Ветеринарные врачи из Лиды и Гродно первыми в стране смогли установить протез конечности у животного.
На фото ветеринарный врач Андрей Елисеев, анестезиолог Екатерина Карпук и ветеринарный врач Павел Жульпа (слева направо).
Уникальную операцию длительностью 3,5 часа провели ветеринарные врачи из Лиды Павел Жульпа и из Гродно Андрей Елисеев. Консультацию коллег проводил российский ветеринарный врач Сергей Горшков.
Первым пациентом ветврачей в таком непростом эксперименте стал британец по кличке Филя. Около года назад он получил травму, из-за которой ветеринарам пришлось ампутировать ему заднюю лапу.
Идеей о протезировании Павел Жульпа загорелся от своего наставника – ветеринарного врача, ведущего ортопеда в России, травматолога Сергея Горшкова, который работает в Новосибирске. Коллеги встретились на конференции в Москве и обсудили реальность выполнения операции.
Сам протез моделировался на 3D-принтере из специального сплава титана в Омске. Каждый протез изготавливается под конкретного пациента индивидуально исходя из необходимых размеров.
Подготовка к эксперименту началась практически сразу же, однако пандемия внесла свои коррективы по срокам. Около полугода ушло на то, чтобы смоделировать протез, а затем доставить его в Беларусь.
– Операция прошла успешно. На сегодняшний день британец находится в стационаре под постоянным наблюдением специалистов. Животное чувствует себя хорошо и все лекарства получает вовремя. Следующим этапом после операции мы планируем установить внешнюю часть протеза – так называемый фиксатор. Внешне он будет представлять собой съемную лапку. На случай если животное его повредит, эту часть протеза можно будет заменить, – рассказывает Павел.
Британец будет находится в стационаре еще около двух недель, чтобы специалисты могли сделать контрольные снимки и оценить степень заживления раны.
Пациент Филя
Также Павел Жульпа назвал несколько критериев по которым животных могут протезировать:
– Важно, чтобы травма, которую имеет животное, позволяла без последствий ампутировать конечность, а затем выполнить установку протеза. Немаловажным является возраст и характер питомца. Достаточно молодое и покладистое животное лучше перенесет операцию и последующие процедуры.
Специалист уже спрогнозировал примерные сроки будущих операций: около месяца понадобится на осмотр, анализы, моделирование и пересылку протеза, а также на само хирургическое вмешательство.
Изначально история с протезированием животного началась год назад и не с кошки, а с собаки. У животного была травма лапки в области голени. Пострадавшего пса приютили волонтеры, у которых на данный момент он находится на передержке. Павел Жульпа рассказал, что протез для собаки уже готов и она следующая в очереди на протезирование. Операция планируется через пару недель.
– Эти два случая должны показать, что такие операции возможны и их нужно и важно проводить. Необходимо разрушить стереотипы людей о том, что животное проще усыпить, чем спасти, – считает Павел Жульпо.
Фото из личного архива героя