Что делается для того, чтобы проезжие части улиц были без ям

Залатать полотно

Автомобилистам порой нелегко добраться из точки А в точку Б. От выбоин страдает и личный, и общественный транспорт. Тема эта в топе актуальных. Ранее Президент обращал внимание на плохое качество дорог и ставил задачу решить эту проблему.  Наши читатели отмечают, что ситуация значительно изменилась. Как сделать так, чтобы она не повторялась?

Ход «картой»

Столичный двор в микрорайоне Каменная Горка. Здесь уже вторую неделю трудятся работники УП «Ремавтодор Фрунзенского района г. Минска». Не самый критичный участок, по крайней мере, прямой угрозы повредить подвеску нет. Тем не менее ям здесь достаточно. Пока рабочие нарезают «карты», старший мастер участка по ремонту дорожных покрытий Денис Сергеев рассказывает, что улицы и проспекты — ответственность дорожников, а вот дворы — ЖКХ:

—  Так как мы выиграли тендер, то с начала года теперь также устраняем ямочность и во дворах. Реагируем на все обращения. Вот, допустим, уже вторую неделю отрабатываем участок на пересечении улиц Притыцкого и Лещинского. Зимой тоже велись работы, но заделывали только самые критичные ямы. Порой их глубина достигала 20 сантиметров. И если сейчас работаем с горячим асфальтом, зимой используется литой в связи с температурными скачками. Им мы заделали около 700 квадратных метров. 

Технология следующая: сперва вырезается «карта» — чуть больше, чем сама яма. Выбивается старый асфальт. Затем проводится уборка мусора и воды с помощью воздуходувки. При этом вода и мусор удаляются полностью — это необходимо для надежного сцепления уложенной смеси с существующим покрытием. Далее приезжает машина с горячим асфальтом, он через специальный лоток подается в «карту». После состав выравнивается. 

Чем больше, тем дешевле

Что касается цен, то квадратный метр ямочного ремонта (глубина — 5 сантиметров) стоит порядка 90 рублей при применении литой смеси, при применении горячей — 75 рублей. А вот если переложить полностью покрытие, то здесь уже несколько иные цены, подчеркивает начальник участка по ремонту дорожного покрытия УП «Ремавтодор Фрунзенского района г. Минска» Владимир Новицкий:

— Стоимость метра квадратного будет около 55 рублей. 

Интересный парадокс: чем больше яма, тем ее легче и дешевле заделать. 

— С ней проще работать. Можно взять технику и поднять весь асфальт. Либо взять от борта до борта кусок асфальта, где яма, и тоже техникой поднять его. А с маленькой ямой процесс дольше и сложнее, — объясняет Денис Сергеев.

В целом в Минске с начала года залатали 96,5 тысячи квадратных метров ям. За апрель — уже более 8 тысяч «квадратов». 

Законсервировать трещины

В Белорусском дорожном научно-исследовательском институте занимаются созданием конструкций, устойчивых к современным транспортным нагрузкам, а также разрабатывают новые материалы для строительства. Начальник дорожного управления Николай Радьков говорит вот что: 

— Многие дороги у нас в стране имеют просроченные сроки эксплуатации. Причем не на 2—3 года, а на 10 лет и больше. И это основная причина образования ям.

По сути, ямы — следствие воздействия погодных условий и транспортной нагрузки. Совсем их избежать вряд ли получится, но вот сделать дорожное полотно более устойчивым можно. Тогда и ямы будут появляться реже. В 2008 году в БелдорНИИ разработали пропиточные составы. Первый опытный участок был на трассе М-1. 

— На дороге появляются мелкие трещины, в которые попадает влага. Асфальт разрушается, и образуется яма. Чтобы этого избежать, нужно трещины герметизировать на этапе появления. Эту задачу и выполняют пропиточные составы. Лучше всего ими обрабатывать полотно в сентябре — октябре. Достаточно это делать один раз в 3—5 лет. 

По словам Николая Васильевича, составы показали свою эффективность:

— В первую очередь мы наносили их на магистрали, где высокая интенсивность движения грузового транспорта. Результат очевиден: гораздо меньше стало образовываться мелких трещин и ям соответственно.

Увеличить срок службы

Один из новых проектов, которым занимаются ученые, касается состава асфальтобетонных смесей, который выдержит все невзгоды — и транспортную нагрузку, и нестабильность климата, отмечает Николай Радьков:

— Разработка предназначена для магистральных дорог. К ее реализации мы только приступили. Пути внедрения уже намечены, и соответствующие предложения поступили в Минтранс. Но стоит понимать, что здесь не только от них все зависит. Система весьма многогранна и предусматривает иные требования к материалам — щебню, песку, битуму. Поэтому в этом вопросе необходимо содействие Минпрома и других ведомств. 

Помимо этого, как и любое новшество на этапе внедрения, система довольно затратная. Однако нужно понимать, что эта работа на долгосрочную перспективу.

— Такие дороги будут служить дольше, чем ныне существующие. И следовательно, потребуется  меньше средств на их ремонт, — заключает Николай Радьков.

Пробелы устранены

Зимой Комитет госконтроля проводил горячую линию по вопросам работы службы «115». За пять дней обратились порядка 500 человек. И каждый пятый поднимал вопрос ремонта улично-дорожной сети. Как правило, звонившие делились на два лагеря: первые жаловались на ямы, вторые — на катастрофическое состояние того, что уже и дорогой сложно назвать. К слову, значительное количество звонивших высказывали претензии к ремонту ям во дворах, точнее, его отсутствию. А проблема заключалась  в том, что до недавнего времени практически невозможно было спрогнозировать, во сколько обойдется ремонт дорог на улицах, находящихся на балансе ЖКХ, отмечает заместитель начальника главного управления — начальник управления контроля жилищно-коммунального хозяйства КГК Владимир Бондарь:

— Только в прошлом году мы добились принятия постановления Совета Министров, где прописан порядок определения стоимости работ по содержанию улично-дорожной сети. До этого даже форма акта их приемки была произвольная. Зачастую в него вносили различные ненормируемые и не связанные с содержанием улично-дорожной сети затраты (на ремонт техники, содержание дежурных бригад, приобретение запчастей и др.) по факту выполенных работ, добавляли свою рентабельность 5 %. В то же время в акты приемки этих работ не включались полные сведения об объемах и переодичности их выполнения. Хочу отметить, что организации ЖКХ в основном работы по укладке асфальтобетона не выполняют, они нанимают субподрядчиков, а те тоже закладывают рентабельность в стоимость своих услуг. Получалось, что из-за пробелов в регулировании этого вопроса дороги обходились дороже, чем могли бы.  

Взять на контроль

Оказывается, есть дороги, за которые никто не отвечает. Они существуют, по ним люди ездят, но вот содержать и ремонтировать их некому. Госконтроль такие участки установил в каждой области. Так, на Брестчине они выявлялись в Ляховичском, Столинском районах, на Витебщине — в Оршанском, Толочинском и Витебском районах, на Гродненщине — аж в пяти районах: Вороновском, Новогрудском, Гродненском, Лидском и Волковысском. На Минщине — в Вилейском, Клецком, Стародорожском и Минском, на Могилевщине — в Горецком, Кричевском и Шкловском районах. 

— Что касается принятия мер по учету этих улиц, эта задача возложена на облисполкомы. И находится на контроле в КГК, — заключает Владимир Бондарь.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter