Референдум по Конституции, похоже, накатывает на беглых (да и на тех, кто здесь забился под плинтус, тоже), как паровой каток на улитку. Сильнее их пугает только грядущее лишение гражданства. Тем интереснее наблюдать за реакцией.
Начнем с привычного образованского вранья. «Все свидетельствует о том, что никакого реального учета предложений граждан не будет», — врет беглый ренегат из высоких кабинетов. Как же не будет, когда полгода (а если с высказываниями журналистов и публичных экспертов взять, так и больше года) различные предложения собираются и анализируются? Да прозрачно, с дискуссиями, с публикациями?
Наследие простотутбаек: раз мое писклявое не пригодилось, значит, и ничье мнение не учтено. «Белорусы недовольны».
«Власти хотят, чтобы предстоящая кампания прошла максимально сжато, тихо, незаметно», — говорят астапени и снова врут. О ней говорят неустанно, а будут говорить, рассказывать и дискутировать еще больше. «Кардинальные изменения власти предложат белорусам обсуждать на скорую руку за новогодним столом» — а это уже не аргумент, а неприкрытая обида, что их не зовут. Хлопцы, так не сажают белорусы свиней за стол, тем более новогодний.
Теперь о тактике. «Нет ощущения, что в контексте проведения референдума власти будут с распростертыми объятиями приветствовать массовые собрания», — меланхолично замечает представитель штаба. Судя по интонации, потирая все помнящую мышцу gluteus maximus.
И он прав: не будут. Ни в контексте, ни с распростертыми, ни приветствовать — не будет больше в Беларуси беспорядков. Некоторые нагулялись, остальные наелись. Хватит.
Но ежели все же у кого есть лишняя gluteus maximus вместо лишней gyrus (извилины) — милости просим. Будем ждать. Даже специальных людей выделим, чтобы не пропустили.
Так а куды тогда бечь, кому жаловаться, что ж делать? Гадить — на их невероятный ум больше ничего и не приходит. Ведь вспомните: требования по изменению Конституции прозвучали от невероятных. Но как дошло до дела — нету ничего и никого. А ведь как кричали! Или они вправду думали, что Основной Закон страны будут менять только они и прямо на улице?
Народ сказал нет. Следовательно, по их невероятной логике, надо остальным — всем нам — помешать.
А как тут помешаешь, если вопрос только один: вы за изменения или против? Голосуйте, как хотите: если против, значит, все устраивает, значит, нормальная Конституция. Если за — значит, желательны перемены. Какие — пишите, публикуйте, грамотно формулируйте, отстаивайте свою точку зрения. И опять же, приходите на участки и голосуйте, ибо нет такого человека в стране, которого Конституция не касается.
Поэтому любой бойкот провалится, не начавшись. И вот беглые начинают ужом вертеться: а давайте параллельно запустим что-нибудь в интернете. А давайте испортим бюллетени. Или вбросим нелегальные. А давайте нагадим в урны…
Вообще говоря, должно быть понятно, что любые действия в этом направлении являются антигосударственными, экстремистскими, противозаконными. ГУБОПиК предупреждает даже подстрекателей: «Все находящиеся в стране подстрекатели к совершению подобных антигосударственных действий, их активные пособники будут нами изолированы, привлечены к ответственности».
Но до невероятных невероятно тяжко доходит, в этом мы уже убедились. Поэтому попробую простым языком. Бюллетень гармошкой или самолетиком; белоцепкальная или другая ленточка на левой, скажем, ноге; фотки для «Голоса»; сливы якобы «Честным людям»; танцы с бубнами в кабинках; камлание над урнами; хороводы вокруг участков и все прочее в том же духе есть нарушение лично моего права на тайное, без давления, свободное волеизъявление. И даже не буду объяснять почему: до невероятных все равно не дойдет, остальным понятно.
Следовательно, заметив нечто подобное, я (как и любой гражданин) могу звать ближайшего правоохранителя. Тому ничего не останется, как отправить нарушителя в участок, чтобы как следует разобраться. Вплоть до обыска — и личного, и по месту проживания. Ну а как? — если спадарство нарушает в одном, надо ж и все остальное проверить?
И вот когда (не если, а когда, так оно в реальной жизни бывает) найдется подписка на экстремистские каналы, бчб-елда под кроватью, наборы наклеек и брошюр, даже прописанный «израильским адвокатом» пакетик каннабиса или оставшаяся от деда-полицая повязка, — тогда и станет юридически понятно: нет законопослушного гражданина, который взялся бы нарушать процедуру референдума, законно и всенародно проводимого в стране.
С теми же, для кого законы не писаны, надо поступать строго. Не строго по Конституции, народное волеизъявление по которой они и хотят сорвать, испортить, не признать i гэтак далей. А просто строго.
Невероятные — они ведь как дети: пока научишь, три ремня изорвешь. Зато потом — дай бог, вырастут, ума, глядишь, наберутся — и будут образцовыми гражданами.
А мы им еще и Конституцию приготовим: новенькую, образцовую, лучшую. И заживем душа в душу. Не верите? Вот через пару лет давайте и посмотрим.
Пока же будьте внимательны, активны и мудры: Конституция — Основной Закон. Можно сказать, правила жизни. Давайте сделаем так, чтобы наша жизнь и жизнь нашей Беларуси была долгой и счастливой.
Чтобы не накипало.