Горы пожелтевших газет, исписанных блокнотов и ненужных конспектов мешают жить? Выбросить жалко, сдавать в макулатуру лениво, а плюшкиным в душной городской квартире становиться тоже не хочется. Ребята одной из столичных школ нашли решение. Корреспондент “НГ” побывала в их лаборатории и узнала все секреты “безотходного” производства.
Первая в Минске “перерабатывающая” ненужные старые тетрадки мастерская открылась в средней школе № 145.
Стою у порога. Дверная табличка “Кабинет химии” нарисовала в воображении замысловатой формы небольшой настольный “завод”, она же заставила уши услышать тихое размеренное бульканье. С интересом, но так, чтобы ни в коем случае не помешать “производству”, заглядываю вовнутрь. Прямо у входа — огромный, полный макулатуры ящик, чуть дальше — ровные стопки исписанных тетрадей. Ученическое “сырье”, бывшее еще несколько месяцев назад большой мусорной проблемой, превратилось в благо и сейчас поступает в мастерскую без перебоев.
Первый “цех” — сортировочный. Принесенные тетради школьники отделяют от цветной обложки, старые учебники — от плотного переплета. Потом тщательно сортируют по цветам и фактуре и отправляют на “разделку”. Она, похоже, самый трудоемкий этап, требующий терпения и времени.
— Чем мельче я разорву лист, тем качественнее получится переработанная бумага, — делится секретами девятиклассница Евгения Сумина, старательно “дробя” оранжевую обложку.
Верно, ведь чем меньше площадь бумажного клочка, тем меньше времени понадобится на следующий этап — размокание, которое обычно занимает несколько дней. Для клетчато-полосатой бумаги, которой в избытке, большие цветные тазы с водой стоят на полу, для макулатуры “с изюминкой”, яркой или более плотной — батарея стеклянных банок разной величины на подоконнике.
А вот на рабочем “производственном” столе вместо воображаемого мной булькающего завода я вижу пару кухонных комбайнов и огромных размеров сита. С помощью блендеров подготовленная мокрая масса “взбивается” до однородной, потом процеживается. Уже в таком кашеобразном состоянии приблизительно видно, какой продукт будет на выходе.
— Как раз сейчас время поэкспериментировать, — вмешивается в работу руководитель кружка “Вторая жизнь школьной тетрадки” Людмила Скобцова. И, заглядывая в сито, добавляет: — В эту массу можно подмешать цветные нитки и пряжу, блестки, сухую траву, — все, на что фантазии хватит. Это придаст без того оригинальной бумаге еще и авторскую индивидуальность. Поверьте, такую красоту не найдешь ни в одном канцелярском магазине!
Что дальше? А дальше то, что пожелаете. Как рассказала Людмила Сергеевна, младшие школьники любят работать с объемным материалом, потому чаще делают игрушки — бумажных крокодилов, черепах, зайцев. Для этого кашица заливается в специальные формы и сушится несколько дней. После остается извлечь бумажного “питомца” и нарисовать глаза, уши, лапы и хвост. По такой же технологии вышла экспериментальная партия фоторамок: школьники позаботились о подарках для ветеранов. Старшеклассники же с запалом делают праздничные открытки. На этапе сушки они ровно раскатывают кашицу и кладут под пресс. Немного времени — бумага готова.
Дизайн первых открыток ребятам помогала разрабатывать учитель трудового обучения Елена Шумская. Для инкрустации подходит все — бусины, тесьма, фольга, оберточная бумага, а из природных материалов — сушеные цветы и травы, соломка. Особенно приветствуется, если отделка раньше уже использовались в быту.
— Процесс создания настолько захватывающий, что мы даже на летних каникулах приходили творить, — делится впечатлениями Ольга Шелец. — Да что уже говорить, если даже наши мальчики, которых увлечь надолго чем-то очень тяжело, делают открытки вместе с нами.
А вы, дорогие читатели, представьте, сколько деревьев спасут эти ребята и скольким людям подарят радость своими руками! Ну а те, кто хочет сделать авторскую “экологически правильную” открытку самостоятельно, читайте ближайшие номера журнала “Родная прырода”.
“НГ” спросила
Что делают студенты белорусских вузов со своими старыми конспектами?
Марина ПОЛЯКОВА, студентка Гомельского медицинского университета:
— Я избавляюсь от своих старых конспектов сразу же, оставляю только самое-самое нужное. В этом году мы с подружкой устроили ритуал сожжения старых тетрадей. Особенно приятно избавляться от ненавистных конспектов, так, к примеру, лихо летела в костер тетрадь по философии.
Илья КРАВЧЕНКО, студент Белорусского государственного университета:
— У меня свое “безотходное” производство. Старые конспекты отдаю студентам младших курсов, если им надо. А для того, чтобы “вообще ничего не пропадало” (один из студенческих принципов), предварительно вырываю чистые листочки.
Надежда ИСАЧЕНКО, студентка Гомельского университета имени Франциска Скорины:
— Я веду конспекты по всем своим учебным предметам очень добросовестно и аккуратно. Бывает даже с “производственными” травмами: на пальцах появляются мозоли. И вы думаете, после такого я смогу спокойно отправить их в мусорное ведро? Конечно, нет! Я собираю все еще и потому, что, скорее всего, они мне пригодятся потом в работе.
Андрей АНДРИЕВСКИЙ, студент Белорусского государственного университета:
— Со школы, кроме дневников, ничего не осталось, да и те лежат на память. Университетские конспекты передаю “по наследству”. Исписанные блокноты чаще всего представляют для меня какую-то ценность, их складываю в специальные ящики — у меня два таких “сундука”.