Все должно быть прозрачно: конверты с заданиями и бланками для ответов вскрывают в аудитории в присутствии госкомиссии
2004 год. Тестирование проходило весной, а обязательными считались лишь тесты по белорусскому или русскому языку, на которые у абитуриентов были две попытки: платная по желанию и обязательная бесплатная (говорят, бывали случаи, когда за две попытки набирали абсолютно одинаковые цифры). Остальные предметы тоже можно сдавать в таком виде: эти результаты начинают принимать наравне с традиционными вступительными экзаменами в университетах.
— Прежде абитуриенты могли сдавать тестирование по двум государственным языкам, математике и физике, а теперь перечень предметов расширился — прибавились химия, биология, английский и немецкий языки, — вспоминает Николай Феськов, который в те годы возглавлял Республиканский институт контроля знаний. — К тестированию нас активно подталкивали ректоры медицинских вузов, и настоящей «экспериментальной площадкой» стал БГМУ, куда решили зачислять только по итогам ЦТ. В этом же году появилось и репетиционное тестирование, которое, на мой взгляд, стало очень удачным проектом. До сих пор в нем принимает участие достаточно большой процент абитуриентов, пробуют свои силы и десятиклассники. Знаю много примеров, когда люди, проходя РТ от этапа к этапу, получали все более высокий результат.
В 2004 году обязательными считались лишь тесты по белорусскому или русскому языку.
В Комитете госконтроля тогда отмечали: апелляций после ЦТ практически нет, потому что машина беспристрастна. Собственно, и главной задачей нового формата испытаний было исключить субъективный фактор при поступлении в вузы. По словам Николая Степановича, в памяти компьютера, который не подключен ни к внутренней сети института, ни к интернету, содержалось не менее 100 вариантов заданий по каждому предмету. Какой вариант будет предложен, участники ЦТ узнавали только в экзаменационной аудитории...
2005 год. БГЭУ, БГМУ и несколько факультетов БГУ объявляют, что принимают на первый курс только по результатам ЦТ. А Министерство образования утверждает шкалу перевода тестовых баллов в десятибалльную систему оценки. К примеру, десятке по математике и английскому соответствуют 98 — 100 баллов, а по биологии и физике — от 96. Любопытно, что со временем от такого восприятия тестов откажутся и РИКЗ будет подчеркивать: не стоит проводить прямые параллели между ЦТ и школьными отметками. Мол, это скорее не оценка уровня знаний, а индикатор того, как справился с заданиями абитуриент на фоне других. К слову, отмечает Николай Феськов, наше тестирование не было калькой с литовского, российского или голландского, хотя опыт этих стран внимательно изучали:
— Мы подошли творчески, учли наши особенности. Например, в Литве задания готовят штатные сотрудники, а мы подбираем внештатных авторов. Каждый из них отвечает за свою тему для общего банка данных. В итоге каждый вопрос как картошка в мешке. Мы высчитывали средний балл по заданию и не случайно использовали 10 вариантов, что наверняка исключило возможность узнавания ответов заранее. Старались не допустить даже малейшего повода для нареканий. Например, на материал по математике попала пылинка, отпечаталась и смотрелась как лишняя точка. Мы уничтожили и перепечатали весь тираж...
2006 год. Тестирование обретает привычный вид: у абитуриента есть только один шанс, максимум 3 предмета и один резервный день, когда можно сдать пропущенный по уважительной причине экзамен. ЦТ как основную форму вступительных испытаний окончательно принимают как абитуриенты и их родители, так и работники учреждений образования. И большую роль в прозрачности процесса играет Госкомиссия по контролю за ходом вступительных испытаний и добросовестная работа фельдъегерской службы, подчеркивает Николай Феськов:
— Мы, конечно же, волновались, когда у нас только по русскому языку было 3.000 аудиторий. Очень большое внимание уделяли организации на местах. Но ни разу не было нареканий на фельдъегерскую службу, ни одного сбоя, настолько добросовестно они выполняли свою работу. У нас даже был показательный случай, когда в колледже в Светлогорске заявили, что материалы будет принимать заместитель председателя комиссии, а в итоге пришел сам председатель. И ему их не отдали!
Все-таки остается один повод для дискуссий — нижняя планка, которую нужно преодолеть, чтобы подать документы в вузы и ссузы. Скажем, в 2007 году порог в 15 баллов оказался не по силам около 25 тысячам абитуриентов. К слову, немало и тех, кто регистрировался на ЦТ, но не являлся, хотя деньги на него государством были потрачены. Чтобы дисциплинировать кандидатов в студенты, на следующий год введут регистрационный сбор — символическую плату за запись на тест.
2010 год. РИКЗ презентует автоматизированную систему регистрации участников ЦТ. В первый год к ней были подключены 46 пунктов регистрации в Минске и областных центрах. К следующему году — все (более 70). Николай Феськов так описывает плюсы:
— Она позволяет выписать пропуск на испытания в любой пункт тестирования из любого пункта регистрации, включенного в эту систему. До этого абитуриентам приходилось ехать на регистрацию туда, где планировали сдавать тесты. Как и все наши программы, она до сих пор работает безукоризненно.
2013 год. Дискуссии вокруг низких порогов на ЦТ (нужно набрать 7 баллов по предмету, чтобы участвовать в университетском конкурсе) наконец привели к закономерному решению: минимальный балл поднимают более чем в 2 раза. В Минобразования не скрывают, что свою роль сыграл анализ итогов минувшей вступительной кампании и это позволит исключить случайных людей среди абитуриентов.
Сдача ЦТ — всегда волнительный момент для абитуриентов.
2016 год. Встает вопрос о совершенствовании централизованного тестирования в плане более объективной оценки знаний. С одной стороны, по словам Президента, очевиден плюс такой формы экзамена — удалось искоренить коррупцию при поступлении в вузы. А минус — «при тестировании мы не видим человека, не видим полета мысли, его рассуждений». Александр Лукашенко поручает проверить тесты на соответствие школьной программе. Чтобы задания не опережали уровень подготовки учащегося и система образования не просмотрела перспективных детей.
2017 год. В привычный ритм тестирования вносят важные изменения. Сертификаты будут действовать два года, ЦТ теперь можно сдавать не по трем, а по четырем предметам, появились и 3 резервных дня. Опять подросли пороговые баллы. По белорусскому или русскому языку нужно набрать как минимум 20 для филологических специальностей и 10 — для остальных. По первому предмету профильного испытания — математике, физике, химии, биологии — неудовлетворительным считается результат от 0 до 14 баллов, а по истории Беларуси, всемирной истории, обществоведению, географии и иностранным языкам — от 0 до 19 баллов. По второму профильному предмету минимум соответственно 10 и 15 баллов. На следующий год пороги станут еще выше — плюс 5 пунктов по первому профильному предмету.
2019 год. Главной новацией предстоящей вступительной кампании будет модернизированная система проверки тестирования. Теперь результат не зависит от того, насколько все участники справились с заданием, — каждый правильный ответ имеет свою цену. Директор РИКЗ Юрий Миксюк уверен: новая система пойдет только на пользу. Главное, она сняла психологический груз с абитуриентов и их родителей, предложив измерять уровень знаний более точно.
pasiyak@sb.by