Как лидские машиностроители победили санкции и продолжают наращивать объемы производства

Техника с видами на Африку

Для работников сельскохозяйственной отрасли ОАО «Лидагропроммаш» — предприятие хорошо известное. Один из крупнейших производителей техники в постоянном поиске оптимальных решений для повышения эффективности труда земледельцев. Конструкторской службой разработан и поставлен на производство ряд новых машин, а всего их в линейке предприятия, отличающегося высокой долей наукоемкой продукции, — более 25. Наращивать производство и завоевывать новые рынки — за счет чего здесь решают сегодня главные задачи? Корреспондент «Р» попыталась ответить на эти вопросы, выехав в Лиду. 

Под спрос потребителей 

Директор ОАО «Лидагропроммаш» Эдуард Шалль апеллирует цифрами, чтобы не быть голословным:

— В последнее время объемы производства только растут, по результатам девяти месяцев 2023-го уже имеем 120 процентов в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, рентабельность — более 15 процентов. Трудно представить, что еще в 2018-м предприятие находилось в непростом финансовом состоянии. На сегодня объемы производства выросли к 2018 году более чем в 3 раза. Большая часть продукции остается на внутреннем рынке, однако нашу сельхозтехнику давно оценили и за пределами страны. География поставок обширна: Российская Федерация, Казахстан, Узбекистан, страны Африки. И рынки сбыта постоянно расширяются. Экспорт уже составляет 105 процентов по отношению к 2022 году. Помню один из крупнейших контрактов с Узбекистаном в 2019-м, куда мы поставили 40 комбайнов «Лида-1300». Свой выбор наши зарубежные партнеры обосновали тем, что эта техника полностью отвечает требованиям их аграрного сектора, а также имеет выгодное соотношение цены и качества. Мы не стояли на месте. 

В 2020 году освоили Африканский континент, куда было поставлено более 200 сеялок. При этом выполняем все договорные обязательства по поставке продукции за рубеж, проводим сервисное обслуживание, обеспечиваем организации агропромышленного комплекса комплектующими и запасными частями.

Недавно в Лиду приезжала делегация из Зимбабве для прохождения обучения на ОАО «Лидагропроммаш». Группа специалистов из далекой африканской страны семь дней училась собирать и разбирать агрегаты, самостоятельно обслуживать и ремонтировать сеялки. 
В настоящее время производством комбайнов занимаемся исключительно по предварительному заказу, — отмечает Эдуард Шалль. — Специалисты предприятия постоянно работают над расширением номенклатуры выпускаемой продукции, которая и сейчас обширна: от посевных агрегатов и борон до опрыскивателей и пресс-подборщиков. Последние годы взят курс на освоение инновационной импортозамещающей сельхозтехники. Это агрегаты, без которых работа сельскохозяйственной отрасли сегодня просто невозможна. Особое внимание направлено на самоходный опрыскиватель, который в Беларуси производит только наше предприятие. Есть перспективные планы по созданию совместного выпуска в Новосибирской области. Российские коллеги разрабатывают собственные системы навигации, благодаря которым никакие санкции не будут нам страшны.

На ОАО «Лидагропроммаш» трудится 420 человек, от которых зависят сроки и качество выпускаемой техники. 

В последние годы взят курс на освоение инновационной импортозамещающей сельхозтехники. Это агрегаты, без которых работа сельскохозяйственной отрасли сегодня просто невозможна.
Sb.by

Постоянно ищем пути улучшения благосостояния наших людей, но на данный момент кадров не хватает, — признается Эдуард Шалль. — Нужны сварщики, токари, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ. Работаем над улучшением условий труда, расширением соцпакета, действует программа добровольного страхования медицинских расходов, много сделано и для создания комфортных условий для проживания в ведомственном общежитии. Средняя зарплата в сентябре составила 1820 рублей. 
На сегодня объемы производства выросли к 2018 году более чем в 3 раза, а экспорт составляет по отношению к 2022 году 105 процентов.

Железные аргументы

Заместитель директора по производству Егор Резников предлагает пройтись по цехам предприятия, чтобы окунуться в рабочую атмосферу. 

— Всего у нас действует пять производственных подразделений, — вводит в курс дел собеседник. — Это заготовительный, механический, сварочный цеха, цех сборки комбайнов и посевной техники. Трудно поверить, что в 1958 году на этом месте был небольшой авторемонтный завод на базе машинно-тракторной станции. Здесь ремонтировали автомобили Горьковского автозавода, а потом осуществляли и капитальный ремонт автомобилей ЗИЛ-130. В 1992-м произошло перепрофилирование производства на сельскохозяйственное машиностроение. В начале 2000-х ноу-хау предприятия стал выпуск зерноуборочного комбайна «Лида-1300», и с тех пор линейка выпускаемой техники совершенствуется. На многие позиции очередь расписана на месяцы вперед. 


Начальник цеха изготовления посевной техники Павел Микиянец работал с гостями из Зимбабве:

Партнеры были рады представленной возможности своими руками полностью разобрать и собрать новую сеялку. В делегации были представители сервисной службы, фермерских хозяйств, агрономии. В целом гости из Африки интересовались технологиями земледелия и машинами, которые их обеспечивают. На нашем производственном участке выпускаем сеялки точного высева и пневматические, посевные агрегаты, косилки, грабли. Вместе с управляющим составом задействовано 45 человек. Работаем согласно утвержденному плану, все зависит от наличия заказов, благо, их сейчас хватает.

Заместитель начальника цеха сборки комбайнов Павел Жолудь пришел на завод в 2006-м рядовым слесарем, через несколько лет стал мастером и так по ступенькам уверенно идет вверх. 


Вот этот самоходный опрыскиватель будет 50-м по счету, с того момента, когда в 2016 году он вышел в серийное производство, — рассказывает Павел. — В месяц собираем два-три экземпляра. По-прежнему испытываем сложности при закупке комплектующих, так как приходится доставлять их из Китайской Народной Республики, что занимает определенное время. Весной прошлого года выпуск нашего бренда вообще оказался под угрозой, когда итальянские компаньоны отказались от сотрудничества. На поиски нового партнера и сборку экспериментального образца ушло около девяти месяцев. Сейчас собираем агрегат с гидравлической трансмиссией китайского производителя, которая отлично зарекомендовала себя в эксплуатации. Так что любая проблема решаема.

Инновации в деле

Заместитель директора по инновационной деятельности — главный конструктор ОАО «Лидагропроммаш» Родион Козлов очерчивает перспективы предприятия:


— Концепция развития строится на том, что при производстве сельскохозяйственных машин и орудий для обработки почвы, химзащиты, навесной техники используем самые передовые разработки. Еще с 1990 годов взяли курс на изготовление посевных агрегатов, с тех пор эту тему активно развиваем. Одна из последних разработок — широкозахватный высокопроизводительный комплекс LIDER-12000. Намерены расширять линейку, в разработке нашего бюро находится версия LIDER-9000, в будущем году начнем разработку опытного образца сеялки LIDER-6000, которая станет унифицированной машиной и с расширенным функционалом по сравнению с предыдущими версиями сеялок в части высева как зерновых культур, так и с одновременным высевом минеральных гранулированных удобрений. Это то, что сейчас необходимо нашим аграриям.


Еще одно приоритетное направление — расширение функционала и увеличение производительности самоходного опрыскивателя, рассказывает собеседник:

Создание единственного в Беларуси самоходного высококлиренсного опрыскивателя вывело предприятие на новый уровень. В разработке и организации принимали участие Национальная академия наук Беларуси, «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш» и, конечно же, «Лидагропроммаш». Параллельно велась работа по импортозамещению. И если первоначально отечественного производства в опрыскивателе были лишь рама, подрамник и кабина, то сейчас он практически полностью состоит из белорусских деталей. 


Для механизатора здесь созданы все условия, есть климат-контроль, даже система автоподруливания и нивелирования штанг. Автопилот помогает исключить возможность повторной обработки участков: при наездах на них форсунки отключаются. Нивелирование штанги также автоматическое, поэтому нет необходимости отслеживать расстояние до земли — система сама регулирует положение штанги, что очень важно в условиях изменчивости рельефа местности. Еще один плюс — отличная маневренность. Это по-настоящему умная техника, способная работать по картам полей. Но ее усовершенствование этим не закончится.
— Шасси машины имеет высокий клиренс — 1,4 метра, что позволяет без потерь обрабатывать высокостебельные сельскохозяйственные культуры, — говорит о перспективах Родион Козлов. — Однако уже сегодня понимаем, что необходимо увеличивать его еще на 40 сантиметров — до 1,8 метра. Надеемся, в 2024 году будем иметь опытный образец. Все наши разработки осуществляются силами десяти человек, каждый из которых работает с высокой нагрузкой.


vrublevskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter