Цифровой загробный мир
Данные, прямо или косвенно нас идентифицирующие, принято называть персональными. И если пару лет назад они включали, например, имя или дату рождения, то сегодня это понятие стало настолько всеобъемлющим, что теперь туда попадают сообщения в мессенджерах, записи голоса, фотографии и прочее.Более 5 миллиардов человек по всему миру ежемесячно пользуются интернетом и создают в сети цифровые артефакты — от социальных профилей и личных блогов до целых платформ для хранения контента. Все это составляет своеобразное цифровое наследие, которое, по сути, становится частью нашей личной истории. Но что происходит со всем этим после смерти?
В хаотичном мире цифровых технологий прямо сейчас зарождается новая индустрия — digital afterlife. После физической смерти цифровая копия личности может продолжать публиковать посты, отвечать на комментарии и вести переписку. Ярким тому примером служат официальные аккаунты знаменитостей. Зайдите на страницу умершего исполнителя (будь то Майкл Джексон или Джон Леннон), обратите внимание на даты, характер публикаций и соотнесите их с реальной датой смерти этих людей.И количество подобных страниц в интернете исчисляется миллионами. Они активно ведутся, и их не блокируют — на них зарабатывают деньги.
Голос предков
Искусственный интеллект сейчас используется как своеобразный проводник в цифровой мир духов. Машины накапливают информацию о человеке: собирают сообщения и посты в соцсетях, записывают воспоминания о детстве, семье, карьере, анализируют фотографии, считывают мимику и могут даже подстраиваться под стиль речи человека. Технологии настолько продвинулись за последние несколько лет, что научились анимировать фотографии и воссоздавать голос даже из малейшего фрагмента записи.По сути, любые формы информации, описывающие или созданные человеком в совокупности, могут обрабатываться ИИ. И чем больший массив данных мы предоставим машине, тем правдоподобнее получится результат.Человек, активно взаимодействующий с виртуальностью на протяжении всей жизни, будет накапливать цифровые данные и знания, чтобы после смерти продолжить существование в виде цифрового «аватара».
Просто представьте, как изменятся общество и религия в случае дальнейшего развития этой технологии. Вместо традиционных погребальных обрядов люди будут создавать цифровые урны с «душами» своих умерших близких; у людей завтрашнего дня появится уникальная возможность пообщаться с ними и сохранить память поколений. Очевидно, что там, где есть один, может быть и множество. И в какой-то момент в виртуальном мире смогут существовать тысячи цифровых копий умерших людей и даже целые семьи. А в будущем Opium des Volkes никуда не денется, поэтому наверняка там найдется место для таких профессий, как киберсвященник и нейрошаман.
Виртуальные кладбища
Каким бы ни было будущее, но факт остается фактом: вы, скорее всего, никогда не задумывались о том, что произойдет с вашими цифровыми данными после смерти. Пока неповоротливая бюрократическая машина все еще пытается догнать стремительную цифровую реальность, важно помнить, что законодательство затрагивает только срок биологической жизни, но ни один документ не регулирует период цифрового существования. Это означает, что данные умерших пользователей остаются во власти платформ, которые устанавливают собственные правила и могут менять их как им вздумается. Однако многие компании все же идут навстречу родственникам умерших и позволяют удалить страницу или конвертировать ее в мемориальную — при условии, что будет доказано ближайшее родство.Может показаться, что крупные корпорации придумывают подобные функции, потому что заботятся о пользовательских данных. Но, скорее всего, куда больше они заинтересованы в получении прибыли.
Мемориальные страницы — это большой массив юридически плохо защищенной информации, которую можно свободно использовать, ведь закон не защищает конфиденциальность после смерти. А в случае со знаменитостями эти мемориалы могут стать объектами цифрового паломничества и в долгосрочной перспективе позволят привязать живых пользователей к платформе.
Поклонники будут собираться онлайн для воспоминаний о человеке, обмениваться историями и проводить время в соцсетях, а значит, им можно показать больше рекламы — того, на чем и зарабатывают подобные компании. И после смерти артистам не обрести покой: на радость фанатам они еще не раз появятся в виде голограмм на сцене и выпустят новые музыкальные композиции. Не это ли вечная жизнь?
Расхитители цифровых гробниц
Стремление к созданию технологий «воссоединения» с умершими проистекает из нашего сожаления об упущенных возможностях. И важно осознавать, что эти же инструменты представляют колоссальную угрозу безопасности. Оплакивая усопших, мы в первую очередь жалеем себя. Больше не будет шанса спросить, что не успели, или сказать то, что не было сказано. Сублимация реальности позволяет заключить сделку с совестью, чтобы не жить с грузом вины. А злоумышленники, используя социальную инженерию и «звонки с того света», нацелены на живых и их чувства. Ведь, когда дело касается человеческих эмоций, даже самые рассудительные люди порой склонны к поспешным действиям.Куда приводят мечты
За два с лишним десятилетия интернет-технологии плотно сплелись со всеми аспектами человеческой жизни, и революция в смерти остается лишь вопросом времени. Но самое пугающее и захватывающее в этих технологиях то, что сейчас они только начинают свой путь и общество еще не выработало единого подхода в их регулировании.Мое поколение, застав их расцвет, уже сегодня начинает задаваться вопросом цифрового посмертия. И, понятное дело, планы на цифровую загробную жизнь не находятся на верхних строчках списка приоритетов. Однако для детей, рожденных со смартфонами в руках и воспитанных голосовыми помощниками, вопрос будет стоять уже совсем по-другому. И в скором будущем в предсмертном волеизъявлении наряду с пометкой «прошу завещать мое тело науке» станут все чаще появляться вездесущие пункты об обработке персональных данных.
Восстание машин
В OpenAI создали «угрожающий человечеству ИИ»Перед скандальным увольнением гендира Сэма Альтмана несколько сотрудников написали письмо совету директоров и предупредили, что в компании создали опасный, угрожающий человечеству ИИ. В компании отказались комментировать ситуацию, признав лишь наличие внутреннего проекта под названием Q* (Q Star), который может стать прорывом в поиске AGI (общего искусственного интеллекта) и который превосходит людей в большинстве задач.