Правительство: к 2020 году доля малого и среднего бизнеса в экспорте вырастет

Задача на миллиард

Продажи за рубеж приносят валютную выручку, рекламируют страну, создают ей имидж. Для поддержки и развития экспорта разработали национальную программу на пятилетку. Вчера в Совмине собрались предста-вители различных министерств и ведомств, чтобы проанализировать итоги первых двух месяцев ее реализации и подкорректировать курс. Ведь диверсификация и развитие экспорта услуг оставляют желать лучшего.

В принципе, ситуация во внешней торговле складывается лучше, чем в начале прошлого года: продажи товаров и услуг выросли почти на три десятка процентов и превысили 6,1 млрд долларов. Что примечательно, че-тыре с небольшим доллара из пяти приносит экспорт товаров. Прибавили и объемы, и средние цены – на 21,3 и на 12,5 процента соответственно. Но концентрация на рынках пятерки основных торговых партнеров по-прежнему остается высокой: их доля превышает 70 процентов. Хотя зависимость от России снизилась. В январе — феврале, несмотря на общий рост экспорта в восточную соседку почти на 200 млн долларов, удельный вес ее по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года снизился с 45 до 38 с небольшим процентов.

Локомотивом стал рынок стран Евросоюза. Хотя туда мы поставляем довольно узкую гамму товаров. В основном — продукты нефтепереработки. На долю инновационных товаров приходится всего три процента. А высокая концентрация на рынок одной или нескольких стран либо на узкую гамму товаров формирует для нас, по мнению Премьер-министра Андрея Кобякова, значительные риски.

Есть неиспользованный потенциал в экспорте услуг. Согласно национальной программе их доля в этом году в общем объеме должна быть не меньше 23 процентов. Пока этот показатель ниже отметки в 20 процентов. Причем примерно наполовину его формируют транспортные услуги, еще практически пятую часть — коммуникационные, компьютерные и информационные, больше десятой – строительные.

— Увеличение экспорта компьютерных услуг до 1,2 млрд в 2017 году — это положительная тенденция. Однако IT-сектор не вытянет всю белорусскую экономику. Как будем наращивать объемы экспорта по остальным видам услуг — туристическим, образовательным, медицинским и другим? Прошу МИД не самоустраняться, а обеспечить координацию этих вопросов, — поручил Андрей Кобяков. — Кроме того, мы имеем огромный потенциал по наращиванию экспорта малым и средним предпринимательством. Этот потенциал нужно активно развивать, он является одним из приоритетов национальной программы. Нам необходимо долю малого и среднего бизнеса в несырьевом экспорте нарастить к 2020 году минимум на 5 процентов по сравнению с 28,4 процента 2017-го. А это даст дополнительный рост экспорта практически на 1 млрд долларов.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter