Самое главное – официально выдвинуты кандидаты в президенты США: Джозеф Байден представит интересы демократов, а Дональд Трамп, баллотирующийся на второй срок, продолжит отстаивать точку зрения республиканцев. Официальное согласие представлять однопартийцев на выборах Дональд Трамп даст 27 августа, когда завершится Национальный съезд Республиканской партии США. В его планах – торжественная речь на Южной лужайке Белого дома в Вашингтоне.
«Некомпетентный» против «безбожника»
Именно так друг о друге успели отозваться кандидаты в президенты США на съездах партий. Не удивляйтесь уровню экспрессии – в американской политике она только приветствуется. Да и выражается она не только в искрометных оскорблениях, но и в играх на эмоциях.
Например, речь Джозефа Байдена по итогам выдвижения в кандидаты от демократов называют «самым знаменательным моментом его политической карьеры». Почему? Возможно, дело в красочных метафорах: Байден называет себя союзником света (а политического оппонента, соответственно, тьмы) и призывает избирателей «поддержать другой путь и вместе использовать эту возможность для исцеления ран, проведения реформ».
Особый упор в речи Байдена – на единство нации перед лицом многочисленных бед: страдающей экономики, насилия на протестах, продолжающихся в Штатах уже с мая, и стремительно распространяющегося на территории страны коронавируса. В целом экспрессивность речи окрашивает проблемы, существующие в США, в оттенки, контрастные настолько, что, кажется, читаешь о поле боя, а не об одном из наиболее развитых государств мира. Не спорим, воодушевляет. Хотя героический пафос и утверждения, что «на кону стоит все», вызывают желание остудить голову и взглянуть на ситуацию под другим углом.
Республиканским, например. Да, официальную речь Дональда Трампа как кандидата в президенты стоит подождать еще несколько дней, но вот его ответ на послание Байдена стал известен уже сегодня – он прозвучал в интервью действующего главы государства телеканалу Fox News.
На обвинения в нарциссизме, разжигании ненависти и отказе от ответственности Трамп ответил двояко: частично сдержанно, но и не без «я сделал для этих людей больше, чем какой-либо другой президент». Интервью в целом сводится к полному опровержению сказанного Байденом: мол, с экономикой в США дела еще никогда не обстояли лучше, чем в последние четыре года; коронавирус совсем не затронул Штаты так глубоко и повально, как это описывают демократы, а о войне и речи не идет.
– Мы почти полностью прекратили войну, выводим войска из Афганистана и Ирака, мы возвращаем людей домой, – уверяет Дональд Трамп.
Улавливаете посыл? Если нет – промотайте интервью в начало и прислушайтесь к тому, сколько раз действующий президент повторяет слово «позитив». На этом строится основной предвыборный посыл представителя республиканцев. Коротко – «мы сильные и со всем справимся» или «эй, все совсем не так плохо!» На фоне этих утверждений (кстати, сказано все без излишней экспрессивности, уверенно и спокойно) риторика, которую выбрал Джозеф Байден, выглядит довольно мрачной.
Как это отражено в кандидатских программах?
Все просто: есть общие проблемы (на которые Трамп и Байден смотрят, конечно, по-разному), есть то, что волнует лишь одного из потенциальных президентов. Не обошлось и без нападок друг на друга. Но обо всем по порядку.
Основные пункты предвыборной программы Джозефа Байдена выглядят так: искоренить системный расизм и разобраться с полицейским насилием, победить коронавирус, повысить налоги для компаний (снизив их для граждан), создать тысячи рабочих мест и ввести ограничения на импорт из Китая. Последнее, кстати, напоминает типичную политику Трампа, и заметили это не мы одни: действующий глава государства обвинил своего соперника в плагиате экономической части программы. Официально «кража» планов на будущее подтверждена не была.
Лидер республиканцев в своей предвыборной программе, опубликованной под девизом «Сражаясь за вас», основными направлениями выделил внешнюю политику («прекращение войн», «расширение непревзойденной военной мощи Америки» и вероятный разрыв торгово-экономических отношений с Китаем), развитие образовательной системы, и возвращение к «нормальной жизни» после пандемии коронавируса. Присутствуют в программе и классические пункты для действующего президента. Например, иммиграционная политика.
