Почему в наше время расцвели доносы

Запрос на донос

С перестроечных времен либеральная интеллигенция обожала цитировать вырванную из контекста фразу Сергея Довлатова: «И все же я хочу спросить — кто написал 4 миллиона доносов?» Далее писатель рассуждает о природе добра и зла, о тенденциях исторического момента, излишней категоричности нравственных установок… Но разоблачителям СССР все это было неинтересно. Им нужна была лишь одна та самая фраза, которая, по их мнению, рисовала советский народ как нацию стукачей, живших в атмосфере массового доносительства.

Позже этот домысел был развенчан серьезными исследователями, которых уже никто не слушал. К примеру, напрасно пыталась достучаться до внимания публики историк Светлана Быкова: «Я поражена, что бездумно принимают на веру этот миф, абсолютно не знакомясь с документами. Я очень много изучала уголовных дел 30‑х годов, в том числе крупных, на 230 человек. И даже на эти 230 было самое большое восемь доносов, в том числе несколько из них — на одного человека. Исследования, которые бы подтверждали массовый характер доносительства в те годы, никогда не проводились.»

Но разве это волновало «демократическую» прессу и прочие «мемориалы»? Стереотип доноса как обязательной приметы коммунистического прошлого был подхвачен медийной машиной и прочно засел в сознании молодежи, увлеченно предававшей анафеме «проклятый совок».
Сейчас этих молодых людей, быть может, шокирует открытие, что массовое доносительство расцвело отнюдь не в сталинские времена. Эпоха всеобщего стукачества наступила сегодня, с развитием цифровых технологий и сетевых коммуникаций. Примерно с того момента, когда корпорация Meta, владеющая сетями Facebook и Instagram, и компания Google с ее видеохостингом YouTube внедрили у себя очень своеобразные механизмы рассмотрения жалоб, быстро превратившиеся в дубины для неугодных. Одновременно у этих сервисов появился длинный ряд ограничений, сиречь рамок, за которые пользователям нельзя выходить. Причем этот список крайне непрозрачен и является, по сути, главным орудием цензоров, скромно называющих себя модераторами.
Такая практика распахнула врата ада. Доносы, плохо замаскированные под жалобы, хлынули мутным потоком. Механизмы, вроде бы призванные защитить пользователей от оскорбительного или шокирующего контента, стали всего лишь инструментами для сведения счетов с оппонентами. Не нравится человек — отправь жалобу, что его тексты или ролики что‑нибудь нарушают. Если таких жалоб будет несколько, то объективно разбираться в справедливости обвинений никто не станет: сетевой аккаунт, в который бывает вложено немало труда, проще стереть, а ошарашенному владельцу навеки закрыть доступ. Не счесть вымаранных комментариев, удаленных записей, закрытых каналов и забаненных пользователей, по которым прошелся каток цифровых репрессий. Причем попытки апелляций бессмысленны, в лучшем случае вам сообщат, что «ваши действия нарушают правила сообщества». Какие действия, какие правила — бог весть.

Ничего не напоминает? Да, это тот самый «мир, основанный на правилах», которых никто никогда не читал. Просвещенный Запад в своем привычном репертуаре.

Более прочих в доносительстве преуспели, разумеется, наши бывшие земляки, беглые эмигранты. Они и на своих площадках, пока те считались легальными, упражнялись в пропаганде чисто доносительского толка: легко клеветали на сотрудников любых государственных структур — от СМИ до Академии наук, — оформляя те статьи в жанре классических кляуз. Теперь же, когда их сайты стали нечитабельны по причине экстремизма, двинулись строчить доносы на более раскрученные платформы. Там они не только сами стараются, но и других поучают, как правильно нагадить политическим соперникам. Например, одна из таких недавних инструкций пошагово расписывает, как через механизм жалоб блокировать неугодные информационные каналы: куда заходить, на кого стучать, где нажимать, как отправлять…

Предлагаются, как сказали бы рекламщики, готовые доносы под ключ! 30 лет на рынке поклепов! Цитирую:
«Повод для жалобы: дискриминационные высказывания в отношении защищенной группы людей. 

Описание: разжигает ненависть к странам Запада, Украине, Молдове, их лидерам. Публикует опасную дезинформацию, дискриминационные материалы, призывающие к травле и запугиванию граждан Беларуси с оппозиционными взглядами, а также к ЛГБТ‑сообществу».
Такого рода подметные письма предлагается пачками отправлять в спецслужбы соцсетей. Расчет на то, что вал одинаковых жалоб снесет остатки здравого смысла в головах модераторов и они закроют‑таки нелюбимые доносчиками каналы.

Оставим без внимания тот циничный факт, что организаторы травли призывают жаловаться… на травлю. Меня другое волнует. Не взорвутся ли у очередного ябеды мозги от взаимоисключающих парадигм? Не лопнет ли голова, вынужденная вмещать и священную ненависть к цензуре, и благоговейное упование на нее же? Как там сочетается неприязнь к доносительству с искренней влюбленностью в это занятие? Не конфликтуют ли грязные анонимные оговоры с декларируемой чистотой совести?

Впрочем, если разум доносчика все‑таки не справится с этой нагрузкой, в его печальной кончине есть и позитивный момент. Не исключено, что на другом берегу Стикса его повстречает Довлатов, который поведает, что он имел в виду на самом деле.

Так что продолжение следует.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter