«Нормальное положение дверей закрытое» — на фоне такой таблички в одном из кабинетов главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД дают показания распространители экстремистских материалов. Короткие видеоролики со словами раскаяния дают пищу для размышлений тем, кто с 2020 года мнит себя «невероятными». Люди, способные анализировать факты, делают правильные выводы, решительно обрывая связи с незаконными «телегами» и сайтами. А вот самые ярые пассионарии продолжают верить в собственную анонимность, разбрасывая по инфопомойкам оскорбления, фейки и преступные замыслы. Впрочем, в «телегах» прошлого далеко не уедешь. Секта свидетелей мифических «97 процентов» переезжает с виртуальных площадок на реальные скамьи подсудимых, с удобных диванов — на жесткие шконки. Ведь наивные «протестуны» — расходный материал для зарубежных манипуляторов.
О неизбежности и суровости наказания за распространение экстремистских материалов, современных методах борьбы с интернет‑рассадниками радикальных идей мы беседовали с заместителем начальника ГУБОПиК — начальником 3‑го управления Михаилом Бедункевичем.
Полковник милиции призывает скептиков не сомневаться: борьба с экстремизмом — совсем не кампанейщина, рассчитанная на показательное устрашение и внешний эффект:
Полковник милиции Михаил Бедункевич: «Не попадайтесь на околополитический лохотрон!»
— Работа по дерадикализации так называемой протестной части населения ведется нашими сотрудниками на постоянной основе. Ежедневно осуществляется мониторинг деятельности деструктивных объединений граждан для своевременного реагирования по нейтрализации их действий и намерений. Устанавливаются администраторы и активные участники интернет‑ресурсов, пропагандирующих «протестную» активность и распространяющих экстремистскую информационную продукцию.
— С участием ГУБОПиК, как известно, была подготовлена новая редакция Закона «О противодействии экстремизму», вступившая в силу с 16 июня 2021 года. Стал ли этот резонансный документ подспорьем для вашей работы?
— Безусловно. Ведь этот закон уполномочивает МВД и КГБ признавать экстремистскими формированиями группы граждан, осуществляющих экстремистскую деятельность или оказывающих иное содействие такой деятельности. Действия создателей, руководителей и других участников экстремистских формирований образуют состав преступления, предусмотренного статьей 361—1 Уголовного кодекса («Создание экстремистского формирования либо участие в нем»), и влекут наказание до семи лет лишения свободы. А обычная подписка на интернет‑ресурсы экстремистских формирований становится основанием для проведения оперативно‑розыскных и следственных действий.
Важно понимать, что экстремистскими материалами в судебном порядке признается продукция с признаками экстремизма. Ее распространение, хранение и иные действия с целью популяризации влекут административную ответственность согласно статье 19.11 КоАП. К примеру, если какой‑нибудь телеграм‑канал признан экстремистским материалом, то таковым считается и любая его продукция. Ее распространение запрещено.
— Кто может попасть в списки участников экстремистского формирования и стать фигурантом уголовного дела?
— В частности, те, кто бездумно сбрасывает собственную информацию участникам и руководителям экстремистского формирования. Если это сообщение затем размещается на запрещенных ресурсах, то над автором нависает подозрение уже в уголовном преступлении — как над участником экстремистского формирования и за содействие экстремистской деятельности.
— Наверняка под влиянием эмоций и провокаций многие пользователи соцсетей даже не задумываются о столь серьезных последствиях. Что посоветуете молодым людям, которые не могут оторваться от гаджетов и слепо верят деструктивным источникам?
— Хочется посоветовать ребятам и их родителям: будьте внимательны. Не верьте в то, что интернет анонимен. Современные возможности милиции, в частности ГУБОПиК, позволяют без труда, несмотря на чьи‑то ухищрения с использованием VPN, деанонимировать и поднять виртуальную историю человека.
Ситуации возникают разные. Очень часто при осмотре телефона задержанного либо уже при изучении заинтересовавших нас сообщений в различных чатах мы устанавливаем людей, причастных к распространению экстремистских материалов. Уже общаясь с ними, видим и их подписки, и репосты, и определенное участие не только в обсуждении «протестной» тематики, но и в предоставлении информации враждебной стороне. Всему этому дается оценка. И зачастую очень строгая — вплоть до уголовной.
Надо понимать, что за черту закона ведут следующие шаги: подписка на каналы, ресурсы, признанные экстремистскими материалами, пересылка новостей из таких источников (в том числе в закрытые тематические группы, созданные для коллег, родственников, соучеников), любой пост на подобных запрещенных законом площадках. Также образует состав административного правонарушения репост любой символики инфопомоек (заставки, аватарки, так называемый водяной знак). К примеру, за четыре репоста, допустим, фейка можно легко отхватить 60 суток ареста — по 15 за каждый, а в определенных случаях — перспективу стать фигурантом уголовного дела.
Отсюда совет: никуда не пересылать, ни с кем не делиться экстремистской информацией. Предупреждать тех, кто так поступает. Остерегать их от сброса неких сведений (пусть даже бытового характера) о ДТП и ЧП в боты экстремистских телеграм‑каналов. От желания «просто приколоться» до соучастия в преступлении — один шаг.
|
|
Среди экстремистов немало и неонацистов. Таковы порой их аргументы — топоры со свастикой. |
— Складывается такое ощущение, что подписчики экстремистских телеграм‑каналов выполняют роль пушечного мяса для теневых кукловодов.
— Экстремистский сегмент интернета — это зло, разжигающее межнациональную вражду либо социальную рознь. Людей вовлекают в своеобразную секту, подписчики ресурсов ломают себе судьбы, рискуют лишиться тех социальных лифтов, которые предоставляет законопослушным гражданам наше государство. Ведь помимо привлечения к ответственности по статьям КоАП и УК установлен механизм определенных дальнейших ограничений.
У правонарушителей возникают проблемы на работе, по месту учебы, рушатся перспективы. Хотя беглым манипуляторам на них просто наплевать.Поэтому стоит предостеречь завсегдатаев экстремистских инфопомоек: не попадайтесь на околополитический лохотрон! Его организаторов интересует только борьба за подписчика и читателя. Это деятельность, которая курируется зарубежными спецслужбами для вербовки предателей‑информаторов, используемых в интересах заказчика.
Еще одна цель экстремистских формирований — подогрев ныне угасающих оппозиционных настроений, подрыв изнутри, формирование «пятой колонны». Беглым и их кураторам нужны топливо для разжигания костра мятежа, новые «жертвы режима», об ущемленных правах которых можно кричать. Очевидно, что без истерии, шумихи и скандала о псевдолидерах скоро позабудут и лишат содержания.
Теперь, видимо отчаявшись, организаторы подрывных ресурсов идут на совершенно нечистоплотные провокации против своих же якобы единомышленников и соратников. Их новая тактика: на обычных подписчиков «вешают админки», тем самым подставляя людей. Человек даже не подозревает, что ему присвоили статус администратора запрещенного телеграм‑канала, и вдруг (в том числе по чьему‑то сигналу) к нему приходят оперативники. Начинается разбирательство…
Дабы не попасть под тяжелое подозрение, советуем рядовым подписчикам сомнительных «телег» проверять, не внесли ли их в списки админов. Не получили ли они право размещать публикации. Если да, то заявить в милицию. И, само собой, срочно отписаться от своих «друзей».— Выходит, экстремистские «телеги» — некий новый вариант зловещего «Синего кита», но уже для более взрослой аудитории?
