Послы Швеции и Финляндии в НАТО Аксель Вернхофф (слева) и Клаус Корхонен передают заявления своих стран о членстве в Североатлантическом блоке, 18 мая 2022 г.
Что ни говори, а Эрдоган — великий политический игрок. Гроссмейстер! Рассчитал все ходы. Когда впервые стала обсуждаться тема вступления Швеции и Финляндии в НАТО, он не стал делать поспешных заявлений. Из Анкары шли только слабые намеки, что у Турции может быть особая позиция. Но в США, которые являются полноправным хозяином Североатлантического блока, так были увлечены желанием сделать какую-нибудь гадость России, что не обратили на это внимания.
И вот стоило только парламентам двух северных стран одобрить заявку на вступление, как Эрдоган публично высказал свои сомнения на этот счет. Он отметил, что данное расширение не усилит, а ослабит безопасность государств — участников НАТО, поскольку новые потенциальные члены поощряют терроризм.Эти претензии касаются в основном Швеции. Ведь турецкий президент говорил о различных курдских группировках. Стоит напомнить, что Турция ведет многолетнюю борьбу с теми организациями, которые выступают за создание независимого Курдистана. А в Швеции проживает огромная община курдов, превышающая по численности турецкую. Курды там пользуются значительным влиянием. И официальный Стокгольм не раз на самом высоком уровне осуждал Турцию за нарушение прав человека в вопросах курдского этнического меньшинства.
Но эти противоречия — только вершина айсберга. Шведские нападки для Эрдогана как комариный укус для слона. Практически сразу стала появляться информация о более существенных требованиях Анкары. В различных источниках упоминается то пять, то десять условий. Так или иначе они сводятся к следующему.
Швеция и Финляндия должны прекратить лояльно относиться не только к запрещенной Рабочей партии Курдистана и связанным с ней военизированным отрядам, но и к «Силам народной самообороны». Это курдская группировка, действующая в Сирии. Она сыграла заметную роль в разгроме ИГИЛ, но в Анкаре и ее считают террористической. Эрдоган требует также экстрадировать всех лиц, обвиняемых в терроризме. Это условие крайне затруднительно как для Стокгольма, так и для Хельсинки. Там некоторых деятелей из турецкого списка считают борцами за свободу. Кроме того, стандартным требованием Турции является полный отказ от каких-либо контактов со сторонниками Фетхуллаха Гюлена, опального проповедника, подозреваемого в организации попытки государственного переворота в 2016 году.
У турок есть условия и для США. Фактически они касаются отмены всех санкций, введенных со стороны НАТО за военно-техническое сотрудничество с Россией. А конкретно турецкая сторона добивается снятия всех ограничений на использование зенитно-ракетного комплекса С-400, возвращения в программу поставок американских истребителей F-35, заморозки пакета закупок F-16.
Будем говорить прямо: это ультиматум. Турция проделывает тот же дипломатический маневр, что и Греция несколько лет назад в случае с присоединением к НАТО бывшей югославской республики Македония. Афины оспаривали само название этой страны, полагая, что славяне незаконно присвоили себе имя греческой провинции. Тогда американцы заставили Скопье пойти на национальное унижение и называться Северной Македонией. Сейчас речь идет об унизительных уступках со стороны Швеции и Финляндии. И сделать они должны это не столько в собственных интересах, сколько выполняя настойчивое желание США о расширении Североатлантического альянса для создания дополнительных угроз России. Плохо им, что ли, жилось при собственном нейтралитете?
Американцы явно раздосадованы таким поворотом событий, но стараются сохранить лицо. Попытки убедить Турцию снять свои возражения на неформальной встрече министров иностранных дел стран НАТО провалились.По итогам генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил: «Турция является ценным союзником, и любые опасения по безопасности должны быть рассмотрены. Мы должны быть вместе в этот исторический момент». Вообще, этот господин большой мастер произносить двусмысленные глупости. Если Турция — ценный союзник, значит, есть и не ценные? Хотелось бы, конечно, услышать такой список.
На данный момент Эрдоган гнет свою линию. Он заблокировал вступление Швеции и Финляндии в НАТО. Но это не окончание процесса. Очевидно, что американцы продолжают давить на правительства этих стран с целью принудить их пойти на уступки по курдскому вопросу. В Швеции это может привести к политическому кризису. Но Вашингтон подобные мелочи мало волнуют. Да и тема разморозки военно-технического сотрудничества не выглядит неразрешимой. Эрдоган умеет торговаться, поднимать ставки и добиваться своего. Вспомним, как в 2016 году он мастерски прогнул ЕС на фоне миграционного кризиса и принудил европейцев пойти на значительные политические уступки и платить деньги за сдерживание потоков беженцев.
Так что в этом случае мы имеем дело не с какой-то пророссийской акцией. Хотя, не нужно этого скрывать, Москве и приятно возникшее у НАТО затруднение. Турция продолжает свой курс на суверенизацию и повышение своей роли не только в региональных делах, но и на международной арене в целом. И пока в условиях украинского кризиса турецкий президент и его дипломатия используют свои шансы на все сто, а иногда и больше.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.