Андрей ЗАХАРЧУК, рядовой 2–го взвода 3–й роты специального назначения:
— Ребятам, которые готовятся к службе, советую хотя бы за месяц–два до отъезда в воинскую часть заняться бегом, подтягиванием, отжиманием на брусьях. Если физически себя подготовить, то будет легче. Однозначно! Конечно, многие призывники хотят побольше отдохнуть, походить по клубам, по посиделкам. Мой совет: наоборот, готовьтесь к тяжелым нагрузкам, думайте о подготовке, а не о гулянках. В то же время не надо слишком волноваться, пугаться армии. Когда пришла повестка, надо сразу себя настроить на службу. Косить — глупо! Думаю, многие страшилки — очень большое преувеличение. На КМБ, например, если мозоль выскочила, недомогание — сразу направляют в санчасть. Сержанты на удивление хорошие: помогали нам, советы давали. Берцы выбрать помогали, чтобы не впритык были. Показывали, как подшивать подворотничок. Я думал, что после КМБ приду в роту и начнется дедовщина. Но ничего подобного!
Здесь я нашел друзей. Помогаем друг другу как можем. У кого–то получается лучше подшиваться. Другой лучше бегает, подскажет, как не выдохнуться.
К чему сложно привыкнуть после гражданки — нельзя разговаривать в строю. Везде надо спрашивать разрешения. Но со временем свыкаешься, становится легче. Человек ко всему адаптируется, в какие бы рамки его ни поставили.
Не верьте сказкам о скудном пайке. Кормят тут хорошо. Мой рост — 1.93. И мне положен дополнительный паек. Честно говоря, иногда я даже его не беру. Ведь если я все буду съедать, то какой наберу вес? Конечно, армейская пища — не та, что дома, в кафе и ресторанах. Среди бойцов есть ребята из очень обеспеченных семей, в их домашнем меню не было этих каш, минтая. Но со временем и они привыкают. И чай тут вкусный, и компот классный. Сок яблочный опять же — с детства его люблю. Радует разнообразие салатов.
Многие до армии тревожатся, что придется расстаться с мобильниками. Но это не совсем так. Навороченные смартфоны и айфоны с камерами, интернетом здесь иметь не положено. Берите простенькие телефоны. Они подписываются, с бирочками лежат у нас в тумбочках. И вечером перед просмотром теленовостей, когда по распорядку личное время, нам разрешено звонить.
Конечно, свободного времени мало. Когда пришел с КМБ в роту, то понял: нужно научиться все делать максимально правильно и максимально быстро. И делать то, что конкретно от тебя требуют. Потому как если не так понял задачу, которую тебе поставили, то потом придется переделывать и времени будет еще меньше. Так что надо собраться, настроить себя на жесткую динамичную работу. Где–то себя заставлять, гдето терпеть. Не каждый сразу сможет, особенно человек с лишним весом, пробежать по жаре даже километр. Но надо заставить себя потерпеть. Без пота тут никак.
Также здесь туговато приходится курильщикам. Младший призыв в бригаде спецназа ограждают от курения. Просто отсекают от вредной привычки.
Владислав КАРПОВИЧ, рядовой 1–го взвода 7–й роты специального назначения:
— До КМБ я отжимался от пола 15 — 20 раз. Сейчас 50 раз. Подтягивался 3 — 4 раза. Сейчас 7 — 8. Хорошо помню первую зарядку: бежали на дистанцию километр. Сложно вначале. Потом легче стало. Главное — бежать в строю. Не отделяешься, не отстаешь. Так намного легче. Очень важно распределить на курсе молодого бойца время. Мой совет: думать на опережение, знать расписание занятий, что будет дальше. Пришел в расположение, переоделся. Если знаешь, что будешь умываться, — не стоишь, а сразу идешь готовиться к умыванию. Знаешь, что физо, — сразу готовишь форму одежды. Так легче планировать время.
Самый главный стереотип, предубеждение гражданских, что тут дедовщина. Многие боятся армии, думают, что командиры и старший призыв прессуют. Здесь такого нет. Тот, кто старше, просто помогает, выручает. Мы как братья.
Посоветовал бы призывникам подготовить себя морально. Нужно отдавать себе отчет в том, что ты долго не будешь видеться с родителями, что ты будешь в жестком мужском коллективе. Ну и, конечно, нужно готовиться к армейскому распорядку дня, чтобы легче на курсе молодого бойца было. Некоторые еще боятся, что на КМБ проводится так называемая обкатка бэтээром. Поделюсь ощущениями: страха нет, только разве что были опасения, что не так лягу перед боевой машиной. Но офицеры показали, как все
правильно сделать. Они доходчиво объяснили — мы сделали.
Антон СЕЛЮН, рядовой 2–го взвода 5–й роты специального назначения:
— Первые дни на КМБ: все мышцы сильно ноют, утром трудно встать — ноги болят. Помогают витамины, которые и сам покупаешь, и родители. Стабилизируешься. Отдыхаешь. Все зависит от твоего сна. Если не будешь спать, высыпаться, нормально питаться, то придется совсем туго. А потом входишь в ритм. Правильно разминаешься, делаешь растяжку, восстанавливаешься во сне. Кровь, пот, слезы... Что ж, самому надо стараться, трудиться, потеть, брать пример с сослуживцев. Когда приехал после КМБ домой, все сказали: покрепчал, вытянулся.
Важно найти для себя мотивацию. У меня она такая: коллектив в нашем 2–м батальоне хороший, сплоченный. Командир хороший. Когда после КМБ мы пришли в роту, нас приняли как своих, родных. Техника понравилась. Не ожидал, что на территории 3–й отдельной бригады специального назначения даже церковь есть. Бытовые условия хорошие. Здесь реально делают из тебя настоящего мужчину. Хочу стать сержантом.
Есть желание в дальнейшем подготовиться к сдаче на краповый берет. Нравятся занятия по тактике, физо. Каждый день у нас разные упражнения, тренировки. Развиваешься, не стоишь на месте. Думаю, после службы остаться в правоохранительных органах.
Владимир ГАВРИЛОВИЧ, рядовой 3–го взвода роты разведки:
— Я кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Окончил Белорусский государственный университет физической культуры. Тренировал и выступал сам. Поэтому нагрузками на КМБ я не удивлен. Я и на гражданке преодолевал такие же дистанции, с такими же беговыми режимами. Правда, тяжеловато было в первые дней пять привыкнуть к раннему подъему в шесть утра и отбою в десять вечера. Втянулся за неделю и в трехразовый режим питания, и в график занятий. Привык к построениям, командам в строю, передвижению строевым
шагом.
На первом полевом выходе прочувствовал дух спецназа. Он — во взаимопомощи. Например, братишке необходимо помочь, если где–то останавливается, не может бежать. Тащим его на себе, автомат его несем. Или когда окопы копаем: свой выкопал — пошел братишке помогать. Это — своего рода закалка, все идет через коллектив, все достигается совместными усилиями.
Так что мои советы призывникам такие: чтобы прошла адаптация в первый месяц КМБ, необходимо заранее, за месяц-два, психологически настроиться. Не тратить время на пьянки, клубы. Побольше узнавать о будущей службе. Уделить внимание спорту — с большим акцентом на пробежки.
Рано утром можно и не бегать, но ближе к вечеру — готовиться. Рукопашный бой — по желанию. А еще какое–то время, чтобы приноровиться к армейскому режиму дня, можно попробовать в 6 утра подниматься, а в 22.00 — отбой.
Думаю, полгода отслужу и подам рапорт командиру роты, что желаю остаться на контрактную службу. Тогда месяцев через 8 — 9 можно комиссию проходить и оставаться на контрактной основе. У нас есть командиры, сержанты — «краповики». Присматриваемся к их примеру — это как своего рода стимул, мотиватор. «Беретчик», по сути, кумир. Смотришь на обладателя крапового берета, командира роты и тоже хочешь пройти все испытания, пополнить Краповое братство. Так что если разрешат через 6 месяцев службы, то буду сдавать на берет.
Артем СЕМЕНОВ, рядовой 3–го взвода роты специального назначения почетного караула:
— В в/ч 3214 у меня служат многие друзья — одноклассники, одногруппники. Так что из их рассказов я уже знал, что нужно заранее готовиться к службе. За месяц до призыва ходил на турники, подтягивался. А вот ребята, которые не занимались, плохо бегали. Приходилось им помогать. Все здесь строится на коллективе, братстве. Это большая семья.
Пожелаю тем, кто хочет служить в спецназе, бросить вредные привычки. Курение мешает бегать. А ведь бег — один из основных видов физической подготовки. Как говорится, спецназо-вец три минуты орел, а после — конь. Думаю, не зря мой отец называет службу в армии самым лучшим уроком жизни. Даже в первые дни КМБ я понимал, что меняюсь. Становишься более дисциплинированным, ответственным. Нужно выполнять обязан-ности быстро и беспрекословно. Ничего хорошего не выйдет, если «забьешь» на что–то. Тебе сказали сделать — ты делаешь.
На первом полевом выходе очень трудно, но все братишки помогали друг другу. Справились.
Обкатка бэтээром как ритуал в спецназе. Я отнесся к этой тренировке закалки духа спокойно. Интересно, когда над тобой проезжает огромная машина! Некоторые ребята рассказывали, что дух захватывало, боялись, дрожали. Но ничего — все пережили.
После КМБ я попал в роту почетного караула. Ощущения — впечатляющие. Я не так много здесь нахожусь, но уже понимаю, что интересная служба предстоит. Мы, молодое пополнение, только учимся. А старший призыв выезжает на встречи зарубежных гостей в аэропорт, на плац-концерты. И, кроме строевых, изучаем приемы самозащиты. Бегаем много, потому что у нас в основном нагрузки на ноги. Уже отрабатываем упражнения с карабином. Держать его в строевой стойке по 20 минут — задача не из легких. Рекомендую тем, кто обладает высоким ростом и хочет служить в РПК, больше заниматься с гантелями, гирями, штангой, посещать тренажерные залы.
На КМБ, если что–то неясно, многие боятся подойти к офицеру и спросить. Это ошибка: не нужно стесняться. Поговорите, и командиры (они у нас замечательные) все расскажут. Они знают, как исправить недостатки, и все меняются в лучшую сторону. Люди становятся более спокойными, дисциплинированными. Дурь что ли из головы вылетает?
В воинском коллективе очень важно стать своим, с первых дней влиться в коллектив. Думаю, особо выделяться не надо. Но и молчать все время не нужно. Золотая середина в общении должна соблюдаться. Находишь с ребятами общий интерес — и взаимоотношения налажены. И не надо выделяться, хвастаться, стремиться лидировать. Надо общаться на равных, не унижать никого. Тогда все получится.
Оставьте за воротами части мысли о гражданской жизни. Живите, служите здесь и сейчас. Не грустите по поводу отсутствия интернета, городских развлечений и привычного круга общения, осваивайтесь на новом месте. Не тоскуйте по дому, не «загоняйтесь». Так проще. Дни пролетают быстро, когда постоянно чем–то занят, тренируешься, серьезно относишься к службе.
Игорь ШАМАЛЬ, рядовой 1–го взвода роты специального назначения обеспечения специальных операций:
— Во время курса молодого бойца сложностей у меня не было вообще. Сказались занятия тайским боксом. Выдерживал пробежки, марш–бросок, полевой выход. Так что присоединюсь к советам других братишек: за месяц, за два перед призывом начинайте понемножку бегать, отжиматься, подтягиваться, на брусьях, турнике работать. Всем этим мы сразу на КМБ занимались.
Думаю, перед призывом лучше по-больше побыть дома с родителями. Не гулять, как многие. Настроиться на серьезный лад, особенно если идешь в спецназ и знаешь, какой тут режим, как тут строго. Чтобы адаптироваться в коллективе, нужно сразу со всеми познакомиться, общаться. Не сидеть молча. Оно ведь как бывает: в личное время кто–то сидит, подшивается, думает о доме: как там сейчас, что сейчас бы там делал. Лучше такие мысли отгонять. Лучше поговорить с кем–нибудь. Надо понимать, что ты не дома, а здесь, на полтора года. И принять это.
Здесь все братишки. Нет, например, разделения на городских и деревенских. Общая идея спецназа объединяет. И землячества как такового нет. Никто по такому принципу поблажек не делает. Если, скажем, меня будут «подогревать» земляки из Кличева, на меня будут обижаться другие ребята. Некрасиво получится.
Что еще посоветовать будущим новобранцам? Не бойтесь сержантов. Они по–военному строги, но мне на КМБ понравилось, что нам они помогали. Все объясняли — доходчиво, нормально. Никакой свирепости, как в кино показывают!
Придете служить — убедитесь сами.
Борис ПАРФЕНТЬЕВ
Фото Александра СТАДУБА и Александра РУЖЕЧКА
Фото Александра СТАДУБА и Александра РУЖЕЧКА