Как и его оппонент, Дональд Трамп обещает американцам снижение налогов и тысячи новых рабочих мест. Прекращение протестов афроамериканского сообщества читается в обещании обеспечить правопорядок в работе полиции. Но не думайте, что одной этой строчкой республиканец ополчил против себя сотни тысяч избирателей: в интервью Трамп не раз повторяет о помощи, которую оказал этническому меньшинству за годы правления.
Что кандидаты и поддерживающие их стороны говорят в адрес друг друга? В основном, обвинения – их мы уже перечисляли выше – и призывы объяснить политические промахи или «связи». Такого в карьерах обоих политиков (а ведь оба баллотируются на пост президента в возрасте за семьдесят) хватает, так что и почва для выпадов плодородная. Из наиболее пикантного за прошедшую неделю: «Если изберут Байдена, нашей страной завладеет Китай», упоминания сомнительного дела времен президентских выборов в Украине и утверждения в пути «против Бога».
А при чем тут Обама?
Одна из нашумевших характеристик правления Трампа за прошедшую неделю – «цирк, низость, обман и конспирологические теории». К чему мы приводим эту цитату? Она принадлежит никому иному, как бывшему президенту США – Бараку Обаме.
Во время съезда Демократической партии он нарушил негласное правило «не критикуй преемников» и обрушился на Дональда Трампа с красноречивой критикой, обвиняя его в отсутствии желания углубляться в работу и сравнивая президентство республиканца с реалити-шоу.
Кроме Барака Обамы и его жены Мишель, Джозефа Байдена поддерживают кандидат на пост вице-президента от демократов Камала Харрис, Хиллари Клинтон, бывшие соперники и ряд знаменитостей, не связанных с политикой. Например, Билли Айлиш.
«Поможет» ли Россия Трампу?
Куда тут без конспирологии, раз мы уже упомянули таинственные связи Байдена с Китаем и Украиной, о которых так любят твердить республиканцы. Одна из главных интриг предвыборной кампании, когда в ней участвует Трамп, – потенциальное вмешательство России.
Этот троп появился в американских СМИ еще в 2016, когда лидер республиканской партии избирался на первый срок. Американские спецслужбы обвинили команду Трампа и российских хакеров в попытке склонить чашу весов на выборах против Хиллари Клинтон при помощи фейковых новостей, вброшенных в социальные сети американцев. И Владимир Путин, и Дональд Трамп это опровергли – дело постепенно забылось.
Но не пропало без вести в политических архивах и снова вспомнилось десяткам аналитиков в 2020. Нового мало: действующему президенту все так же приписывают попытки сговора с Россией (правда, добавляя и недавние инциденты в мировой политике). Наши соседи обвинения в попытках манипулировать выборами в США отрицают. Да и сам Трамп, комментируя заявления об этом, сказал, что он «последний человек, кого Россия хотела бы видеть президентом».
Предсказания и прогнозы
Выводы многих аналитиков звучат так, будто у Джозефа Байдена уже в кармане выдвижение в президенты, сумасшедшая поддержка и любовь современных американских звезд, а кампанию с речами можно было и не расписывать. Но мы бы не стали заявлять об успехе слишком рано. Все-таки в 2016 Дональду Трампу СМИ и эксперты грозили грандиозным проигрышем, а в итоге он заручился решающей поддержкой электората буквально за несколько недель до выборов и победил. Ход событий вышел хаотичным и непредсказуемым, но разве что-то мешает ему повториться еще раз, четыре года спустя?
Нет. Еще в начале прошедшей недели социологические опросы, проведенные в США, предсказывали демократам победу с отрывом на десять процентных пунктов, но уже в четверг появились новые данные – рейтинг Трампа вырос.
И времени на то, чтобы обогнать оппонента у лидера республиканцев предостаточно: дебаты кандидатов в три раунда состоятся 29 сентября, 15 и 22 октября, а сами выборы запланированы на 3 ноября. В целом до момента Х у Джозефа Байдена и Дональда Трампа осталось чуть более двух месяцев – хватит, чтобы развернуть масштабную президентскую гонку. А следить за ней будут не только американцы и любители политики со всего мира, но и мы – в международных обзорах.