Почему мы стали жертвами ургентной зависимости и как ее преодолеть

Воронка времени

«А жизнь летит, летит напропалую, и я не стану жать на тормоза…» — писала в прошлом веке известная советская поэтесса Юлия Друнина. Современники века нынешнего, может, и рады были бы остановить сумасшедший бег времени, вот только каждый новый день приносит новые заботы, недели незаметно складываются в месяцы, месяцы — в года. Мы все чаще ощущаем себя пресловутыми белками в колесе и понятия не имеем, что с этим делать. Профессиональная деятельность часто сопряжена с многочисленными стрессами, немалым напряжением сил и четко обозначенными сроками выполнения своей работы. Это занимает значительную часть суток, и сил на другие занятия и увлечения, обычный отдых и семейные дела остается совсем немного. Что такое ургентная зависимость от времени и как научиться подстраиваться под стремительно растущий темп жизни? Беседуем с магистром педагогических наук, кандидатом психологических наук, психологом РОО «Белорусское общество психологов» и ОО «Белорусская ассоциация психотерапевтов», доцентом кафедры кадровой политики и психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Екатериной Сапего.

Фото  pexels.com

— Екатерина Ивановна, поколение наших родителей с большим скепсисом относится к загруженности своих детей. Мол, мы в ваши годы успевали все — и детей растить, и на работу ходить, и с друзьями встречаться, а не переписываться в соцсетях. В чем причина появления зависимости от времени у миллениалов?

— Прежде всего — ускоряющийся современный темп жизни в больших городах, высокий уровень урбанизации и, как следствие, возрастающая конкуренция между организациями и специалистами на рынке труда. Кроме того, есть другие важные факторы: молодость и амбиции профессионала, когда хочется успеть побольше, пока есть силы и здоровье; стремление достигнуть успеха и славы, построить карьеру и разбогатеть. Не будем забывать и про совершенствование виртуальных технологий, из-за чего возникает информационная пресыщенность знаниями, происходит расширение возможностей выбора различных целей и задач. Все большее количество современных людей приходит к пониманию того, что жизнь достаточно коротка и хочется оставить после себя что-то значимое последующим поколениям.

Напряженная спешка в попытках угнаться за временем и успеть больше других незаметно для человека приводит к формированию у него определенной зависимости. Она выступает своего рода защитой от различных стрессов, попыткой ухода от действительности и все возрастающего беспокойства.

— Что представляет собой феномен ургентной зависимости?

— Это выражение пришло к нам из английского языка: urgency addiction — постоянное ощущение нехватки времени и срочности выполнения дел. Данное понятие впервые упомянула американская исследовательница Нина Кэри Тасси в 1993 году в своей работе «Ургентная аддикция: как замедлиться, не жертвуя успехом». Она пишет, что сегодня миллионы людей участвуют в постоянной гонке за временем. Ургентная зависимость приводит к тому, что мы научаемся «летать» так быстро, что в этом процессе умудряемся в итоге потерять себя. Люди становятся буквально одержимыми временем. И дело здесь не столько в личности отдельных персон, сколько в окружающей их культурной среде, социальной силе, которая как воронка закручивает и поглощает подверженных этому явлению индивидуумов.

В случае формирования ургентной аддикции человек начинает испытывать боязнь и опасения, что ему все больше и больше не достает времени на выполнение своих особенно важных дел. Ведь эти дела в немалой степени могут способствовать успешной учебе, повышению по службе, приносить значительные бонусы в будущем. Возникает ощущение, что человек может делать гораздо больше в ограниченные сроки. Он начинает брать на себя все большее количество задач, а свободного времени становится все меньше и меньше. И так по нарастающей.

— Какие признаки указывают на предрасположенность к этой аддикции?

— Тасси выделяет восемь параметров: 1) постоянный контроль времени и беспокойство за него, осознание невозможности подчинить себе ход событий; 2) погружение в огромное количество видов занятости и дел — больше того, что можно осуществить в действительности; 3) принятие абсолютно всех требований, касающихся осуществляемой деятельности; 4) увеличение скорости выполнения поставленных задач; 5) стремление заполнить все свободное время работой или учебой; 6) постоянная концентрация внимания на своих делах и проблемах; 7) негативный взгляд в будущее, заполненное возрастающим количеством дел; 8) стремление откладывать на будущее (обычно неопределенное) исполнение своих целей в сочетании с чувством бесповоротно уходящего времени.

Таким образом, налицо закрепление «удушающего» чувства страха и беспокойства не успеть, впустую потратить, а значит, потерять часть драгоценного времени безвозвратно. Хотя повышение нагрузки и решение еще большего количества задач не избавляет человека от этой зависимости. Он крутится как белка в колесе, сокращает время на личный досуг, постепенно приходя к эмоциональному истощению, синдрому хронической усталости. А далее — к выгоранию и деформации своей личности в сторону зацикленности на сфере профессиональной или учебной деятельности. Любимым утверждением для близких людей становится «у меня нет времени».

