Нужно ли менять правила прохождения техосмотра

ТО ли еще будет

Удручающая статистика: в последнее время по дорогам страны более половины автомобилей колесят без пройденного техосмотра. Некоторые ссылаются на большой дорожный налог — госпошлину на право допуска транспортного средства к участию в дорожном движении. Впрочем, дело, конечно, не только в этом. “Уклонистов” хватало всегда. Как с ними бороться? Об этом и многом другом беседа с директором республиканского унитарного сервисного предприятия “Белтехосмотр” Юрием Ленчевским.


— Юрий Станиславович, вопрос ребром: наши автовладельцы становятся более сознательными или, наоборот, относятся к процедуре техосмотра как к чему-то необязательному?

— Сначала просто факт. Начиная с 2014 года (именно тогда была введена госпошлина) количество предоставляемых для техосмотра авто ежегодно снижалось примерно на 10 процентов. И это несмотря на то, что общее количество зарегистрированных в ГАИ машин продолжает увеличиваться. Скрывать здесь нечего — основная причина в больших суммах, которые нужно платить в виде налога при прохождении ТО. На мой взгляд, существующая система несовершенна, в ней смазан принцип справедливости. Простой пример. Кто-то купил новенькое транспортное средство. Для него пройти линию не составит труда. Но при этом придется заплатить за дороги на два года вперед. И владелец уже задумывается: а буду ли я столько ездить по этим самым дорогам? Но ведь проблема лежит не только в экономической плоскости. Нужно говорить и об общей культуре.

— Кстати, часто даже условно “свежие” автомобили не в состоянии с первого раза пройти техосмотр. В то же время для “старичков” это не составляет труда. С чем это связано? С общим качеством автотранспорта или компетенцией и аккуратностью водителей?

— Когда-то довелось наблюдать такую ситуацию. На “штурм” линии ТО прибыла “копейка”. И всю процедуру “Жигули” прошли без сучка без задоринки. Мастера со всей СТО сбежались посмотреть на чудо, едва не аплодировали. И дело не в том, что раньше и трава зеленее была, а в аккуратности и ответственности отдельно взятого автолюбителя. К сожалению, такие нынче попадаются все реже. Есть категория водителей, которые приезжают на техосмотр как на диагностику. Дескать, вот сейчас и узнаю, что там у меня “ляпает”. Но процедура ТО — своего рода экзамен, к которому нужно готовиться заранее. Ведь известно, что пересдача испытания всегда обходится дороже по деньгам, времени, нервам, чем предварительная диагностика.

— Основной причиной “пролета” по ТО всегда было не отсутствие у автолюбителей средств, а техническое состояние автотранспорта. Как в общем вы оцениваете наш автопарк?

— Однозначно машины становятся современнее, новее. Об этом говорит и статистика продаж салонных авто. Если еще 10 лет назад по дорогам массово коптили дышащие на ладан “старички”, то сегодня, согласитесь, такое транспортное средство в потоке машин выглядит скорее привлекающей общее внимание диковинкой. Иное дело — внешний вид транспорта. Речь даже не о чистоте, а о механических повреждениях кузова. “Боевых бортов” все больше, и это неудивительно. Как-никак плотность движения зашкаливает, парковок не хватает. “Притереться” — обычное дело. Именно поэтому мы, специалисты в сфере ТО, с радостью отказались бы от оценки внешнего вида машин во время процедуры. Сегодня автомобиль с внешними повреждениями мы разворачиваем. А нужно ли это делать? Ведь наша главная задача — отсеять потенциально опасные авто.

— Многие водители возмущаются тем, что при стандартной процедуре техосмотра проверяется очень ограниченный перечень параметров авто. Пример из моей жизни: не успел я отъехать от диагностической станции с заветной наклейкой на “лобовике”, как лопнул патрубок подачи топлива, не выдержал тягот зимней эксплуатации. Каких параметров проверки в современных реалиях не хватает?

— Теоретически набор “экзекуций” на линии можно расширять бесконечно. Но давайте подумаем: стоит ли? Ведь мы работаем в рамках международных норм, все параметры осмотра отражены в специальных техрегламентах. Скажу больше, в некоторых странах процедура даже более либеральна, там специалисты обращают внимание только на основные, считанные узлы и системы машины, с неисправностями которых возникает реальная угроза безопасности дорожного движения. Грубо говоря, с развалившейся рулевой рейкой, когда колеса не слушаются руля, ездить запрещено. А вот с дырявым кузовом — условно можно. Недавно мы встречались с международными экспертами, которые знакомились с белорусской системой техосмотров. Они рассказывали, что проверяют машины исключительно с технической точки зрения. Все остальное — контроль комплектности, внешнего вида и так далее — задача дорожно-постовых служб. Хотя… Я к перечню всех процедур добавил бы еще одну, а именно — компьютерную диагностику. Фактически в каждой современной машине предустановлен “черный ящик”, который фиксирует множество скрытых поломок и сбоев. Уверен, что практически все владельцы авто встретили бы подобное нововведение с энтузиазмом. Вполне может быть, что подобную услугу мы когда-нибудь будем предлагать.



— Водитель, заботящийся о безопасности, и так регулярно заезжает на СТО и проходит расширенную диагностику транспорта. А как нерадивых заставить это делать?

— Заставить могут только действенный контроль и принцип неотвратимости наказания. Как это сделать с учетом того, что за каждой из полутора миллионов машин сотрудника ГАИ не закрепишь? Я сделал бы ставку на технические средства — камеры фотофиксации. Шансов минуть их все — никаких, значит, наказание (штраф) неминуемо. Дисциплинирует? Безусловно!

— Станции техосмотра активно компьютеризируются. Однако ручной труд все еще присутствует. Насколько справляются со своими обязанностями работники СТО с учетом того, что большинство опций и систем новеньких моделей авто руками проверить уже не получается? Когда компьютеры полностью заменят людей?

— Пока об этом речь не ведется. Все же руки, глаза, мозг человека универсальны, замены им нет. Сегодня скорее можно говорить о минимизации субъективного человеческого фактора. В то же время мы все больше полагаемся на беспристрастные электронные системы. Что касается квалификации работников СТО, здесь стараемся идти в ногу со временем. Ежегодно 10–11 групп инженеров проходят курсы повышения квалификации в БНТУ. Еще раз подчеркну: главное для нас — безопасность на дорогах. Техосмотр нужен, чтобы на скоростной многополосной трассе колесо не отвалилось. Чтобы у грузовика перед пешеходным переходом тормоза не отказали. Чтобы не сбивали людей по той лишь причине, что одна из фар “косит”, а то и вовсе не горит. К сожалению, это все — примеры из жизни. Но так быть не должно.

Пройти по линии

Бывает, и автомобиль полностью исправный, а со станции техосмотра приходится возвращаться несолоно хлебавши. Чаще всего причиной конфуза становится забывчивость или невнимательность хозяина. На что обратить внимание перед тем, как отправляться за заветной наклейкой?

Что проверяют?

• Состояние подвески;

• работу осветительных приборов;

• работоспособность регуляторов ремней безопасности, водительского сиденья;

• выхлопную и тормозную системы;

• исправность рулевого управления.

Какие документы нужно подготовить?

• Водительское удостоверение и талон к нему;

• техпаспорт;

• сертификат ранее пройденного ТО;

• “водительскую” медицинскую справку;

• страховой полис (“автогражданку”);

• квитанцию об оплате госпошлины на допуск к участию в дорожном движении.

Что должно быть в машине?

• Медицинская аптечка (проверяется не только комплектность, но и срок годности препаратов;)

• огнетушитель (обращают внимание на его срок годности. Если истек — придется или перезаправить имеющийся, или купить новый);

• знак аварийной остановки.

Обратите внимание:

• Долейте в бачок стеклоомывающую жидкость. Инженер на линии попросит включить систему очистки стекла, а без жидкости доказать ее работоспособность не получится;

• проверьте, закреплен ли аккумулятор. Каких-то особых норм, по которым АКБ должна фиксироваться, нет. Поэтому подойдет даже самодельный хомут из проволоки;

• прислушайтесь к шуму заведенного авто. Если из-под днища доносится “бубнеж”, значит, имеется дырочка в глушителе. На скорость не влияет, но мастер с таким дефектом машину не пропустит.

В ПРЕДЕЛАХ ДОПУСКА

По статистике, в прошлом году было выдано около 1,2 млн разрешений на допуск к участию в дорожном движении. В то же время в стране зарегистрировано более 4 млн единиц транспортных средств. Камень преткновения, считают специалисты, — госпошлина, без уплаты которой к техосмотру не допускают. Еще в прошлом году депутаты обсуждали изменения в законодательстве. Предлагались разные варианты — от включения пошлины в стоимость топлива до единого ежегодного налога для всех владельцев транспорта. Еще одна альтернатива — отвязать уплату пошлины от прохождения техосмотра. Вместо этого ввести заявительный принцип ее уплаты — хоть каждый месяц со скидками за годовой “абонемент”.

muravsky@sb.by

Фото автора и БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter