Работы Ларисы Журавович называют примером душевной живописи (портрет из серии «Жаркое лето комбайнеров»)
«Осколки» истории
Два с половиной года назад к задумке супруга Вячеслава Астафьева Лариса Викторовна отнеслась настороженно. Это же не на бумаге: нарисуем – будем жить! Стройка – дело ответственное, требует немалых финансовых вложений и времени. Но на то они и творческие люди, чтобы генерировать идеи и не бояться их воплощать. Вячеслав Астафьев объясняет:– Моя жена скупает старинные предметы быта, рушники, андараки, глечики и использует в работе – пишет с натуры. И у меня за долгие годы собралась большая коллекция патефонов, радиоприемников, пластинок. Вот и решил: пусть этот «скарб» станет достоянием общественности. Опять же, у каждого творца должна быть своя мастерская, а у Ларисы она неполноценная: просто закуток в доме. В новом творческом пространстве хватит площади и для рабочего места мастера, и для выставочного зала.
«Осколков» истории у семьи много: дореволюционные печные изразцы, массивный деревянный сундук с надписью «Дай Бог счастья», советские копилки, паспарту из цветной фольги, металлические станки – соломорезка, льномялка...
В подмастерьях у Славы
Облик будущего творческого пространства уже вырисовывается: на участке появились три деревянные бревенчатые избы. Чтобы гармонично их вписать, супругам пришлось отказаться от части плодового сада. А еще освоить новые для себя специальности. Лариса Викторовна улыбается:– На пару со Славой фундамент под будущую мастерскую-музей заливали, древесину обрабатывали, шлифовали. Я у него в подмастерьях. Чтобы срубы поставить, он переделал прицеп трактора МТЗ под манипулятор, я внизу была за стропальщика – шестиметровые бревна цепляла, а муж перемещал, укладывал. Каждое бревно, чтобы его впоследствии не повело, шкантили: через метр высверливали отверстия, загоняли в них деревянные клинья. И с межвенцовым утеплителем пришлось повозиться. Кровлю Саша и Вова, Славины племянники, помогли уложить.
Выглядят избушки, как игрушки: нарядные, с массивными завесами на дверях. Из-за того, что участок имеет сильный склон, их решено было ставить уступами. Это придало свою изюминку. За дизайн (каждый дом около 30 «квадратов» творческого пространства) отвечает художница:
– До настоящих дизайнерских работ далеко, на нынешнем этапе стройки я маляр, подбираю цвет для окон, дверей, интерьера. Стиль – деревенский колорит. Название будущей мастерской-музея – «Амбар XX век» – выбрано неслучайно. Контрастный был век: от лаптя до космоса. А мы здесь представим очень разнородные вещи – от бычьего ярма до нарядного ретроприемника. В процессе сбора коллекции для нас с супругом стало открытием, что мы плохо ориентируемся в прошлом. Стали его для себя открывать, теперь хотим поделиться информацией с другими. На мой взгляд, знание истории может излечить нынешнее поколение от самомнения. Многим ведь кажется, что они все знают, поскольку в эпоху гаджетов ко всему имеют доступ. Но даже не представляют, какими изобретательными были наши предки, какие замечательные вещи умели создавать!
На правильной волне
В свое время юмористы так расшифровывали аббревиатуру лампового телевизора КВН-49: «Купил, включил, не работает». У Вячеслава работает все. Хотя древний телевизор он приобрел в разобранном состоянии и года полтора потратил на поиски нужных деталей (кинескопа, увеличительной линзы) и реанимацию прибора. В его коллекции более 300 патефонов, магнитофонов, радиоприемников и телевизоров, выпущенных в 1920–50-е годы. И у большинства есть голос!Вячеслав Астафьев много лет реставрирует и коллекционирует старинную радиоаппаратуру
– Ребята, которые будут к нам приходить, смогут не просто увидеть и услышать раритеты, но и изучить их изнутри, поучаствовать в мастер-классе по ремонту, – уточняют супруги. – Имея кинопроектор, сможем показывать им фильмы, еще у нас богатая фонотека.
На старых грампластинках – голоса Бернеса, Утесова, Сталина, на патефонных дореволюционных – церковные песнопения московского храма Христа Спасителя.
Позиционировать Лариса планирует и традиционную народную культуру – учить молодых, как пользоваться, например, веретеном, «чтобы нынешнее поколение не потерялось во времени, чтобы не исчезло у него уважение к труду, к нашим корням».
Параллельно художница работает над циклом «Труд на земле». Колесит в страду по полям и фермам, делает зарисовки механизаторов, трактористов, доярок. Потом, уже дома, пишет их портреты – на фоне хлебной нивы, сельхозтехники, телят. В серии «Жаркое лето комбайнеров» около 20 лиц. Среди них механизатор Сергей Марчук из Белыничского ОАО «Агросервис», передовик Николай Даречкин из СПК «Колхоз «Родина», комбайнер Валерий Моргунов из ОАО «Новая Друть». В этой же коллекции рядом с людьми-легендами – их молодые помощники, душевные сельские пейзажи.
Работы Журавович – это признание в любви к глубинке, к самому родному уголку земли, куда выпускница Белорусского театрально-художественного института много лет назад решила вернуться из Минска. И этой любовью она готова делиться со всеми: вход в их с мужем мастерскую-музей будет бесплатным.
Вход в мастерскую-музей будет бесплатным для посетителей
СКАЗАНО
Ирина Фурсова, заместитель председателя Белыничского райисполкома:
– У Ларисы Журавович и Вячеслава Астафьева много замечательных идей. Ее цикл «Земляки» – это портреты сельчан и горожан, которых объединяют наши общие история и традиции. В «Возвращении» художница с подачи мужа на картинах восстановила утраченные в начале XX века святыни: в Белыничском районе из 18 храмов осталось всего два. Цикл победил в республиканском конкурсе на лучший культурный проект патриотической тематики в номинации «Лучшее произведение изобразительного искусства». Лариса Викторовна – автор герба и флага Белыничей. Все, что создано ею и ее супругом, становится связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
kislyak@sb.by