— Результат такого подхода к жизни — депрессия и суицидальные настроения?

— Плюс проблемы с физическим здоровьем. За своим страхом и беспокойством человек теряет способность радоваться текущему моменту в жизни. Решая ворох проблем по выходным и праздникам, он постепенно теряет друзей и близких. Погружаясь в печальные размышления о том, что не удалось сделать или было сделано неверно, ургентный аддикт ухудшает свое здоровье — сначала психическое, а следом и физическое. В итоге пропадает способность радоваться общению с близкими людьми, любоваться природой, ощущать красоту музыки, произведений искусства. Человек перестает получать удовольствие и просто не замечает всего того, что его окружает.

— Как преодолеть ургентную зависимость?

— Ученые рекомендуют в первую очередь избавиться от спешки и беспокойства из-за возможных, а порой неизбежных потерь времени. Понять, что время едино и оно не делится на «часовое» и «живое». Постепенно и понемногу вкраплять в свою жизнедеятельность различные варианты отдыха, межличностного общения с окружающими, занятия спортом, путешествия в другие города и страны.

Следует признать, что зачастую чрезмерно насыщенная деятельность — учеба или работа — это средство забыться, заполнить внутреннюю пустоту и неустроенность. Необходимо понять и принять, что есть иные, более конструктивные и даже приятные способы найти и осуществить экзистенциальные смыслы в своей жизни. Ведь на самом деле их немало, и они могут быть совершенно не связаны с основным родом деятель­ности.

Также важно понимать, что чем больше человек отдыхает и переключает свое внимание на иные увлечения, тем больше сил у него появится для последующей успешной деятельности. Тем более эффективной будет учеба или работа, соответственно и достижение новых вершин.

Позитивное влияние окажет периодическое отключение для отдыха на некоторый период всех своих электронных устройств (компьютеров, мобильных телефонов, планшетов). Тогда появится возможность настройки не на циферблатные часы, а на свой «внутренний компас» в ощущении времени.

Избавление от ургентной аддикции представляет собой достаточно трудный процесс, занимающий приличное время. В этот непростой период помочь может дополнительное увеличение физической активности, в процессе которой также будут вырабатываться недостающие гормоны, способные заменить ощущение прессинга. Положительный результат даст переключение стремления структурировать время на планирование отдыха, поездок на природу, встреч с друзьями и родственниками, путешествий и посещения познавательных экскурсий, занятия любым видом творчества.

Рисунок Олега Попова

— А как понять, что человек благополучно интегрирован во времени? Что у него нет проблем, характерных для ургентных аддиктов?

— Снова вспомню работу Нины Кэри Тасси: она определила черты, свойственные таким людям. Например, неторопливость и отсутствие спешки, привязанности к часам, присутствие стойкого чувства прошлого, настоящего и будущего. Они проживают жизнь в собственном темпоритме независимо от требований окружающей действительности, обладают способностью радоваться текущему моменту (ценить настоящее), растягивать и наслаждаться приятными событиями, уделять время отдыху и развлечениям, переключаться с рабочих задач на личную жизнь. Концентрируются не на количестве выполненной работы и решенных проблем, а на их качестве и степени значимости. Обладают умением отказаться от маловажных и отвлекающих дел. Для них характерны высокая само­оценка и степень ответственности за свое психическое и физическое здоровье, что выражается в избегании чрезмерных перегрузок и стремлении других людей поторапливать интегрированных во времени лиц. У них отсутствует страх перед будущим, зато присуще умение грамотно его планировать. По сути, мы ведем речь об оптимистах, которые смотрят в сегодня с благодарностью, а в завтрашний день — с надеждой. Они способны извлекать пользу из прошлого опыта, продуктивно учатся на своих ошибках, стремятся потратить время на общение с людьми, приводящими к духовному обогащению и росту.

Таким образом, у людей, интегрированных во времени, происходит синхронизация жизни в соответствии со своими внутренними часами. Происходит «отлипание» от навязанной внешними обстоятельствами гонки за временем и срочностью. Нормализуются гормональная регуляция и сон, здоровые циклы которого часто оказываются нарушенными при ургентной зависимости и хроническом стрессе.

В конце концов Тасси пришла к выводу, что в процессе своего исследования она нашла путь не к лучшему планированию и управлению временем, а к секрету того, как наслаждаться нашим самым драгоценным достоянием — временем нашей жизни.

Следует осознать, что наиболее значимым является то, куда и как вы идете, а не насколько быстро и с какой скоростью это происходит. Если руководствоваться данными принципами, можно проложить путь к здоровой, полноценной, гармоничной и насыщенной жизни. И в итоге обрести долгожданный баланс между профессио­нальной и личной сферой.

Как утверждал в данном контексте Платон: «Время — движущееся подобие вечности». Это значит, что люди сами придумали и обозначили это понятие — время. И каждому важно двигаться в своем темпе — не очень быстром, но и не слишком медленном. Чтобы вовремя успеть сделать все в отведенный человеку промежуток времени на Земле. И что есть более существенные вещи — такие как вечность во Вселенной — что было до нас и что останется после.

— Что будет дальше с ургентной зависимостью? Ведь темп жизни только убыстряется. Допустим, мы как-то научимся преодолевать аддикцию в 2020-е годы, выработаем стратегию по принятию и профилактике нехватки времени. Но чем дальше, тем больше придется «отсекать» ненужные дела (которые, вообще-то, когда-то были очень даже нужными), ненужных людей (опять-таки, очень спорный момент) и т.д. Выделение наиболее значимых и весомых дел неизбежно приводит к тому, что человек вынужден к большинству вопросов подходить субъективно и ставить на первое место свой комфорт. К чему это приведет?

— Темп жизни, несомненно, ускоряется. Но все же следует признать, что в наиболее ярком виде высокие скорости бытия представлены скорее в Америке или в Западной Европе. В странах Восточной Европы феномен ургентной зависимости еще только набирает обороты (хотя Москва, к примеру, в этом плане опережает тот же Минск).

Феномен характерен скорее для бизнесменов, руководителей, а также людей амбициозных, по типу темперамента (врожденная характеристика нервной системы) относящихся к холерикам и сангвиникам, имеющим быструю реакцию на происходящие события.

Речь, вероятно, не идет о том, чтобы полностью «отсекать» ненужные дела или ненужных людей. Здесь рекомендуется более гибкий подход — ограничивать по-настоящему неважные мероприятия и неполезные контакты, крадущие наше время. А их немало в наш насыщенный информационный век с его виртуальным пространством и множественными социальными сетями и мессенджерами.

Следует внимательно проанализировать и отфильтровать свои действия и свое окружение, оставив самое нужное и важное. А ряд второстепенных вопросов и контактов, на которые не хватает времени, но они имеют значение, делегировать своим коллегам, подчиненным или родным.

Человек зачастую даже вне зависимости от ургентной аддикции относится к жизни и людям субъективно, пропуская события и дела, свои отношения сквозь призму личностного восприятия и персонального жизненного опыта. Смотреть на вещи объективно весьма затруднительно. В этом может помочь коллегиальное рассмотрение вопроса и методы мозгового штурма.

Мало кто из нас с удовольствием выходит из так называемой зоны комфорта. Хотя это очень развивает и помогает преодолеть свои слабости. Ведь всем нам (и с этим трудно не согласиться) свойственна та или иная степень эгоизма. Вполне вероятно, что при ускорении темпа жизни и нарастании ургентной зависимости эгоистические и субъективные тенденции личности могут увеличиться. И это очень интересная тема для последующих исследований.

В ТЕМУ

Белорусская исследовательница Ольга Шибко утверждает, что причинами ургентной аддикции могут послужить:

Фото  pexels.com

— загрузка значительным количеством важных дел при незаконченности предыдущих;

— сжатые отведенные сроки выполнения текущих задач;

— постановка все новых и новых целей;

— переживание и концентрирование на прошлых неудачах в осуществлении задуманного.

Ольга Леонидовна выделяет следующие типы подверженных зависимости от времени:

планирующий ургентный аддикт активно ставит цели, но затрудняется в определении степени возможности их достижения. На пути реализации поставленных задач он не анализирует такие расхождения, не корректирует возникающие неудачи. В итоге отказывается от поставленных целей и продолжает концентрироваться на дальнейшем планировании своей активности;

немоделирующий ургентный аддикт креативен в создании новых задач, но без учета внутренних и внешних условий жизнедеятельности. При этом не замечает, что ситуация меняется, и продолжает непродуктивно идти по намеченному плану;

негибкий ургентный аддикт обладает инициативностью и высоким уровнем самодисциплины, способностью к контролю и настойчивостью. Однако затрудняется в проектировании программы действий согласно поставленной цели. Он будет пытаться действовать по ранее составленным шаблонам.

КСТАТИ

В своей книге «Перво-наперво (главное внимание — главным вещам): жить, любить, учиться и оставлять наследие» авторы Стивен Кови (его перу принадлежит бестселлер «7 привычек высокоэффективных людей»), Ребекка и Роджер Меррилл предлагают определенный подход к управлению временем, позволяющий достичь эффективности. Авторы пишут, что важным является не количество выполненных человеком задач, а выделение наиболее значимых и весомых из них для осуществления и последующей грамотной расстановки приоритетов. Это означает, что вначале нужно отобрать неважные задачи и оставить их. И следует ориентироваться не на срочность выполнения, а именно на важность и малое количество целей.

lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter