Удивление и разочарование. Побывали на Международном автосалоне в Женеве

Женевское мотор-шоу славилось не только своей историей, которая берет начало в далеком 1905 году. Главным принципом этой международной выставки считался тот, по которому выделялись площади на стендах для ее участников. Они были пропорциональны количеству продаж автомобилей того или иного бренда в Швейцарии за предыдущий год. И фактически нельзя было появиться здесь на мотор-шоу прежде, чем начались бы продажи ваших автомобилей в швейцарском государстве. Будучи страной, которая не производит своих автомобилей, Швейцария сумела-таки создать мероприятие, которое за долгие годы превратилось в самый престижный автомобильный форум в мире.

На этом одном снимке уместилось почти 3/4 нынешнего Женевского мотор-шоу

Женева не перестает удивлять

Женева – уютный швейцарский городок на берегу озера Леман, откуда в солнечные дни можно видеть самую высокую европейскую вершину в Альпах Монблан. На протяжении многих десятилетий она была хозяйкой настоящей автомобильной весны мирового уровня. В начале марта ПАЛЭКСПО распахивал свои двери, чтобы представить новинки мирового автопрома в своих просторных залах. А непосредственная близость выставочного комплекса к международному аэропорту и железнодорожному вокзалу, откуда пешком всего за 5 минут можно дойти до входа на выставку, делала его еще более привлекательным для посещений.

Однако объявленная ВОЗ в 2020 году пандемия коронавируса, испытавшая человечество на выживаемость в физическом, моральном и материальном плане, едва не похоронила окончательно Женевское мотор-шоу. Сначала думалось, что такое пропустить один сезон для ежегодного мероприятия? Публика не успеет забыть, скорее – просто соскучится. Но целых 5 лет отсутствия международного события в календаре способны уничтожить даже самые известные традиции.

И если 89-й по счету Женевский автосалон в 2019 году бил рекорды по количеству представленных новинок и посетителей стендов, ради которых задействовались все новые и новые площади ПАЛЭКСПО, то ради проведения следующего, 90-го мероприятия пришлось даже идти на невиданные маркетинговые хитрости. Швейцарцы фактически сдали в аренду свое громкое имя ближневосточным толстосумам. Как же иначе можно было относиться к факту проведения Женевского мотор-шоу в октябре прошлого года в … Дохе, столице Катара? В виде главных причин переноса этого традиционного и очень престижного автомобильного мероприятия из Швейцарии в Катар его женевские организаторы назвали «неопределенности ситуации в глобальной экономике и геополитике, а также наличие рисков, связанных с пандемией».

И в октябре 2023-го около 30 известных мировых брендов привезли в Доху свою продукцию. На всех их не набралось и десятки мировых премьер. В целом само мероприятие скорее носило характер события, приуроченного к проведению Гран-при «Формулы-1», чем мирового уровня автомобильной выставки, ради которой публика поедет за многие тысячи километров на Аравийский полуостров.

Авторский экспромт на тему: «Белорусская фотомодель Ксения Русак в платье из коллекции бельгийского стилиста Лины де Ланг представляет в Женеве победителя конкурса автомобиля года 2024»

И все же воодушевленные тем, что о Женеве в привязке к мировому автопрому удалось напомнить пусть даже из далекого Катара, швейцарские организаторы решились в нынешнем марте вернуть почти 120-летнюю традицию на берег озера Леман, организовав 91-й по счету автосалон. Правда, и здесь им пришлось схитрить, всячески умалчивая в своих пресс-релизах о том, насколько представительным будет на самом деле это мероприятие. Теперь постфактум можно понять их опасения. Ведь предупреди они представителей СМИ о небывалой «скромности» Женева мотор-шоу 2024, здесь не набралось бы даже тех 58 журналистов и экспертов, которые ежегодно выбирали в рамках этой международной выставки автомобиль года.

 Удивление и разочарование

Свои 25 лет дружбы с Женевским автосалоном я отметил еще в пандемию. Было грустно наблюдать, как рушатся сложившиеся традиции, как шаг за шагом уходит в небытие крупнейший международный форум. И, получив первую весточку о том, что автомобильный ПАЛЭКСПО вновь возвращается в марте этого года, я не смог себе отказать в удовольствии посетить его.

Получить аккредитацию оказалось не так уж и просто, как в былые годы, когда хватало лишь предъявления журналистского удостоверения в аккредитационном центре на входе выставочного комплекса. Пришлось даже отправлять заранее копии некоторых своих статей, чтобы убедить местный пресс-центр в серьезности моих намерений. Правда, был в этом и свой плюс. Аккредитационные беджи прислали по электронной почте, и главное – право на бесплатную парковку на паркинге прямо у входа в ПАЛЭКСПО. Вот только жаль, что всего на один лишь первый день, который традиционно выделен для прессы. За парковку на второй день, когда представители СМИ мирно соседствуют на стендах и залах выставки с VIP, пришлось заплатить из расчета 2 швейцарских франка за час.

С участием Pininfarina тайваньский производитель смартфонов собирается заявиться на европейском рынке со своей «электричкой» Foxtron Model B.

И все же предвкушение праздника у меня было. Казалось, что уж после столь долгого перерыва стенды будут в изобилии мировых новинок и представляющих их фотомоделей, презентации автомобилей будут сопровождаться, как в лучшие времена, артистическими номерами, а многочисленные тематические сувениры для журналистов и публики будут служить добрыми воспоминаниями о приятно проведенном в салоне времени. Увы, ожидания мои не оправдались.

Вначале было удивление. Поскольку добраться до Женевы на машине удалось лишь в понедельник после обеда, то на выставку мы приехали к 16 часам. Обычно к этому времени столпотворение на паркинге, у входов в ПАЛЭКСПО и на стендах немного спадает. И даже за пару часов можно пройти хотя бы треть залов, чтобы иметь представление, к чему готовиться на следующий день и о чем писать. Меня удивило вообще отсутствие ажиотажа – как на подъезде к выставочному комплексу, так и на паркинге, и даже на входе в автосалон. Редкие проходящие навстречу журналисты, пару швейцарских полицейских и с десяток обслуживающего персонала, отвечающего за порядок и распределение потоков посетителей.

Сначала яхта Lamborghini 63, за ней спорткар

Небольшой гардероб вместо привычного огромного зала на нижнем уровне, выделенного для раздевалки журналистам, добавил подозрений, что что-то тут творится не так, как мы привыкли за пару десятков лет, приезжая сюда на мотор-шоу. Спустившись в пресс-центр, не переставал удивляться, насколько все уменьшилось в размерах. И главное – почти полное отсутствие журналистской братии, хотя обычно в это время все «новостники» активно работали, готовя материалы для отправки в редакции. И лишь представители журналов и аналитических изданий, не торопясь, продолжали наслаждаться новинками выставки непосредственно у экспонатов.

Меня не оставляло ощущение, что мотор-шоу либо закончилось, либо еще не начиналось. Однако все встало на свои места, когда, вооружившись фотокамерой и сдав в гардероб верхнюю одежду, так сказать, в полной боевой готовности я зашел в первый и главный выставочный зал.

Меня поразили замкнутость пространства и обилие незнакомых названий брендов. Главный выставочный зал был на две трети урезан, но самое печальное, что он оказался не только первым в это мое посещение салона, но и единственным. Из европейских брендов я увидел лишь Renault и их дочернее подразделение Dacia. Среди множества незнакомых афиш промелькнула итальянская Pininfarina, выставившая очередное свое произведение стиль-дизайна, и японская Isuzu. И всё!!!!

Американская марка представила свою 7-местную электроновинку LUCID Gravity

Оказалось, что немецкие, шведские, американские, японские, корейские и другие известные бренды просто проигнорировали это мероприятие. В связи с этим мотор-шоу в очень сильно урезанном виде смогло разместиться на третьей части единственного выставочного зала. А наверху, где также пришлось на две трети сократить выставочные площади, была организована выставка коллекционных автомобилей частных владельцев, которые, естественно, категорически не позволяли приближаться к их машинам даже для фотографирования. Впрочем, садиться в эти образцы коллекционного искусства даже не хотелось. В некоторых из них доводилось раньше посидеть, когда они только появлялись здесь же, в Женеве, в прошлые годы в виде премьер. А на некоторых доводилось и поездить в режиме тестовых испытаний. Так что удивить чем-то нас в этом зале было очень сложно. По моему глубокому убеждению, отношения к знаменитому Женевскому мотор-шоу этот зал вообще никакого не имел.

Разве что небольшой интерес при входе в этот зал представлял стенд, на котором были выставлены 7 кандидатов на звание «Автомобиль 2024 года», где в роли победителя красовался новый электрический Renault Scenic.

Революция – это чисто французская вещь. Так позиционирует свой ремикс R5 бренд Renailt

Из общения с куратором этого выставочного зала подержанных машин, которого в шутку мы прозвали Иван Петровичем, используя на русский манер его настоящее имя Жан-Пьер, стало ясно следующее. Организаторы Женевского мотор-шоу изо всех сил любой ценой старались провести это мероприятие даже в столь урезанном виде, чтобы просто выжить и не потерять остатков прежнего престижа. Катарская выставка в октябре, хотя и проходила якобы под эгидой Женевского автосалона, не могла вернуть прежнего имиджа швейцарскому международному форуму. И если одни считали, что Женеве удалось хотя бы напомнить о себе, то другие были уверены, что она больше потеряла, чем приобрела, связавшись с Катаром.

Надо признать, что даже в сильно урезанном формате «Мотор-шоу 2024» в Швейцарии – это добрый знак на возрождение былой славы Женевского автосалона. Такого мнения, во всяком случае, придерживаются организаторы данного мероприятия. Правда, в словах нашего собеседника не было уверенности, что известные бренды с большой охотой приедут сюда через год. А воспоминания о прежних славных временах до начала ковидной пандемии и вовсе вызвали у новоявленного Ивана Петровича ностальгическую слезу, предательски появившуюся в уголках его глаз.

На фоне отсутствия своих основных конкурентов французская марка Renault блистала во всей красе. Помимо полученного звания «Автомобиль 2024 года» для своего представителя компактных минивэнов, французы выкатили еще и ремикс своего знаменитого народного автомобиля Renault 5, которому была посвящена основная часть декорации стенда.

Обещают, что этот 100-й электромалыш будет стоить в базе 25 тыс. CHF

Китайское нашествие

Если бы не китайские марки, составляющие большинство представленных автомобилей в этот раз в Женеве, эта знаменитая международная выставка автопрома и вовсе бы превратилась в шоурум одной французской марки. Так что швейцарские организаторы должны сильно благодарить своих дальневосточных спасителей. Кстати, был там еще один знакомый нам бренд – MG. Только вот хозяева этой известной британской марки легковых спортивных автомобилей теперь уже больше 15 лет как китайские, в настоящее время SAIC Motor.

Не будем углубляться в детали представленных китайцами образцов автопрома, поскольку ни один из них пока еще не продается в Швейцарии. И для участия в этой выставке организаторам «Мотор-шоу 2024» пришлось идти на нарушение собственных правил о предоставлении выставочных площадей.

Отметим лишь особенности названий двух из представленных китайских брендов, поскольку, по все видимости, они собираются обосноваться на европейском рынке. Не знаю, стоит ли уже начать привыкать к ним, но хотя бы отметить надо, чтобы в следующем году посмотреть, приедут ли они в Женеву и на каких правах?

SAIC Motor – Shanghai Automotive Industry Corporation. Государственная китайская автомобильная компания, крупнейшая в стране по производству автомобилей и их экспорту; на нее приходится четверть от всех продаж автомобилей в КНР.

BYD – Build Your Dreams – с английского переводится, как «Построй Свои Мечты». Частная фирма китайского миллиардера Ван Чуаньфу, которая в 1995 году была им создана и занималась сначала производством аккумуляторов, а с 2003 года, выкупив один из автомобильных заводов, стала производить автомобили.

Для чего?

Были еще моменты, сильно удивившие меня во время посещения нынешнего Женевского мотор-шоу. В отсутствие фотомоделей, которые в прошлом традиционно были на каждом стенде и в своих нарядах привлекали фотографов к произведениям искусства в виде автомобильных новинок, среди главной персоны, посетившей автосалон, обозначился министр транспорта и энергетики Швейцарии. В отсутствие других почетных гостей этому визиту организаторы придали столь помпезный вид, что даже обязательное посещение Парижского автосалона Mondial французским президентом на этом фоне могло померкнуть. Не потому, что Жак Ширак или Николя Саркози были окружены меньшим количеством публики, когда мне доводилось их фотографировать в Париже на салоне. Напротив, любой выход французских президентов в публику всегда был многолюдным.

Здесь же, в Женеве, рядового министра окружало не очень много людей. К этому в Швейцарии не привыкли. У них даже президенты страны ездят на общественном транспорте на работу и домой. А вот в роли официальной свиты этого министра был эскорт из швейцарских гренадеров. Для местных жителей это было нечто из ряда вон выходящее. Они были удивлены не меньше моего такому дефиле. В общем, с моим давним приятелем-швейцарцем мы сошлись во мнении, что в отсутствие достойной публики на этом местечковом автосалоне и красочных презентаций автомобильных новинок именно подобное дефиле министра в сопровождении швейцарских гренадеров было в роли некоего циркового представления для развлечения.

Гренадерский эскорт «выгуливает» министра транспорта и энергетики Швейцарии по автосалону в Женеве

Улучив момент, когда министр на стенде обсуждал активно очередную китайскую автоновинку, я попросил швейцарских военных в униформе эпохи конца 18-го века попозировать для нашего белорусского издания. Они на это охотно согласились. В наш век интернета, тик-токов и селфи у многих просыпается глубоко скрытое ранее желание быть звездами.

Вместо эпилога

Почти полное игнорирование европейскими и мировыми брендами нынешней автомобильной выставки в женевском ПАЛЭКСПО, возможно, кого-то и не очень пугает. Мол, вернутся в следующем году, когда прояснится ситуация с экономикой и политической обстановкой в мире. Но, на мой взгляд, это очень плохой сигнал. Причем не только для швейцарских организаторов этого мотор-шоу, но и для мирового автопрома в целом. Следующим по традиционному календарю в этом году будет Парижский автосалон, он проводится по четным годам, только теперь его сменяет по нечетным не Франкфуртское, как в былые годы, а Мюнхенское мотор-шоу. И французская столица в сентябре покажет, случайным ли был провал постковидной премьеры в Женеве, или это звенья общей тенденции развития мирового и европейского автопромов.

Неплохой спорткар для ралли-рейдов от румынской марки

Девиз нынешнего Женевского мотор-шоу – Auto future now!, то есть «Будущее автомобиля сейчас!» По сути сказать, это не просто слишком смелое заявление, это откровенная насмешка. Вероятно, поэтому этот слоган особо и не рекламировали. Придуман он был раньше, чем автомобильные марки отказались приехать в Женеву со своей продукцией. Ведь если так себе представлять будущее автомобилестроение, то его может и не быть вовсе. По моему глубокому убеждению, без автомобиля человек в настоящем мире не сможет обходиться. А вот без таких салонов, думаю, вполне возможно.

P.S. Лично для себя я сделал один вывод после этой поездки: прежде чем аккредитоваться и ехать даже на традиционные мероприятия, на которых приходилось бывать уже раньше десятки раз, впредь надо уточнять по максимуму информацию о том, что может вас там ожидать. Ибо подобные разочарования могут послужить формированию устойчивого иммунитета к появлению желания посещать некогда славящиеся своим престижем форумы.

 По просьбе В. Васильева швейцарские гренадеры позируют для белорусского издания


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter