За два года Беларусь и Россия создали нормативный фундамент для развития единой экономической системы

Взялись за основу

Беларусь и Россия завершили год с очередным рекордом в сумме взаимного оборота товаров. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко озвучил данные, согласно которым годовой товарооборот составил 53 миллиарда, что означает рост на 6 процентов к уровню 2022-го. И все же, несмотря на это, вероятно, во взаимоотношениях двух стран в ушедшем году были и другие достижения, которые заслуживают не меньшего внимания.

Зерноочистительно-сушильный комплекс «Амкодор».

Договор дороже денег

«Деньги — это кровь экономики», — скажет любой финансист и будет, безусловно, прав. Средства двигают торговую активность, рост торгового оборота увеличивает валовой внутренний продукт. Вместе с тем для усиленного движения крови в организме критически важно качественное сопряжение частей кровеносной системы. В межгосударственных отношениях роль такой системы играют условия взаимного передвижения финансов, товаров и рабочей силы. То, над чем Беларусь и Россия усиленно работали последние два года. Для конечного итога этой работы появился специальный термин — «бесшовное передвижение ресурсов». Это когда груз не останавливается на таможне благодаря электронному декларированию, когда товары, произведенные в Союзном государстве, признаются «своими» на любом из рынков и когда у производителей обеих стран есть полноценный доступ к системе государственных закупок друг друга. В классических работах по экономике это обычно называют равными условиями конкуренции. В Договоре о Союзном государстве все это в целом обозначено как «формирование единого экономического пространства».
В 2022—2023 годах Беларусь и Россия сделали много для того, чтобы единый рынок заработал. Главное условие для его работы — нормативная база. Это фундаментальные договоренности, на основе которых будут развиваться экономики в будущем периоде.
2023 год запомнится прежде всего тем, что страны принципиально договорились по многим важнейшим направлениям сотрудничества.

В августе прошлого года министры транспорта Беларуси и России Алексей Ляхнович и Виталий Савельев подписали межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках. Документ преду­сматривает постепенную отмену разрешительной системы, которая касается международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны или из них. По факту белорусские перевозчики получают полноценный доступ к работе на российском рынке.

При реализации отдельных инвестиционных проектов (например, наши строители возводят на территории России различные объекты, в том числе социальные — школы, детские сады и т. д.) мы могли бы заходить на территорию Российской Федерации со своим транспортом для подвоза инертных материалов. И речь идет именно о том, чтобы при реализации проектов можно было пользоваться своим транспортом, поскольку поиск транспорта на территории России вызывает у нас определенные сложности. И российские компании тоже работают у нас, реализуют строительные проекты. К примеру, белорусскую АЭС строила российская компания, и она могла бы пользоваться своим транспортом, если бы у нас ранее существовало такое соглашение, — объяснял суть договоренностей Алексей Ляхнович.

В сентябре 2023 года страны подписали соглашение о взаимном признании банковских гарантий при государственных закупках. Этот документ сложно переоценить, поскольку его отсутствие называли одним из основных препятствий для участия компаний из Беларуси в закупках российских госзаказчиков. Тема равного доступа белорусских предприятий на рынок госзакупок России будет развиваться и в нынешнем году, сообщил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

— Здесь два важных момента. Первый — электронная цифровая подпись, признание наших электронных документов. До конца года соответствующие соглашения будут окончательно подписаны и финализированы. Второе — декрет по учету технологических операций, когда те компоненты, элементы, которые производятся в Беларуси, будут засчитываться как российские, произведенные в России, и наоборот — то, что производится в России для участия в наших программах (лизинговых, финансовых), будет засчитываться как белорусское. Это по большому счету прорыв, тоже очень важная договоренность, — уверен посол.

В январе 2024 года Минпромторг России недвусмысленно объявил о завершении мероприятий по формированию единой промышленной политики Беларуси и России.

— Утверждены восемь новых совместных с Беларусью импортозамещающих промышленных проектов. На сегодняшний день утверждены 24 паспорта проектов в таких отраслях, как микроэлектроника, авиастроение и станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное, строительно‑дорожное машиностроение, — процитировали в ведомстве слова главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Здесь важно то, что в рамках этих договоренностей сближены понятия «российская продукция» и «белорусская продукция». Это означает, что сделан большой шаг в процессе взаимного признания товаров не иностранными. 

То есть становятся проще и понятнее процессы входа в программы субсидирования. И значит, условия конкуренции на общем рынке уравниваются для производителей обеих стран. Одновременно — и это крайне важный момент — промышленные системы двух стран будут видеть потребность друг друга в узлах, агрегатах, запасных частях и механизмах. Это позволит, с одной стороны, убрать ненужную конкуренцию, с другой — сформировать перспективные производственные цепочки, заполняя свободные ниши на общем рынке.

Стимулирование инициативы

Еще одна существенная составляющая взаимной работы по сближению экономик — реализация возможностей, заложенных в существующей нормативной базе.

Первым номером здесь идет взаимодействие финансовой и банковской систем.  

