Национальный академический театр имени Янки Купалы приглашает зрителей на премьеру музыкальной комедии «Пiсаравы iмянiны» по пьесам белорусского драматурга Владислава Голубка в постановке молодого режиссера Павла Маринича. Впервые «Пiсаравы iмянiны» были показаны в Купаловском театре в 1921 году в постановке Флориана Ждановича.
Это второй спектакль Павла Маринича на купаловской сцене: до этого он выпустил детскую «Казку аб мёртвай царэўне...» по Александру Пушкину. Также в свое время на купаловской сцене были показаны и другие постановки режиссера: хоррор «Вий» по Николаю Гоголю и документальный спектакль «Послание из прошлого», закрывавший в прошлом году программу Республиканского театрального фестиваля «Перамога». Оба спектакля привезли из Полесского драматического театра из Пинска, где Маринич продуктивно работает актером и режиссером.
По словам режиссера, материал для новой премьеры выбирали долго. Художественный руководитель театра Ольга Нефедова мечтала, чтобы репертуар Купаловского пополнила именно музыкальная комедия. В новом прочтении и с новым актерским составом пьеса, по мнению режиссера, продолжает быть весьма актуальной, раскрывает своеобразие белорусской культуры и ее традиций.
Сценографию, костюмы и быт в духе начала XX века придумал талантливый тандем: главный художник театра народный художник Беларуси Борис Герлован и его ученица, студентка Белорусской государственной академии искусств Александра Гранстрем, для которой «Пiсаравы iмянiны» стали дипломным спектаклем. Главная идея, которой руководствовались художники, — передать белорусский колорит той эпохи, не усложняя его большим количеством символики, сделать ставку на решение лаконичное и всем понятное. И действительно, в предложенном пространстве и костюмах актеры перевоплощаются в своих персонажей легко, вдохновенно и заразительно.
Премьерный спектакль «Пiсаравы iмянiны» азартно продолжает театральные традиции народной музыкальной комедии.
Коллизия спектакля действительно попадает в нерв нашего времени. Тщеславный Писарь (Борис Тетеркин) приглашает на день рождения местную элиту — Фельдшера (Михаил Свито), Учителя (Илья Крук), Дьяка (Сергей Бирульчик) и других ярких личностей, с которыми у него совсем нет ни общих интересов, ни особого душевного родства. Пригласил он их скорее из самоутверждения и желания покрасоваться. Как это напоминает сегодняшних героев пестрых светских хроник! Эмоциональным центром всего торжества становится вовсе не Писарь, а его супруга (Таисия Введенская). Она тоскует по городской жизни и мечтает вырваться из провинциальной глуши. К ней устремлены все взоры гостей, ей дарят главные букеты. Второе действие спектакля сосредоточится непосредственно на любовной коллизии, которая разыграется между Дьяком и красавицей писаревой женой.
Сыграно все это крайне эмоционально и ярко. В спектакле много танцев, песен, музыки. Композитором выступил Олег Ходоско, отметивший в марте этого года 60‑летний юбилей. Ни в чем не уступают молодежи в спектакле актеры старшего поколения — Светлана Гусарова, Александр Пашкевич. Никто не перетягивает одеяло на себя, а, как в хорошем оркестре, вовремя играет свое соло.
Говорят, комедия — самый сложный жанр, а если учесть, что вкусы публики со времен первой премьеры пьесы Голубка в 1921 году несколько эволюционировали, то сложность режиссерской задачи возрастает. Но кажется, что спектакль тем не менее воспарил над бытом и суетой и в общем в свои лучшие мгновения говорит о главном — о милосердии и справедливости, о правде и лицемерии, о достоинстве маленького человека.
Сквозь веселый и незатейливый сюжет (напоминающий в первом действии по особой любви к деталям и хронометражу классический чеховский рассказ, а во втором — и вовсе житейский анекдот) просвечивают узнаваемые архетипические ситуации и типажи разной степени обаяния. По законам драматургии настоящий праздник всегда должен заканчиваться скандалом, чтобы герои обнажили скрытые стороны своего характера, а мы, зрители, снова поразились масштабам человеческого эгоизма и недальновидности в еще одной мудрой комедийной истории.
Добрый зритель в девятом ряду.