Тюбик с едой в кармане вместо кафе? Узнали в Академии наук, как может измениться наша еда в будущем

Вкус дня завтрашнего

Пищевая промышленность в списке лидеров среди наиболее наукоемких и инновационных направлений. Причина столь активного развития сферы foodtech проста: она занимается обслуживанием одной из главных человеческих потребностей — в еде. У нас есть возможность не просто проанализировать предпочтения белорусов, но и заглянуть в будущее — порассуждать, как трансформируются блюда лет через 50.Колбаса из моркови и ставка на горох.


За год наши ученые передают предприятиям около ста новых рецептур. Их идеи быстро воплощаются в реальность и появляются на прилавках под тем или иным брендом. Например, разработаны различные виды сыров с белой и голубой плесенью, хамона, веганской колбасы из моркови, лука, картофеля, цветной капусты и муки, а также колбасы с низким содержанием соли, но с классическим вкусом за счет натуральных добавок.
Выстрелило направление по консервированию, за ним будущее. Это очевидно. Сельское население сокращается, а вместе с ним уменьшается число приверженцев старой доброй традиции делать домашние закатки. На этом фоне особенно хорошо развилось производство соков. Помимо белорусских фруктов, которые из‑за нехватки солнца не успевают обогатиться необходимым запасом натуральных сахаров, используются концентрированные импортные купажи. Так в наших соках сокращают количество вредного сахара.
Бытует миф, что при консервировании гибнут все витамины и большинство минеральных веществ. Директор НПЦ НАН по продовольствию Алексей Мелещеня объясняет скептикам:

— Некоторые консервированные продукты полезнее свежих, потому что в зимний период вырастить в теплицах овощи с полным комплексом витаминов и минералов невозможно. Да, в процессе консервации частично уменьшается количество витаминов, но минеральные вещества и клетчатка сохраняются полностью. Квашеная капуста и другие маринованные продукты не только не теряют, но и приобретают дополнительные свойства. В них растет содержание витамина C.

Времени на готовку становится меньше, а аппетиты растут, поэтому будущее за полуфабрикатами. На них делают ставку в ближайшие пару лет. На более отдаленную перспективу ученые занимаются различными плодоовощными смесями. Задача — научиться извлекать из сырья больше полезных веществ, говорит Алексей Мелещеня:

— Мы пытаемся частично расщепить белок, чтобы повысить его усваиваемость. Планируем создать продукт с миксом быстрых и медленных углеводов. Съев его на завтрак, вы на пять‑шесть часов забудете о голоде.

Hi‑Food

А теперь заглянем за горизонт и попытаемся угадать, какие товары мы положим в свою корзину в гипермаркете лет через десять. Мировой рынок активно ищет замену продуктам животного происхождения, поскольку производство мяса и молока требует больших затрат и площадей сельхозугодий, которых будет не хватать из‑за роста населения.

— Многие уже перешли с коровьего молока на растительное, — говорит эксперт. — Овсяное, миндальное, соевое можно найти в любом магазине или кофейне. Такое молоко может показаться странным на вкус, но со временем потребитель привыкает. Прирост по этой категории товаров на мировом рынке существенный — до 10 процентов в год.


Также есть ряд наработок по энергетическим напиткам без кофеина, анонсирует Алексей Мелещеня:

— Они поступят в продажу в этом году. Сделаны на основе аминокислот и органических кислот, которые поддерживают организм и при этом не нагружают поджелудочную и печень. Сахарозу заменили на более медленный углевод, чтобы получить продукт пролонгированного действия.

Следующий шаг — съедобная паста. Закинул тюбик в карман — и не нужно заморачиваться с поиском подходящего заведения для перекуса. Содержимое тюбика может быть индивидуальным. Такая технология может использоваться в спортивных и фитнес‑центрах, реабилитационных и лечебно‑диагностических учреждениях.


Резкого перехода от привычных нам блюд к футуристичным не случится, считает эксперт, потому что в вопросах питания люди консервативны:

— Как пекли хлеб тысячу лет назад, так и печем. И через полвека свежие буханки будут на столах. Хотя технологическое оснащение и рецептуры меняются. С помощью всевозможных добавок повышается пищевая ценность. В хлеб добавляют подсолнечные семечки для обогащения белком, цельнозерновую муку с клетчаткой…
Говорят, котлеты будут не жарить, а создавать на 3D‑принтере. Человечество уже научилось печатать стейк из растительного белка. Как и подобает еде будущего, он состоит из всех элементов, которые нам нужны: белки, жиры, углеводы, витамины, аминокислоты, клетчатка, микроэлементы. Если вначале килограмм искусственного мяса стоил почти 50 тысяч долларов, то сейчас — 300 долларов. 

Скоро мясо «из пробирки» сравняется по стоимости с натуральным и каждая хозяйка сможет напечатать его у себя на кухне. Кстати, пищевой 3D‑принтер в качестве наполнителей использует фруктовые пасты и кондитерские муссы для создания пирожных.

На роботов возлагаются большие надежды. Пока машины умеют готовить определенный набор блюд. Но если добавить к этим скиллам искусственный интеллект, получим роботизированного повара, который побалует хозяина необычными сочетаниями. Причем управлять им можно будет удаленно через приложение. Пока вы стоите в пробке по пути домой, кулинарная машина уже готовит ужин — не чудо ли?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter