Наш журналист провела день в 377‑м гвардейском зенитном ракетном полку под Полоцком

В их руках — ключи от неба

Современная, способная вмиг расчистить небо от любой угрозы техника и профессионалы экстра-класса, которые ею управляют, — все это есть в 377‑м гвардейском зенитном ракетном полку.


Растят патриотов

На входе в часть нас встречает пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-75, который уже вошел в историю.

— Это не просто живой монумент, — приглашает нас в 377‑й полк его командир гвардии полковник Алексей Рябинин. — В первую очередь это напоминание о наших истоках. Образованный как авиационная часть в наполненном пожаром войны 1941‑м, полк долгое время базировался в Ростове-на-Дону. На новое место дислокации, под Полоцк, прибыл в 1960 году, и с тех пор воздушное пространство Полоцкого района, Новополоцка — под нашей защитой.

Алексей Рябинин

Товарищ полковник из потомственных военных. Его деды прошли дорогами Великой Отечественной. Дед со стороны отца служил в разведке, позже был танкистом, горел в своей боевой машине, трижды ранен… Дед со стороны мамы — морской пехотинец, дополняет Алексей Николаевич:

— Отец строил карьеру в инженерных войсках. Моя жена тоже из семьи военнослужащих. Наш сын Максим учится на юриста и задумывается о погонах. Пока смотрит в сторону силовых структур.

Алексей Рябинин с гордостью рассказывает о героическом прошлом 377‑го полка, личный состав которого во время Великой Отечественной войны совершил более пяти тысяч боевых вылетов и провел свыше 200 воздушных боев, уничтожил 123 вражеских самолета, 18 танков, 23 автомашины… Четверо летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза. В полку продолжают славные традиции. Серьезное внимание — военно-патриотическому воспитанию, говорит командир полка:

— Недавно после экзаменов и зачетов торжественно вручили погоны воспитанникам военно-патриотического клуба «Ракетчик». Его при участии нашего полка открыли на базе полоцкой школы № 18 в прошлом году. Видели бы вы, с какой гордостью ребята и девчата носят военную форму. Каждую неделю проводим с ними занятия по предметам общевойсковой направленности. В планах — пригласить их в наш летний детский лагерь.


Жилет в... 14 кило

Пока на учебной площадке раздаются звуки стрельбы (мы как раз застали тактическую подготовку), направляемся в казарму. Начинается мое погружение в армейские будни. Условия для бойцов созданы вполне комфортные. Поднимаясь по этажам, отмечаю светлую уютную обстановку. На каждом этаже — телевизор, DVD, чтобы смотреть кино по выходным, читательский уголок… Есть все, чтобы ребята могли заниматься спортом. Понятно, что армия не санаторий, шутит 21‑летний минчанин Илья Котович, которого застаем на посту:

— Но к строгому распорядку дня, обязательности, собранности привыкаешь быстро. Распределился сюда из учебного центра в Печах, где обучался вождению МАЗ-543. Управляю техникой, которая перевозит ракеты, — от одного взгляда на них у непосвященного человека дух захватывает. Интересно ли это? Конечно! Как и тактическая подготовка. В части я семь месяцев, хочу остаться на военной службе по контракту. Родители полностью в этом поддерживают. Приехав в часть, они остались под приятным впечатлением.


— А что насчет неуставных отношений?

В ответ парень искренне недоумевает:

— Если вы о дедовщине, то ничего подобного и в помине нет. Наоборот — есть чувство братства и единства. С детства интересуюсь историей, считаю, что, только не забывая, не переписывая свое прошлое, можно строить будущее. Оно непременно у нашей Беларуси должно быть мирным и независимым.



…В казарме мне выдают сложенную будто под линейку форму. Чтобы надеть ее, солдату отведено меньше минуты. Несмотря на старания, и близко не укладываюсь в норматив. «Форма вам к лицу», — с улыбкой замечает Елена Грецкая, старший сержант на контракте:

— Сейчас буду учить собирать и разбирать оружие. Кажется, что это сложно, но стоит попробовать несколько раз — и все пойдет как по маслу.

Легендарный АК-74 без магазина тянет больше чем на четыре килограмма. Тяжеловато. Первое желание — скорее опустить руки. А уж когда не без помощи со стороны облачаюсь в полное обмундирование, осознаю: автомат еще был цветочками — бронежилет весит больше 14 килограммов. Елена, к слову, один из лучших снайперов полка, объясняет:

— Это с непривычки. Потом воспринимаешь оружие как собственное продолжение. Сейчас готовимся к соревнованиям, много часов проводим на стрельбище. Красивому маникюру (перехватывает мой взгляд) сборка-разборка оружия не помеха. В этой части я уже 15 лет и могу сказать, что все больше девушек приходит служить по контракту. Я последовала примеру родной тети — и не жалею.


Все под контролем

Коренной полочанин гвардии майор Сергей Голыгин — дежурный по части, он знакомит нас с тонкостями наружного наблюдения. На планшетах обстановки, или больших экранах, весь полк круглосуточно как на ладони и под охраной. Сергей Николаевич делится:

— По всему периметру установлены камеры, датчики движения срабатывают на малейшее перемещение. Даже в темное время суток благодаря тепловизорам и дикое животное, и человек не останутся незамеченными.


Все под контролем и в сердце полка — командном пункте, откуда идет управление действиями боевых расчетов. На экранах видны все пролетающие над регионом воздушные суда, их номера, высота, скорость... Данными нас обеспечивают радиотехнические войска, конкретизирует Алексей Рябинин:

— Если кто-то отклонился от курса, не выполняет общепринятые правила полетов, наша задача — урегулировать этот вопрос.

Командир полка предлагает выбрать на экране любое заинтересовавшее судно. Всего несколько секунд — и мы уже знаем о самолете, который летит в Россию, все. Вплоть до номера телефона его командира. Впечатляет!



Два раза в сутки проверяем функционирование нашей техники во всех режимах и циклах, продолжает Алексей Рябинин:

— Готовность к открытию огня — несколько минут. У неопознанного летательного аппарата — будь то легкомоторный самолет, беспилотник, баллистическая или крылатая ракета, — который следует к государственной границе или уже пересек ее и при этом не выходит на связь, никаких шансов.

…Боевой расчет дивизиона демонстрирует эпизод своей привычной работы. «Обнаружить цель, азимут 270», — отдает команду Алексей Николаевич:

— Такая тренировка идет каждый день. Например, только что за полторы минуты расчет уничтожил четыре условные воздушные цели. Все действия офицеров и солдат-срочников отточены до автоматизма. Это как оркестр, где каждой скрипке отведена своя партия. Иначе мелодии мирного неба не получится.


Точность — ювелирная

Направляемся на боевую позицию 2‑го зенитного ракетного дивизиона, чтобы воочию увидеть ракеты на службе полка. По пути командир обращает мое внимание на огромную, высотой с дом антенну:

— Это новая система навигационной спутниковой связи, появившаяся у нас недавно. Не распиаренный «Старлинк» — но со своими задачами отлично справляется.

У многотонного МАЗ-543 ждет командир взвода гвардии старший лейтенант Александр Романюк. С ходу предлагает: «Хотите попробовать сесть за руль?»


Как отказаться от уникальной возможности? Подтянувшись на руках, забираюсь внутрь кабины. Для удачного кадра приходится повторять свой маневр пару-тройку раз, правда, уже не без сторонней помощи.

Эмоции переполняют. А чтобы управлять такой махиной, вместе с зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) весом около 40 тонн, нужна, считай, ювелирная точность. Эти установки С-300 удобны своей мобильностью, говорит Александр Романюк:

— Они могут быть доставлены в любую точку страны, чтобы произвести там боевое развертывание в течение пяти минут. Установки поражают цели во всем диапазоне высот и скоростей средств воздушного нападения.


Комплексы С-300 поступили в 377‑й полк в 2016 году. Дальнейшие планы на перевооружение тоже есть. Речь как о новых зенитно-ракетных системах, так и об усилении. Чем разнообразнее зенитно-ракетная оборона, наш воздушный щит, тем она надежнее. Алексей Рябинин озвучивает:

— В перспективе в полк могут поступить такие комплексы, как «Панцирь С-1», «Тор-М2», С-400. Наш ­­Президент не раз повторял очень верную фразу о том, что, если мы хотим мира, надо готовиться к войне. Чтобы с тобой считались, нужно быть сильным. И мы доказываем свою состоятельность в этом плане. Постоянно учимся, анализируем опыт сопредельных государств, вооруженных конфликтов. Тщательно изучали ситуацию в Сирии, Карабахе, сейчас опыт СВО, которая во многом «переписывает» учебники по тактике, стратегии…

Командир полка подробнее остановился на совместных учениях с боевой стрельбой в рамках Союзного государства. Два основных полигона, на которых проходят учебные стрельбы военнослужащих 377‑го полка, — это Ашулук в Астраханской области и Телемба в Забайкалье. С последнего полоцкий полк вернулся в сентябре 2023 года, успешно пройдя испытания стрельбой по новым для себя мишеням — беспилотным летательным аппаратам.


Не только в небе, но и на земле

Есть фраза, что в руках ребят из ПВО — ключи от нашего мирного неба. На земле тоже всегда надо быть готовым выполнить свою боевую миссию. С недавних пор с военнослужащими 377‑го полка проводят и тактические занятия. Их тренируют инструктора, прошедшие программу подготовки штурмовых подразделений в Российской Федерации.

Вокруг — звуки стрельбы и взрывов. Сердце замирает, хоть и понимаешь, что патроны холостые, а вместо гранат за спиной гремят мощные петарды. Все с тем же автоматом Калашникова наперевес учусь стрелять в положении лежа, с колен, стоя, метать учебные гранаты, правильно перемещаться по тактическому полю.


Начальник службы радиационной химической и биологической защиты Виктор Гончаренко предупреждает:

— Да, громко, берегите уши. Что самое сложное в таких тренировках? Во-первых, это физически очень нелегко, сопоставимо с тяжелым кроссфитом. Во-вторых, от военнослужащих добиваемся максимальной точности, доведения всех действий до автоматизма. Чтобы в экстренных ситуациях ваше тело сработало на подсознательном уровне.


Не пропускаем точку, где оттачивают умения по тактической медицине, оказанию первой медпомощи. Под присмотром начмеда, 25‑летнего Егора Рогаля, накладываю «раненому» жгут. На себе узнаю, что такое эвакуировать бойца на носилках. В условиях реального боя счет идет на секунды, говорит начмед:

— От этого зависит жизнь. На таких, как это, учениях быстро понимаешь, что оказывать медпомощь в штатных и экстренных ситуациях не одно и то же. Надо действовать еще более собранно, оперативно.

Кстати, вся семья парня — медики, а отец в свое время тоже был военным.


Вместе с нами спасением условных раненых занята механик-телеграфист Марина Бордадынова. Полочанка пришла в часть в 2008 году.

— И сама, и мои дети очень гордятся тем, что я военнослужащая. Сын, которому 12 лет, живо интересуется оружием, техникой. Если однажды решит надеть погоны, буду только рада.


Полк онлайн

У 377‑го гвардейского зенитного ракетного полка есть свой телеграм‑канал

Через него удобно следить за буднями части. Для родных призывников создан чат в Viber, в котором командир полка отвечает на вопросы практически в режиме 24/7. Из самых частых: чем кормят защитников Родины? И тут (проверено на себе!) мамы могут быть спокойны. Дежурств по столовой, как это было когда‑то, давно нет, профессиональные повара предлагают ребятам не только солдатскую кашу, но и жаренную по‑домашнему курочку и даже наши традиционные драники и картофельную бабку.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter