Из «Колобка», например, команда проекта сделала блюз — это история поиска себя в мире. А вот «Теремок» — регги. «Краденое солнце» у них ближе к року. «Снегурочка» озвучена в жанре легкого хоррора. Виктор, стоя как оператор во время показа за диапроектором, к слову, «Пеленгом 800», сразу видит реакцию зрителей:
— Наш зритель — тот, кто открыт для сложного, «не отравлен конъюнктурой»…
К показу подготовлены представления уже по нескольким десяткам диафильмов. Некоторые, хоть и детские, демонстрируют на показах для взрослых. Слишком недетским кажется заложенный в них смысл. Однажды, чтобы самим все правильно понять, даже напрямую к автору решили обратиться — 80‑летняя Алла Ахундова, придумавшая «Синицу — синюю птицу», была очень рада, что и сегодня ее произведение находит интерес у зрителей… А еще в коллекции проекта есть штук 10 диафильмов отечественного производства. Например, по сказке Якуба Коласа «Савось‑распуснiк».
dekola@sb.by