Самая старая вышитая картина в доме семьи Малафей насчитывает несколько десятилетий. Она изображает мальчика и девочку, гуляющих в лесу. Полотно висит у изголовья кровати и напоминает Екатерине Малафей о маме, чьих рук эта работа.
— Мы жили в Черниговской области, в большом украинском селе. Мама на ткацкой фабрике сорок пять лет проработала. Приходила вечером, делала все по дому, а затем начинала вышивать. Я могла часами сидеть возле нее! Следить, как она листик, цветочек вышивает. Потом и сама стала пробовать, — Екатерина Петровна проводит для меня экскурсию по квартире.
Говорит, мама показывала ей, как вышивать наволочку или подзорник, которым в деревнях прикрывали кровать. Рукоделием в свободное время мама Екатерины Малафей была увлечена полностью. Потому и заслужила в селе славу лучшей вышивальщицы, которой особенно удавалась гладь.
Мастерица показывает вышитый рушник, сохранившийся с тех пор. Цветы на нем почти как живые, вышивка плотная, почти идеальная. Сама Екатерина Малафей вышивает похожие, но крестиком. Говорит, в нынешнем году по традиции семья понесет освятить пасхальное угощение именно в них.
На некоторое время увлечение вышивкой Екатерине Петровне пришлось забыть. Но совсем скоро оно стало основной работой. Женщина устроилась надомницей на фабрику художественных изделий в Чернигове. И на протяжении восьми лет вышивала блузки с украинским орнаментом — тогда они хорошо шли на экспорт. Работала с льняными мужскими рубахами, наволочками, пододеяльниками и скатертями. Норму нужно было выполнять строго — хобби стало нелегким трудом.
Почти тридцать лет назад женщина с мужем-военнослужащим перебралась в Беларусь. Работу, говорит Екатерина Малафей, она, может быть, и нашла бы. Но в военном городке не было детского сада, поэтому женщине приходилось оставаться дома с детьми. Тогда она вспомнила про вышивки.
Первую работу мастерица помнит как сейчас. Это была пара лебедей. Ее Екатерина Малафей вышивала с небывалым азартом, “с аппетитом”. И вышила на одном дыхании — просто не могла остановиться
— Двое детей, весь день что-то делаешь. Потом муж с работы приходит. Полная хата игрушек. Поигрались дети — уложила спать. Сажусь на кресло, торшер рядом стоит. И всю ночь шью. Шесть утра, муж встает, а я уже заканчиваю и собираюсь отвозить работу. Потом уже в части стала работать и для себя начала вышивать, — говорит Екатерина Петровна.
Не так давно Екатерина Малафей закончила одну из самых значимых своих работ. На большом полотне вышила Иисуса Христа в образе Доброго Пастыря, окруженного стадом овец, с маленькой овечкой на руках. В преддверии Пасхи икону забрали на выставку в местную детскую библиотеку. Там же до сих пор выставляют несколько образов, вышитых руками Ирины Артемовой — дочери Екатерины Петровны.
Не так давно Екатерина закончила одну из самых значимых работ.
В преддверии Пасхи икону забрали на выставку в детскую библиотеку.
— Мама мне лет с десяти говорила: учись вышивать. А я и вышивка — это вообще два разных направления. Никогда не думала, что начну. С детства так думала. А потом родила дочку. Она спит, все дела сделаешь — чем еще заняться? Дала мне мама элементарную салфеточку, я вышила. Потом вторую, третью. Стала картины крестиком вышивать. И сразу получилось. Гены, что ли? — шутит Ирина.
Однажды, увидев, как подруга вышивает иконы бисером, Ира решила тоже попробовать. И за нынешнюю зиму успела закончить сразу три образа. Икону Божией Матери “Всецарица”, Спасителя и две именные — святых Ирины и Анны. Другую пару вышила и оставила дочери: когда та будет выходить замуж, у нее будут не покупные, а уникальные, изготовленные вручную образа. Матерь Божию Жировичскую Ирина вышивала всего месяц — ее закончит к Пасхе:
— Я все вышиваю, картины тоже. Но иконы — это совсем другое дело. Перед тем как приступать к работе, берешь в церкви благословение. Две иконы освятила. В церковь пока не отдавала, да и не везде их батюшка согласится освятить.
Кроме бисера, Ирина занимается также алмазной вышивкой. Суть ее в том, что на основу клеятся мелкие камешки. Работа эта кропотливая, требует усидчивости и сосредоточенности.
По семейным стопам пошла и 15-летняя Аня Артемова, дочь Ирины. Вышивка у школьницы получилась с первого раза. За вечер она может даже сделать небольшую картинку. Ее работы уже также выставляют в библиотеке вместе с иконами мамы и бабушки.
— Аня с малых лет просила: бабушка, научи, покажи мне, я хочу вышивать. Даже вчера я сидела вышивала до половины первого, она все это время со мной была. Мы с маленького начинали. Вышила цветочки какие-то. И, видно, хотела обрезать — много канвы было. А взяла близко к вышивке, и все, теперь картинку уже не натянешь. А вторая внучка два крестика сделает, и нитки у нее уже не туда, и все путается. Неусидчивая она, не идет пока у нее, — рассказывает Екатерина Петровна.
Она то и дело достает многочисленные вышивки со шкафа. Практически все отделения заполнены готовыми работами и материалами. Одних только ниток — большая клетчатая сумка и несколько пакетов. Мастерица говорит, все это со временем накапливается, но тем лучше. Не нужно тратиться на новые материалы — достаточно покопаться в запасах.
А вот с рамками для работ сложнее. Багет и паспарту стоят денег. Поэтому далеко не все хорошие работы красиво оформлены и просто ждут своего часа в “запасниках”. Хотя и оформленных вышивок не так мало — почти сто сорок. Но покупать их, к сожалению, не торопятся: стоимость большой картины исчисляется миллионами рублей, говорит Екатерина Петровна:
— Как-то врачи у нас были из “скорой”. И всех заинтересовало — по всей же квартире работы висят. И молодой врач сказал: цена большой картины миллионов семь. Кто согласится за такую цену купить? За бесценок возьмут, конечно, а по реальной цене... Так что я пока ничего не продавала. Сейчас вся эта одежда с орнаментом популярная. Но это если бы в Минске где-то жили, то заработали бы. А так... Если бы не было вышивки, не знаю, как бы я жила. Что дома делать? Телевизор смотреть? А так с годами все больше и больше вышивать нравится.