— Аналогия вполне уместна. Надо понимать: милиция не ведет какую‑то охоту на подписчиков запрещенных телеграм‑каналов. Охотники как раз те, кто вовлекает своих читателей в опасную для страны деятельность. Допустим, обычный айтишник или студент подписался на инфопомойку. Однажды прочитал на ней объявление о поиске определенной информации. Скинул в бот. Потом к нему уже обратились лично, дали задание. Он выполнил и… стал преступником, предателем. Дальше — больше. Невидимые кураторы порой начисляют баллы, принимают у подписчика отчеты о содеянной «акции прямого действия» в отношении госслужащего, милиционера, на железной дороге. И вот уже вчерашний романтик со светлым лицом превращается в экстремиста, затем в террориста. Потом раскаивается, с этим многим тяжело жить. К тому же, как известно, виртуальные следы не стираются. И мы их видим, и люди на той стороне, работающие на прием сведений, все документируют. У них есть базы. Нередко эти «досье» попадают к нам. Потому что сегодня «протестуны» якобы борются за «новую Беларусь», а завтра предадут своих нынешних хозяев.
— Михаил Петрович, ваша рекомендация для «юношей бледных со взором горящим»: как в поисках истины не вляпаться в историю с распространением экстремистских материалов, определить, какой именно канал в Telegram, YouTube или Tik‑Tok является зоной риска?
— Со списком экстремистских материалов (в этом году таковыми признано уже около 240 источников лжи и ненависти) можно ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь. Списки экстремистских формирований и лиц, причастных к экстремистской деятельности, размещены на сайте МВД. На телеграм‑канале «ГУБОП» мы компилируем эти перечни в удобном для просмотра виде и каждую субботу размещаем для всеобщего ознакомления — со всеми обновлениями. Так что доступность такой информации для граждан обеспечена. Самое главное — желание ее изучить и сделать правильные выводы.
Видим, что усилия правоохранительных органов приносят плоды. В результате предпринятой нами информационной кампании и работы по признанию целого ряда ресурсов экстремистскими формированиями с октября 2021 года зафиксировано около 350 000 отписок от основных экстремистских телеграм‑каналов. Вместе с тем в связи с событиями в Украине количество подписчиков инфопомоек вновь увеличилось — правда, за счет зарубежных пользователей и посредством искусственного накачивания ботами.
Для дискредитации Республики Беларусь в свете военных действий в соседней стране с конца февраля беглые предатели стали создавать новые интернет‑ресурсы. В частности, один из омерзительнейших экстремистов освещает в своей «телеге» передвижение по белорусской территории военной техники, публикует фейки о якобы участии нашей армии в СВО. В качестве исходных данных для подобных публикаций используются фото‑, видео‑ и иные материалы, передаваемые белорусскими подписчиками. Таким образом провокатор пытается заработать себе дивиденды у западных хозяев. Хочется предостеречь граждан: не идите на поводу у предателя, сами не становитесь нарушителями закона и другим не позволяйте ошибиться.
ЦИФРЫ
♦ Информационная продукция около 400 телеграм‑каналов признана экстремистскими материалами.
♦ По данным на середину мая, сотрудниками ГУБОПиК установлено 165 администраторов и владельцев экстремистских и иных деструктивных интернет‑ресурсов.
♦ Прекращена деятельность более 160 деструктивных телеграм‑каналов и чатов.
♦ В перечень граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности, включено 300 человек.
В ТЕМУ
♦ Сотрудниками ГУБОПиК МВД в апреле задержана 40‑летняя жительница Хойникского района, которая с февраля по март предоставляла в экстремистскую группу сведения о передвижении военной техники Вооруженных сил Российской Федерации. Возбуждено уголовное дело по факту призывов к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
♦ По такому же подозрению проходит гомельский сообщник беглых экстремистов, 30‑летний художник‑дизайнер компьютерной графики одной из компаний. Любитель подсматривать за действиями российского армейского транспорта также задержан.
♦ В Барановичах губоповцы изобличили еще одного «наблюдателя» — 30‑летнего оператора местной дистанции пути, предоставившего через Telegram информацию главарю одного из экстремистских формирований. Предателя ждет суд.
Фото МВД и автора.