Извечный землепашец и могучее божество. Культ быка в различных культурах

Взять быка за рога

В глубокой древности бык, почитавшийся многими народами в качестве священного животного, являл собой универсальное воплощение могущественной и грозной силы, божественной и царственной власти, стихийных проявлений природы, а также мужской сексуальности и плодовитости. В некоторых традициях могучее тело быка рассматривалось как опора мироздания, а его рога — как знак Луны. Многие боги принимали облик священных быков: египетские Апис, Бухис и Пта, вавилонский Ил, гpeческие Зевс, Посейдон и Ахелой, а индуистский Шива ездил верхом на мудром быке по имени Нанди. Именно последним фактом объясняется известный в восточной философии символ подчинения страстей рассудку — мудрец, восседающий на быке. С чем связан этот «божественный» ореол быка? Давайте разбираться

С небес на землю

Уже с древнейших времен землю возделывали с помощью быков. Работа такого же рода нередко приписывалась и богам. Так, в славянской мифологии Перун как небесный пахарь с помощью божественных быков бороздит небосвод. У древних греков есть миф о медноногих и медноголовых быках, на которых пахал легендарный герой Ясон. Но прежде Древней Греции и тем более славян земледельческая культура возникла у народов Востока (в Междуречье, долине Инда), поэтому именно там в ІІІ—ІІ тысячелетиях до н.э. стали поклоняться быкам.

Таким образом, у всех земледельческих народов древности бык пользовался почетом, но наибольшее развитие культ этого животного получил в Египте. Длительное время древние египтяне поклонялись Апису — божеству, воплощавшемуся в священного быка. Культ Аписа отражал символику плодородия — египтяне верили, что священный бык, выпущенный на поля, повышает урожайность. Связь этой традиции с земледелием ясна из обычая запрягать Аписа в плуг при вступлении на трон нового фараона, когда властелин Египта проводил на поле священную борозду.

Божеством избирали черного быка с белым треугольным пятном на лбу. Чтобы случайно не была убита мать будущего Аписа, египетскими законами под страхом смертной казни запрещалось убивать коров и вкушать их мясо. Интересно, что этот запрет не относился к быкам: их употребляли в пищу, но только с разрешения жрецов. Они предварительно тщательно осматривали животное, чтобы убедиться, что перед ними не Апис.

Для этого обожаемого животного в Мемфисе был воздвигнут великолепный храм с роскошным парком. Здесь Апису прислуживали жрецы, подавали ему изысканный корм, чистейшую воду, украшали, окуривали ароматическими травами, а со всей страны беспрестанно стекались верующие для поклонения. Когда бык умирал естественной смертью, его бальзамировали и торжественно хоронили со множеством церемоний. До той поры, пока жрецы не находили «новое вместилище души» Аписа, весь народ пребывал в глубоком трауре.

Обожествляли крупный рогатый скот и в Индии. Только там поклонялись скорее не быку, а корове, которая олицетворяла богиню Луны. Исследователи считают, что эта символическая связь обусловлена совпадением 10-месячного лунного года с продолжительностью беременности коровы. К тому же индусы находили сходство между коровьим рогом и серпом. Почитание этих животных сохранилось в некоторых религиях Индии до наших дней. И сейчас в Дели можно наблюдать, как улегшуюся на тротуаре корову не сгоняют, а почтительно об­ходят.

От Геракла до корриды

На минойском Крите свирепый бог-бык, выведенный в греческом мифе под именем Минотавра, олицетворял разрушительные силы природы. Его грозное мычание ассоциировалось с ревом разбушевавшегося моря, а топанье копытами и трясение рогами — с сильным землетрясением. Чтобы умилостивить разъяренное божество, жители Крита приносили ему кровавые жертвы, в том числе человеческие, судя по мифу о Минотавре. С той же целью островитяне устраивали и опасные ритуальные игры с быком, запечатленные на фресках Кносского дворца.

По сути, здесь берет свое начало тавромахия (борьба с быками). Эллинский герой Тесей с помощью Ариадны проник в подземный лабиринт Кносского дворца и в нелегкой борьбе одолел страшного Минотавра, а величайший греческий герой Геркулес укротил взбесившегося критского быка и по приказу царя Эврисфея доставил его в злато­обильные Микены — в этом и заключался седьмой подвиг Геракла.

Тавромахия дожила до наших дней в виде испанской корриды. Начало этой традиции положили иберы — древнее население Пиренейского полуострова. Первоначально бои с быками являлись излюбленным развлечением простонародья, однако с конца ХV столетия корридой увлеклись и кабальеро — испанские дворяне. Кровавую забаву неоднократно пытались запретить как светские власти (король Филипп V), так и духовные (папа Пий V), но старинный обычай, трансформировавшийся в увлекательное праздничное зрелище, оказался на удивление живучим. И по сей день на арену мадридской площади Пласа Майор под рукоплескания многотысячной толпы выходят храбрецы матадоры, готовые рисковать жизнью ради славы, которая будет греметь по всей Испании!

Взлет и падение Золотого Тельца

Из ветхозаветной литературы явствует, что древние евреи тоже длительное время поклонялись священному быку в образе Золотого Тельца. В Библии говорится, что Аарон воздвиг идола Золотого Тельца по требованию народа. Евреи поклонялись Тельцу и как культовому животному, и как воплощению самого бога. Моисей повел против языческого культа непримиримую войну и в конце концов низвергнул идол Золотого Тельца. В этом библейском предании отразилась реальная борьба против языческого культа быка, существовавшего у семитских народов, а сам Золотой Телец сделался со временем символом алчности и невежества.

С падением язычества и наступлением христианской эры бык стал олицетворять многие добродетельные человеческие качества. Ранние христиане сделали его эмблемой евангелиста Луки, проявлявшего в своей проповеднической деятельности неистощимое трудолюбие, терпение и упорство в достижении цели.

В геральдике эмблема черного быка, украшающая, как правило, княжеские и герцогские гербы, символизирует храбрость и военную мощь. Ее можно видеть в исторических гербах Мекленбурга, Силезии, некоторых кантонов Швейцарии. В гербе Исландии бык соседствует с драконом.

Тур и у нас «наследил»

На территории Беларуси культ быка прослеживается со времен позднего неолита (III—II тысячелетия до н.э.) — в могильнике культуры шарообразных амфор рядом с поселком Красносельский Волковысского района найдены кости этого животного. Кости быка вместе с останками людей встречаются в курганах дреговичей и радимичей.

Еще в средние века в девственных белорусских пущах обитал дикий бык — тур. Это было могучее животное массой более 800 килограммов с большой головой, украшенной мощными рогами, направленными вперед. В XVI веке туры искусственно сохранялись лишь под Варшавой в количестве 30 голов, а в 1627 году пала последняя самка.

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн, который в первой половине XVI века неоднократно посещал Великое княжество Литовское, отмечал в своих путевых записках, что беременные женщины для облегчения родов надевали специальные пояса из кожи тура. В полесских деревнях вплоть до начала XX века девушки носили особый головной убор с большими «рогами», сделанными из соломы и ткани. Таких прихожанок даже не пускали в церкви и костелы, считая их язычницами. О почитании тура свидетельствуют и названия белорусских городов и других населенных пунктов: Туров, Турийск, Туровля, Турец.

Итак, наступающий год имеет очень серьезного, могущественного покровителя. Его упрямство и сила, мужество и непоколебимость, несомненно, помогут вам принимать важные решения и следовать им. «Бычьи» уверенность и отвага понадобятся для того,  чтобы прожить этот год с честью и достоинством, трудолюбие — чтобы добиться успехов в работе, карьере и финансах, а любознательность обязательно принесет удачу в новых начинаниях!
pixabay.com

КСТАТИ

Считается, что во время корриды бык атакует красный плащ матадора потому, что его раздражает красный цвет. Это всего лишь миф, так как быки и коровы плохо различают цвета. Более того, красный они вообще не воспринимают. Животное раздражает движение. Быки очень близоруки, поэтому мелькание материи воспринимается ими как угроза. Однако красный цвет для корриды выбран не случайно. Он призван не раздражать, а… успокаивать, причем не быка, а впечатлительную публику. Кровь животного не так заметна на красной ткани, а потому к его убийству относятся спокойнее.

Константин Шумский,  кандидат исторических наук


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter