Генеральная прокуратура в последнее время основательно занялась телевизионной рекламой. Недавно ею внесено представление министру торговли об устранении нарушений законодательства о рекламе.
Чем вызвано столь пристальное прокурорское внимание к рекламным роликам на телевизионных каналах и на транспорте? Этот вопрос корреспондент «Р» адресовал организатору и вдохновителю прокурорской акции заместителю начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Павлу РОДИОНОВУ.
— Поводом для нашего прокурорского интереса, — отметил Павел Ульянович, — стали многочисленные обращения граждан, в которых высказывались те или иные претензии к телевизионной рекламе. Больше всего нареканий к рекламным телесюжетам о пиве. Мы установили, что на телевизионных каналах НТВ, ОНТ, РТР, «1 МУЗ», «БелМузТВ», МТV не выполнялись требования статьи 18 Закона Республики Беларусь «О рекламе». Она запрещает размещать рекламу пива, используя при этом образы и высказывания, внушающие, что его потребление содействует достижению успеха, улучшает физическое или психическое состояние человека. Тем не менее с 4 июня на наших экранах появился рекламный видеоролик «Тема. Встреча». Не буду пересказывать его содержание, так как оно хорошо знакомо каждому. Скажу только: не вызывает никаких сомнений, что этот ролик, посвященный рекламе пива «Тема», ассоциируется с достижением успеха в жизни. Так вот, только за три летних месяца этот рекламный видеоролик выходил в эфир 790 раз!
Будучи за рубежом, не раз обращал внимание на то, как много внимания уделяется там продвижению тех же фирменных бокалов, зонтиков, стульев и столов. Их можно встретить едва ли не в любом кафе, претендующем на то, чтобы быть цивилизованным. У нас же производители пива мало заботятся об этом, а идут по другому пути. Проложили незамысловатую дорожку к телевизору каждого. Этому способствует и то обстоятельство, что скидки для отечественных производителей пива при его телевизионной рекламе достигают 80 процентов.
Реклама пива на каналах телевидения в результате носит масштабный и агрессивный характер. Зачастую ролики, рекламирующие этот слабоалкогольный напиток, транслируются непосредственно после детских передач, во время, доступное для их просмотра детьми и подростками. Я сам отец (у меня маленький ребенок), и обратил внимание, что до недавних пор у нас и перед «Калыханкай» лились в эфире потоки пива. Стоит ли удивляться, что молодежь и в общественных местах не расстается с бутылкой (банкой) пива? Как-то, будучи в командировке в Толочине, зашел вечером в бар, расположенный на центральной площади райцентра. И был обескуражен: там подростки пили водку и запивали ее пивом. И примеров таких масса. Агрессивная пивная реклама, считаю, развращает молодых людей. А что говорить о тех, кто страдает алкогольной зависимостью?..
На телеканале «Столичное телевидение» с 8 сентября транслируется мультипликационный ролик, рекламирующий продукцию Минского хладокомбината № 2. Конкретно — мороженое «Каштан» и «Пломбир». Данный ролик изображает встречу в 1930 году в г. Чикаго двух снеговиков в складском помещении. Они обмениваются чемоданами и, открывая их, обнаруживают мороженое. Затем один вынимает нож, открывает откидное лезвие, протыкает им пакет и, попробовав на вкус, улыбается. Проба мороженого данным способом напрямую ассоциируется с проверкой качества наркотиков. Ролик в виде мультика, безусловно, привлекает восприимчивую детскую аудиторию. Таким образом, подобная реклама мороженого, по сути, пропагандирует получение удовольствия от пробы и использования наркотиков, вместо осуждения их употребления. В соответствии с Законом «О рекламе» это является неэтичным, поскольку нарушает общепринятые нормы морали и нравственности.
Во время проверки нами выявлены также нарушения порядка размещения рекламы на транспорте.
По результатам проверки Генеральной прокуратурой Беларуси внесено представление министру торговли об устранении нарушений законодательства о рекламе. При этом потребовано принять меры к прекращению демонстрации рекламного видеоролика «Тема. Встреча», распространяемого Национальной государственной телерадиокомпанией, а также рассмотреть вопрос о признании ролика, посвященного мороженому «Каштан» и «Пломбир», ненадлежащей рекламой. Министерству торговли предписано решить вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в незаконном распространении в столичном метро рекламных объявлений об обучении граждан за границей.