Уроки венгерского

2—5 мая 2016 года в составе делегации от Центра стратегических и внешнеполитических исследований мне довелось быть с визитом в Венгрии
2—5 мая 2016 года в составе делегации от Центра стратегических и внешнеполитических исследований мне довелось быть с визитом в Венгрии по приглашению Института международных дел и торговли при Министерстве иностранных дел



Целью визита было участие в круглом столе «Беларусь на перекрёстках международной политики». Фактически он стал первым в Венгрии публичным экспертным мероприятием, посвящённым Беларуси, со времени начала кризиса в белорусско-европейских отношениях в декабре 2010 года.

Дискуссия на круглом столе получилась интенсивной и интересной. Экспертов и слушателей интересовали вопросы экономических реформ, развития белорусско-российских отношений, а также интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Большой интерес вызвала информация о новой Военной доктрине нашей страны, а также приверженности Беларуси мирному сотрудничеству и неучастию в конфронтации между Россией и Западом в регионе Восточной и Центральной Европы.

Однако я хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями, которые были сделаны за рамками прошедшего круглого стола, но, как мне кажется, могут оказаться весьма полезными в наших внутренних дискуссиях о дальнейших путях развития страны.

Первое наблюдение — это, конечно, сама Венгрия. Страна эта в два раза меньше, чем Беларусь, по площади, но почти с такой же численностью населения. Пройдя через непростые испытания в 1990-х и в 2000-х годах, сегодня Венгрия является, пожалуй, одним из самых ярких примеров успешных постсоциалистических реформ.

Венгры создали устойчивую, динамичную, высокотехнологичную экономику. Экономика эта, как и белорусская, является экспортоориентированной. При этом 25% её 100-миллиардного экспорта составляют высокотехнологичные товары (в среднем по Евросоюзу данный показатель — 16-17%), более 80% экспорта идёт в страны ЕС. Ещё более важно то, что венгеркий экспорт крайне разнообразен. Крупнейшая его статья — передающая аппаратура для радио, телевидения и телефонии — занимает лишь 12% всего объёма. А вместе с двумя другими ведущими статьями (мониторы, проекторы и устройства приёма сигналов — 6,3% — и автомобили — 4,9%) составляет лишь 23,2% экспорта. Помимо электроники и машин страна экспортирует и сельскохозяйственную, пищевую продукцию, и фармацевтическую продукцию («Гедеон Рихтер» — ведущая компания в этой отрасли — хорошо известна в Беларуси), и продукты нефтепереработки, и многое другое. Высоко развиты финансовый сектор, научные исследования и образование, процветает туризм.

Одним словом, не вдаваясь в дальнейшие подробности, можно сказать, что венгерский опыт экономических реформ и экономической дипломатии достоин самого пристального изучения в контексте тех задач, которые стоят перед белорусским государством.

Второе, что меня заинтересовало, была, конечно, работа моих коллег — аналитиков. Институт международных дел и торговли при МИД Венгрии объединяет лишь 17 штатных исследователей. Но в совокупности с большим количеством привлекаемых специалистов эти высокопрофессиональные аналитики охватывают фактически все географические направления венгерской внешней политики — от Латинской Америки и Африки до Китая и Японии. Специалисты по нашему региону, с которыми довелось пообщаться, — старшие научные сотрудники Марианна Берец и Ласло Поти — опытные кадровые дипломаты с сильным академическим бэкграундом, способные обсуждать любые аспекты международных отношений в регионе.

Не менее важен и такой аспект работы Института, как менеджмент. Как объяснил мне заместитель директора Ласло Ваша, ИМДТ финансируется из государственного бюджета Венгрии. Но при этом организация активно вовлечена и в работу по привлечению грантов международных доноров, и в деятельность на коммерческой основе, например, в сфере продвижения интересов венгерского бизнеса на международной арене или при взаимодействии с международными организациями.

На этом фоне выяснилась поразительная, казалось бы, вещь: как объяснили мне коллеги, в Венгрии население в целом не очень интересуется внешней политикой. Исключение составляют только моменты, касающиеся венгерского меньшинства в соседних странах. Наверное, это признак благополучного, демократического и динамично развивающегося государства: когда граждане интересуются, в первую очередь, внутренними делами, а те, кто занимаются внешней политикой, должны соответствовать высоким профессиональным стандартам. По крайней мере, ситуация, например, в США является во многом схожей.

Наконец, третье главное для меня открытие во время визита в Венгрию — это Посольство Республики Беларусь. Высокий профессионализм, отменное знание страны пребывания и более широкого регионального контекста, нацеленность на практический результат и полная открытость для сотрудничества с экспертами, бизнесом, медиа — вот какое впечатление сложилось от общения с Послом и советником нашего представительства. Конечно, все эти черты являются свойственными нашему дипломатическому корпусу и внешнеполитическому ведомству в целом. Однако для меня всегда приятно встретить новых людей, работающих на ответственных участках, и убедиться в их высокой компетентности.

Открыл я в Венгрии и ещё одну интересную черту — это отношение венгров к прошлому. Там хорошо помнят восстание 1956 года и его подавление. Помнят многочисленных жертв и фашистского, и коммунистического режимов. Есть соответствующие мемориалы, музеи и так далее.

Но никто в Венгрии не пытается вести войну с прошлым. Никто не пытается делать вид, что на фоне трагических и ужасных событий не происходили также позитивные и созидательные. По мере ухода старшего поколения и динамичного движения вперёд Венгрия окончательно примиряется со своим прошлым, созидая тем самым свою идентичность, которая даёт ей уникальные преимущества в современном непростом мире.

И на это, пожалуй, тоже стоит обратить внимание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter