Mосква середины ХХI века. Роботы, или боты, как их называют в сериале, стали частью повседневной жизни вроде кухонного комбайна или пылесоса. Одни из них выглядят как механизмы, а других почти не отличишь от человека. Гендиректор корпорации по продаже и производству роботов «Кронос» Виктор Торопов (Александр Устюгов) по неофициальным каналам покупает уникальную китайскую разработку — мощнейшего андроида Арису (Паулина Андреева). Главные качества Арисы — способность распознавать и даже испытывать эмоции, а также невероятная преданность людям, которых она считает своей семьей. Из-за инцидента Ариса сбегает из «Кроноса», а потом сама выбирает себе «семью» — 6-летнюю девочку Соню (Виталия Корниенко), ее 16-летнего брата Егора (Эльдар Калимулин) и их отца, патологоанатома Георгия Сафронова (Кирилл Кяро).
«Мы пробовали на роль Арисы многих актрис, — рассказывает режиссер Андрей Джунковский. — Позвали и Аню Чиповскую. Она, сыграв в пробном отрывке, удивилась: «Зачем вам я? Я не подхожу, вам нужна Паулина Андреева!» А мы задолго до этого говорили об Арисе с Паулиной, но она ответила, что занята. Но что-то перенеслось у нее, передвинулись сроки у нас, и когда мы позвонили ей снова, оказалось, что все возможно».
Режиссер, два года снимавший Паулину, теперь, встречая ее на мероприятиях, не может узнать актрису: он привык видеть ее в гриме! Ради роли «эмпатического бота нового поколения» темные волосы Андреевой спрятали под светлым париком, а карие глаза — под серыми линзами. Для правдоподобия Паулина не должна была в кадре моргать. Из-за этого глаза в линзах сохли и краснели, и после каждого дубля актриса закапывала офтальмологические капли. Дышать в кадре тоже очень не рекомендовалось: Андреева должна была или задерживать дыхание, или делать вдохи и выдохи совершенно незаметно, чтобы не опускалась и не поднималась грудь. Над пластикой робота актриса работала с хореографом, а чтобы ее движения выглядели еще убедительнее, ее иногда снимали с небольшим ускорением, — делали не традиционные 25 кадров в секунду, а 27, 30 или 33 кадра в секунду. А иногда героиню останавливали с помощью компьютерной графики: остальные герои на экране ходят, а Ариса статична.
Кирилл Кяро с Виталией Корниенко
Продумывая образ Арисы, перепробовали огромное количество цветных линз и париков. Серые линзы, в которых в итоге стала играть Паулина, утвердили уже в первый съемочный день. А вот с париком — светлым каре с ровной густой челкой — поначалу ошиблись! Он был сделан из натуральных волос и в движении выглядел слишком естественно, а хотелось большей кукольности. Нашли выход: актрису снимали в капюшоне. К счастью, потом у Паулины было два выходных, и за них ей сшили почти такой же парик из искусственных волос. В зеленоватых линзах, изначально купленных для Паулины, стала сниматься Ольга Ломоносова: она играет Аллу, бывшую жену Георгия и маму Сони и Егора. Работа над сериалом продолжалась два года, и за это время Ольга еще раз стала мамой: 14 апреля 2017 года она родила третьего ребенка, сына Федю. Ломоносова снималась и на последних месяцах беременности (ее героиня даже стремительно бегала по набережной), и почти сразу после рождения сына Федора. Всех роботов старого поколения сыграли хореограф и два танцовщика. Для них соорудили три пластиковых костюма, кожа в которых абсолютно не дышала. Хрупкий пластик часто ломался, но люди, наряженные в неудобные скафандры, не ломались, а исправно работали.
Смешались в кучу: живые люди и роботы разных поколений
Однако иногда нагрузка была такой, что артисты вспоминали, что они не роботы. «В 10-й серии есть сцена перестрелки на мосту, где заняты все основные актеры, — продолжает режиссер Андрей Джунковский. — Сцена настолько сложная, что по-хорошему ее стоило снимать три дня, но нам было необходимо уложиться за один. Актеры молили: «Андрей, отпусти хотя бы на десять минут!» Но я был непреклонен: «В туалет? Потерпите! Пить? Потерпите! Есть? Тем более потерпите!» В кино есть поговорка: режиссер как Колумб — все хотят домой, а он хочет открыть Америку. Так вот, я очень хотел открыть свою Америку, то есть хорошо снять сцену, поэтому в тот день все работали от рассвета до заката без перерыва. Поели, только когда солнце опустилось и работать стало невозможно». Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ.
Фото предоставлены кинокомпанией Yellow, Black and White.