Почему люди идут в монастырь? В жизни у каждого свое призвание.
Восставший из руин
Монастырь построили в 1621 году, а в 1924-м его закрыли, рассказали мне сестры, с которыми позже познакомлю ближе. К концу ХХ века от него не осталось камня на камне. А 16 июня 2008 года в Барколабово наблюдалась необычная картина: здесь появились восемь монахинь во главе с игуменьей Антонией Полуяновой, которой и суждено было восстановить монастырь…— Идея вернуть месту прежний вид принадлежит скорее ее сыну протоиерею Александру, — вспоминает старт масштабной перезагрузки нынешняя настоятельница Ангелина. — В один момент у него появилось непреодолимое желание отстроить намоленное место. Обратился с такой просьбой к матушке. Она настоятельница другого монастыря, в Орше, к тому же уже в возрасте. Хватит ли сил? Хватило.
Работа начиналась в прямом смысле в чистом поле. Это время хорошо помнит матушка Антонина, которая вместе с другими сестрами приехала в Барколабово на пустырь:
— Единственный объект, который здесь сохранился, — поклонный крест. Мы начинали с того, что устроили себе жилище. Сперва ютились в домике игуменьи в соседней деревне. Постепенно стали прирастать: появилась простенькая трапезная, жилое помещение. Служили первое время в палатке. Но было настолько сильное желание и энтузиазм восстановить монастырь, что находились силы. Нам выделили 5 гектаров земли, где посадили кабачки, чтобы заработать хоть какие-то копейки.
Сегодня в монастыре 17 монахинь. Они отказались от мирских благ и посвятили свою жизнь служению Богу. На территории монастыря храм, отдельно стоящий современный жилой блок, два аккуратных домика. Захожу в один из них и попадаю в трапезную. Так на церковном языке называется комната приема пищи. Запах здесь поистине божественный. Перед едой — обязательная молитва. На часах 10 утра. Монахини на ногах хороших пять часов, ведь день в монастыре начинается засветло: в 6:00 полуношница (служба), в 8:00 — божественная литургия, она длится до 10:00. Кто занят на кухне, уходит раньше — нужно успеть наготовить на всю большую семью. После завтрака все расходятся по послушаниям, в миру — на работу. У каждой сестры она своя. Но во главу угла монашеской жизни ставится пение и чтение молитв.
— Одно из самых тяжелых послушаний — работа на кухне. Несмотря на то что нас в монастыре всего 17, мы принимаем очень много гостей. На всех нужно успеть приготовить, потом прибрать, помыть посуду, — говорит матушка Антонина. — Есть послушание ухаживать за хозяйством (держим коров, коз), следить за огородом.
«Мы должны быть один на один с Богом».
Реальное чудо
Люди в монастырь едут в первую очередь из-за главной ценности — Барколабовской иконы Божьей матери, которая чудом уцелела во всех лихолетьях. Православные считают ее чудотворной. По легенде, она сама выбрала для себя место: обоз князя Пожарского не мог никуда сдвинуться, пока образ не оставили в монастыре. Это случилось 362 года назад. Сегодня икона в золотом окладе и ее украшают драгоценные подношения в честь разных чудес. Вот одно из них.— Маше, моей двоюродной внучке, тогда было три годика, — вспоминает 2017 год могилевчанка Людмила Цыркунова. — После плановой прививки девочке стало плохо: высокая температура не спадала, ей становилось все хуже и хуже. Врачи разводили руками… И тут мне приснился сон: на аллее стоят мама и покойные бабушки. Мать держит в руках икону и говорит: «Найди ее, она поможет Маше». Значения сну не придала. Под утро снова задремала. И тут снова приходит мама уже с другими словами: «Ты всегда была благоразумной, поищи икону».
Какой образ та имела в виду, Людмила не знала. Пошла в Свято-Никольский монастырь в Могилеве и увидела там копию иконы, которую приснила. Не откладывая, отправилась в Барколабово. А там все так: аллея и лик.
— Позвонила родственникам, чтобы те немедленно приехали, — вспоминает события могилевчанка. — В храме отслужили молебен, освятили водичку, дали Маше попить. Ребенок выздоровел.
Барколабовский монастырь — жемчужина в излучине Днепра.
Наедине с... Богом
Есть ли ответ на вопрос, почему мирские люди идут в монастырь? У каждого своя история. Но объединяет всех монахинь одно — непреодолимое желание служить Богу. Игуменья Ангелина, к примеру, в монастыре с 2000 года: 10 лет несла послушание в Полоцком монастыре, уже четыре года в Барколабово.— Никогда бы не променяла монастырь на самое лучшее жилище. Потому что встреча с Богом — истинное счастье. А от него никто добровольно не отказывается. В мирской жизни радость более короткая. Купил человек машину, кажется счастлив, но потом все нивелируется и превращается в обыденность. Почему люди идут в монастырь? В жизни у каждого свое призвание. Кто-то отличный врач, другой отменный столяр. Так и у нас предназначение — служить Богу и жить в монастыре, — поясняет игуменья Ангелина.
Монастырь — не светское заведение, где все нараспашку. Люди, которые сюда приезжают, должны понимать: у монахинь свой уклад жизни и лишний раз не надо беспокоить их. Игуменья отмечает: если что-то нужно в духовной жизни, помогут. Но пустых разговоров не любят:
— Монах — моно, мы должны быть один на один с Богом.
Поэтому брать интервью у послушниц непросто. Они отрешены от суеты. Однако настоятельница Ангелина соглашается рассказать свою историю. Родом из Брагина. 18 лет прожила в Минске, где, говорит, произошло ее духовное становление.
— У меня, как у всех, было желание выйти замуж, завести семью. Так и получилось: была в браке, родила двоих дочерей. Но когда первый раз попала в монастырь в Елгаве, влюбилась в него. Смотрела на все удивленными глазами, примеряла быт на себя. Думала: ой, как трудно рано встать, много молиться. Но сейчас понимаю, что уже тогда была готова. Практически каждое лето с младшей дочерью ездила недельки на две в монастырь. Потом стояла на литургии и плакала, почему же не здесь, зачем вышла замуж… Ушла в монастырь в 2000 году. Тогда уже не стало мужа.
Как бы странно это ни звучало, но здесь сестры ощущают свою греховность сильнее, чем в миру. По их словам, все недостатки на виду. Уклад жизни, одновременно размеренный и чрезвычайно насыщенный, подталкивает к бесконечным размышлениям — о себе, о своем месте в этом мире и, конечно, о Господе, вера в которого здесь незыблема. Чем больше сторонний наблюдатель находится в монастыре, тем больше вопросов возникает. Наверное, на них так и не появятся ответы. `l
bizyk@sb.by