По итогам 2023 года 92 процента расчетов между странами Союзного государства производилось в национальных валютах, белорусском и российском рубле. В общем‑то, это результат того, что в 2022 году произошла серьезная перестройка всей системы финансовых отношений в союзе. 

И это действительно значимое достижение, поскольку позволяет не зависеть от курсовых колебаний мировых валют, а также нивелирует зависимость от спекуляций на валютных рынках.

Следующим знаковым моментом экономисты называют реализацию в Союзном государстве ряда инвестиционных проектов. По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), по состоянию на первое полугодие 2023 года Россия реализовывала в Беларуси 60 проектов на общую сумму 5,65 млрд долларов. Главным проектом партнеров по Союзному государству на белорусской территории стала БелАЭС. И на будущий период ведется поиск партнеров аналогичного масштаба.

Белорусская АЭС.

— «Росатом» реализовывал в Беларуси крупнейший наш инвестиционный проект, но параллельно шел трек других проектов, гражданских. И вот буквально недавно с вводом второго энергоблока и завершением строительства АЭС уже, можно сказать, в чистовом виде презентована программа инвестиционных проектов с «Росатомом». Такие же программы мы хотим сделать с «Северсталью», «Газпромом», «Ростехом», НОВАТЭКом — и это я называю только тех, по ком ведется работа, — говорил на Белорусском инвестиционном форуме в Москве посол Беларуси в России.

В свою очередь, на долю Беларуси в России приходится 23 проекта на 514 млн долларов, сообщили в ЕАБР.  

В целом же инвестиции Беларуси в российскую экономику в 2022 году составили около 5,5 млрд долларов, в первом полугодии 2023‑го — почти 3 млрд. При этом если сравнить объем инвестиций по отношению к ВВП инвестора, то получится, что по этому показателю Беларусь вкладывает в Россию даже больше, чем Россия в Беларусь.

В течение 2022 года на территории Российской Федерации создано девять совместных сборочных производств, открыто 15 торговых предприятий. Подобная политика продолжилась и в 2023‑м. В частности, «АМКОДОР» в Уфимском районе запустил завод по производству оборудования для обработки зерна. Это уже четвертый завод холдинга в России. Пятый сейчас приступает к работе в Липецке, а шестой, судя по всему, будет в Омске, о переговорах на эту тему сообщалось в ноябре прошлого года. Более полутора десятков совместных производств в Российской Федерации имеет МАЗ, российские регионы предлагают рассмотреть возможность открытия сборки продукции Минского тракторного завода.

Новая реальность 

Совершенно новая перспективная тема возникла у Беларуси и России в 2023 году в области логистики. Она касается сотрудничества с морскими портами федерации. У нашей страны уже, можно сказать, сложившиеся плотные деловые контакты с гаванями Санкт‑Петербурга. Однако прошлый год принес перспективы взаимодействия еще по нескольким важным логистическим маршрутам. 

Первый — это Северный морской путь. Прежде всего речь идет об использовании возможностей Мурманска для перевалки белорусских грузов в направлении регионов российского Дальнего Востока. Однако определенный интерес к сотрудничеству высказали и в Архангельске, и в Магадане, и во Владивостоке, и в Петропавловске‑Камчатском. Здесь речь может идти не только об использовании портовой инфраструктуры, но и о создании дополнительных мощностей в белорусских интересах: от совместных проектов до перспективы создания собственно белорусских терминалов. Этот маршрут понемногу становится все более важным, поскольку возрастает перспектива доставки по нему товаров в направлении Китая. Отдельное серьезное направление — транспортный коридор «Север — Юг», который может выстроить логистический маршрут от Санкт‑Петербурга до индийского Мумбаи и стран Африки. Здесь большие возможности готова предоставить особая портовая зона Астрахани. Астраханцы могут предложить белорусской стороне логистические решения для перевалки более чем миллиона тонн грузов. 

Порт в Мурманске.

В целом по итогам 2023 года белорусские производители перевезли через российскую портовую инфраструктуру 14,1 млн тонн товаров, сообщил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. Это немногим меньше, чем рекордный уровень перевалки белорусских грузов через порты стран Балтии и Украины в 2019 году — 18,8 млн тонн.

Задача на 2024 год — достичь оборота 20 млн тонн через российские порты. Как минимум для этого есть базовые условия. Вопрос сейчас прежде всего в проработке рентабельности таких перевозок.

По большому счету вывод из сказанного один, и он довольно очевиден. Период 2024 — 2026 годов в экономике Союзного государства должен пройти под эгидой реализации достигнутых договоренностей. Причем, что особо важно, реализация единой промышленной политики, формирование бесшовного перемещения товаров и финансов рассматриваются сторонами как укрепление экономического суверенитета обеих стран. Объединение возможностей на общем рынке дает серьезный инструментарий для развития экспортного потенциала и в конечном итоге роста темпов экономического развития. Для Беларуси, 48 процентов экономики которой находится под прямыми иностранными санкциями, это не только новые перспективы в торговле с Российской Федерацией, но и выход через российский рынок на пространство Юго‑Восточной Азии и Африки. И это совершенно новая реальность.

korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter