Клубничный Дворец
Деревня Дворец Лунинецкого района — клубничная Мекка страны. У населенного пункта с 400-летней историей даже на гербе изображены три клубничные ягоды на золотом фоне. Золото — значит изобилие.
Иван ВАНЮК — незаменимый помощник для родителей в клубничном бизнесе
— Берите, хорошая ягода! 6 рублей за килограмм. Вкусная, сочная, прелесть просто! — нахваливают товар продавцы. Объясняют, что сдавать такую клубнику перекупщикам не хотят — жалко:
— Им же надо чем подешевле взять, а мы свой труд ценим, за гроши продавать не хотим. Вот и стоим тут. Покупателей хватает.
Жительницы Дворца толк в клубнике знают, выращивают ее не одно десятилетие. Семена покупают немецкие и голландские:
— Когда-то был один сорт и все. Не то что сейчас. Ягоды были мелкими, чуть больше, чем горох. Возьмешь в руку и не почувствуешь. Их у нас называли «трускаўкамi».
Клубничные наделы у моих собеседниц относительно небольшие — 10–15 соток. По их словам, состояние на таких объемах не заработаешь:
— Многие думают, что мы тут в деньгах купаемся. Глупости. За прошлый сезон я и двух тысяч рублей не заработала. Основной доход получаем не мы, а перекупщики.
Тем не менее клубнику во Дворце выращивают многие. Пенсионерка Ева Максимовна смеется: «У нас ягодой не занимаются только инвалиды и глубокие старики. В каждом дворе есть клубничные грядки».
Отправляюсь на экскурсию по деревне. Захожу в один из дворов, знакомлюсь с хозяином. Владимир Петрович выращиванием клубники занялся пару лет назад, после выхода на пенсию. На его подворье под ягодные кусты отведено 60 соток. Жена, две дочери, сестра собирают первый урожай. Владимир Петрович высыпает ягоду в ведра, которые ставит в машину.
— Сезон только-только начинается. Главное, чтобы клубнику не засушило и не залило. У некоторых ягода подмерзла. Так что делать прогнозы в нашем деле — неблагодарное занятие, — пенсионер пристраивает в салон «Опеля» очередные два ведра.
В разгар сезона рабочий день в семье Владимира начинается в четыре утра. Позавтракали — и сразу в поле. Часов шесть уходит на сбор клубники, затем ее отвозят на оптовый рынок. К тому же ягоду нужно полоть, подкармливать, поливать. На 60 сотках приходится не работать — вкалывать. О своих доходах сельчанин предпочитает не распространяться, чтобы не сглазить. Говорит, в хороший год с 10 соток можно собрать примерно тонну ягоды.
Во Дворец съезжаются заготовители со всей Беларуси. Работают частники, сотрудники районных потребительских обществ.
«Сырье есть, инвестора нет»
На местном оптовом рынке теплится жизнь. Покупателей пока еще больше, чем продавцов. Пройдет несколько дней, и местная «Комаровка» станет главным центром притяжения — в разгар сезона здесь ежедневно продают около 100 тонн ягод.
— Сейчас цена на клубнику колеблется от 4,5 до 5,5 рубля за килограмм, — рассказывает оптовик Дмитрий. — Конечно, через пару дней, когда ягоды станет гораздо больше, цена пойдет вниз. Но пока спрос превышает предложение.
Пенсионерка Ольга Ивановна привезла на рынок 10-литровое ведро ягод. Ее тут же окружили продавцы. Сельчанка сразу предупреждает: дешевле, чем за 5 рублей 50 копеек, свой товар не отдаст. Один из перекупщиков соглашается.
Заготовители хотят поскорее купить нужное количество клубники. Дмитрий рассказывает:
— На своем участке я тоже выращиваю клубнику, но ягоды пока немного, возить такие объемы в Минск невыгодно. Закуплю еще килограммов 300 — и в путь. Утром эта клубника будет продаваться на столичных прилавках.
Клубнику на оптовый рынок везут велосипедами, микроавтобусами, в прицепах и багажниках авто
Жители Дворца говорят, что деревня очень нуждается в современном перерабатывающем производстве:
— Сегодня многие крупные производители мороженого покупают наполнители в Литве, Германии, Польше. А ведь мы бы могли производить их самостоятельно и даже поставлять на экспорт. Сырьевая база для этого есть, а вот инвестора, который взялся бы за это дело, пока нет.
Всего во Дворецком сельсовете под клубничные плантации отведено около 200 гектаров. Еще столько же — в соседних. Почему именно во Дворце прижилась клубника? Оказалось, в 1960-е годы выращиванием ягоды занялся местный колхоз. Сельчане быстро смекнули: зачем выращивать чужую ягоду, если можно растить свою? В общем, постепенно клубничные плантации перекочевали с колхозных полей на личные подворья. Теперь местное сельхозпредприятие переживает не лучшие времена. Но села в этих краях крепкие. Во Дворце, например, больше 1200 жителей. И свое будущее многие из них связывают с родной деревней.
Малина сдает позиции
Несколько лет назад в Дрогичинском районе под малину было отведено около 500 гектаров. Ее выращивали и крупные фермерские хозяйства, и владельцы небольших земельных наделов. «Если увидели на московском рынке малину — можете не сомневаться — дрогичинская», — утверждали полешуки. Интерес к ягоде был настолько велик, что в некоторых сельсоветах не осталось пустующих домов. Участки пользовались колоссальным спросом. Землю приводили в порядок и разбивали малиновые плантации. За два года картина изменилась.
Сергей Кохнюк выращивать малину начал пять лет назад. По его словам, первое время все складывалось очень неплохо:
— Сначала засадил кустами участок, который принадлежал моей бабушке. Посмотрел, что дело это выгодное, решил заняться им основательнее. Сельсовет выделил неиспользуемый участок, потом еще один. Таким образом, общая площадь плантации составила 40 соток.
Сергей говорит, что рисков у малинников много: погодные условия, стоимость продукции, наличие постоянного спроса. О финансовой стороне бизнеса Сергей рассказывает так: с 10 соток можно снять примерно полторы тонны малины за сезон. Но собрать — не значит продать:
— Малина — капризная ягода. Ей нужна подходящая погода. Жара или постоянные дожди сказываются на качестве ягоды. Хранится она недолго. Задержался в пути — и товар можно выбрасывать. К тому же в Дрогичинском районе малины стало уж слишком много. Как следствие — низкая цена. Многие уже перепахали свои малинники, занялись выращиванием клубники, голубики. Я тоже занялся клубникой, но от малины окончательно не отказался. Посмотрим, как сложится этот сезон.
В разгар «малиновой лихорадки» в Осовецком сельском совете ягоды высаживали больше, чем картофеля
Расцвет малинового бизнеса в Дрогичинском районе пришелся на 2014–2017 годы. В это время только один Брашевичский сельсовет передал под выращивание ягоды 22 участка общей площадью около 32 гектаров.
— Сейчас интерес к малине угас, — говорит и. о. председателя Брашевичского сельсовета Елена Богуш. — Раньше многие обращались к нам с просьбой выделить участок земли для выращивания этой ягоды, теперь таких обращений нет. Пару лет назад возникли проблемы со сбытом — людей это напугало. Многие переключились на выращивание клубники. Современные сорта плодоносят до осени и позволяют снимать несколько урожаев за сезон.
По словам фермера, весомый плюс малины заключается в том, что ее выращивание — относительно нетрудоемкий процесс. Высадил, подкормил, собрал урожай, срезал под корень в ожидании следующего сезона. На словах звучит просто, на деле все гораздо сложнее. Ягода быстро портится. Перерабатывающих производств, которые могли бы покупать малину в больших объемах и по приемлемым ценам, нет. Проблемы со сбытом возникают периодически:
— Пока от малины я не отказался, но, скорее всего, сделаю это в ближайшем будущем. Все зависит от спроса. Сейчас у нас все выстроено поэтапно: сначала продаем клубнику, затем голубику, после — малину и яблоки. Мне нравится выращивать, а вот торговля, как и переработка, — не мое. Каждый должен заниматься своим делом, тогда будет толк.
Осовецкий сельсовет несколько лет назад был одним из центров ягодного бизнеса. Под посадки малины здесь было отведено больше 100 земельных участков.
Красноречивый пример — Язвины. Семь лет назад это была умирающая деревня, в которой не осталось ни одного жителя трудоспособного возраста. Председатель Осовецкого сельсовета Светлана Гречко вспоминает:
— Первое, что я увидела, приехав в Язвины, — крыша дома, стоящая буквально на земле. Заброшенные хаты, запущенные участки. Картина жуткая. А потом в Язвинах прописались четыре человека из Дрогичина. Оформили земельные участки, занялись выращиванием ягод, и деревенька стала оживать. Сегодня сельчане в основном занимаются клубникой. Недавно здесь произошло знаковое событие — родился первый за много лет ребенок.
Голубика покоряет рынок
За 10 лет площадь голубичных плантаций в Беларуси увеличилась в 10 раз: с 120 гектаров в 2009 году до 1200 в 2019-м. Несмотря на столь впечатляющий рост, интерес к ягоде не ослабевает. Голубику выращивают крупные предприятия, фермерские хозяйства, сельчане на своих приусадебных участках. При этом специалисты говорят, что спрос на ягоду по-прежнему высок.
В Ганцевичском районе, на экспериментальной базе «Журавинка», работают с 60 сортами голубики, 17 из которых внесены в государственный реестр
В наших краях выращивать высокорослую голубику начали в стали 1980-х годов прошлого века. У истоков ее пришествия в Беларусь стояла Татьяна Курлович. В 1983 году молодой ученой передали 120 кустов ягоды. Тогда о голубике мало что знали. Капризная, привередливая ягода — все, пожалуй. Татьяна Владимировна работой увлеклась и первой в Советском Союзе защитила кандидатскую по голубике. Почти 40 лет Татьяна Курлович посвятила работе в лаборатории интродукции и технологии ягодных растений Центрального ботанического сада Национальной академии наук. Лаборатория находится в Ганцевичском районе, на экспериментальной базе «Журавинка»:
— Голубика — растение, которое трудно размножается, требует особого подхода, специальных условий и, как следствие, немалых затрат. К тому же первого плодоношения приходится ждать достаточно долго. Высокая цена на голубику обусловлена еще и тем, что другой ягоды с такими свойствами и десертными качествами попросту нет. Ее цена колеблется каждый год. Самая высокая — в начале и в конце ягодного сезона. Несмотря на увеличение посадок голубики, я не думаю, что ее стоимость будет существенно снижаться, поскольку рынок сбыта постоянно расширяется. Прежде всего за счет отдаленных регионов России. Ягоды туда завозится немного, а спрос на нее высок.
В фермерском хозяйстве «Синяя птица» под голубичные посадки отведено примерно 150 гектаров.
В Ганцевичском районе голубику любят. Например, фермер Николай Рубан выращивает ягоду на 150 гектарах. В прошлом он успел поработать заведующим лабораторией Центрального ботанического сада, защитить кандидатскую диссертацию, культивировал клюкву в полесских хозяйствах. В конце 1990-х основал фермерское хозяйство «Синяя птица» и первый в стране занялся выращиванием голубики в промышленных объемах. Свою продукцию поставляет в отечественные сетевые магазины.
К пионерам ягодного бизнеса подтягиваются и фермеры из других уголков Брестчины. Флагман ягодного производства в Жабинковском районе — фермерское хозяйство «Яквил». Крепкое и во многом образцовое предприятие. Здесь не просто выращивают яблоки, малину, клубнику, голубику, но и занимаются переработкой: на европейском оборудовании производят 18 видов сока прямого отжима. На месте, где когда-то стояли заброшенные колхозные мастерские, теперь находятся современное овощехранилище, холодильные и морозильные камеры на 2500 тонн продукции.
— Выращивать голубику мы начали в 1993 году, но всерьез этим направлением занялись лет 10 назад, — рассказывает фермер Виктор Яковчук. — Сейчас под голубику отведено порядка 30 гектаров. Эта ягода требует больших затрат, чем любая другая. Для того чтобы вырастить нормальную голубику, нужны верховой торф, кислые почвы. У меня таких земель не было. Приходилось копать лунки 60 на 60, завозить торф, мешать с опилками и засыпать этот субстрат в лунки. На одном гектаре — примерно 3000 лунок. Представьте, все это приходилось делать вручную. Позже у нас появилась специализированная техника.
Разбить плантацию — лишь начало. Даже если высадить трехлетние кусты, первого приличного урожая придется ждать пару лет. Все это время плантация требует своевременного и квалифицированного ухода. Не стоит рассчитывать, что затраты окупятся быстро.
— На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что некоторые сельчане высаживают сотню-другую кустов голубики и рассчитывают продавать ягоду по такой же цене, что и крупные фермерские хозяйства. Но это нонсенс. Оптовикам, которые готовы платить хорошие деньги, нужны гарантированные объемы и гарантированное качество ягоды. Покупать 5–10 ведер они не хотят. Это бизнес для мелких перекупщиков. Только вот закупочная цена у них может быть совсем другой.
КОМПЕТЕНТНО
Оксана Скиндер, начальник управления заготовок Белкоопсоюза:
— В 2020 году заготовительные организации потребительской кооперации планируют закупить свыше 80 000 тонн плодов и ягод (в том числе 1,3 тысячи тонн садовой земляники), 48 000 тонн овощной продукции. В этом году объемы переработки плодоовощного и ягодного сырья предприятиями потребительской кооперации планируется увеличить в 1,5 раза в сравнении с 2019-м.
Для реагирования на изменение цен и ассортимента реализуемой населением продукции на рынках в Ольшанах Столинского района и в деревне Дворец Лунинецкого района, а также на сайтах соответствующих райпо ежедневно будет размещаться информация о закупочных ценах.
В сезон массовых заготовок работает республиканский штаб потребительской кооперации с постоянным присутствием ответственного работника в наиболее ресурсных зонах, которые находятся в Столинском, Пинском, Лунинецком, Дрогичинском и Ивановском районах.
Помимо переработки продукции, принимаются активные меры по расширению рынков сбыта свежей продукции. За последние пять лет реализация садовой земляники увеличилась в два раза — до 629 тонн.
losich@sb.by