Запас хода до 400 км и максимальная локализация: как продвигается работа над белорусским электромобилем

Свои колеса катят лучше

Согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации, общие продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в июле этого года составили 4763 единицы, что является рекордным показателем за последние три года. При этом продажи июля 2024 года превысили продажи июля 2023 года более чем в 2,5 раза. Специалисты также отметили почти десятикратный рост продаж электромобилей: за семь месяцев — 1261 электрокар. С нетерпением автовладельцы ждут, когда на рынок ­выйдет белорусский электромобиль. Как заявили разработчики, ждать осталось недолго.


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

«Ваша задача – к 1 января 2025 года выйти на серийное производство электромобилей».

Во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ»,  19 января 2024 года

Занять свою нишу 

Различное цветовое решение, футуристический дизайн и запас хода более тысячи километров. Сегодня мировую моду на рынке электромобилей диктует Китай. По данным Государственного управления таможни КНР, в 2023 году местный автопром экспортировал 1,54 млн электромобилей, заработав 34 млрд долларов. По разным оценкам, объем китайского рынка электромобилей оценивается в 305,57 млрд долларов США в 2024 году и достигнет 674,27 млрд долларов США к 2029 году. Все это говорит о том, что именно за этим видом транспорта будущее. Тенденции очевидны, поэтому и в Беларуси было принято решение создать свой собственный электромобиль. Первый образец Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси собрал еще в 2017 году. Но по разным причинам он был признан не самым удачным. С тех пор учеными и производителями велась активная работа по сборке машины, которая бы удовлетворяла потребителя в цене и качестве. Для базы выбран самый популярный автомобиль у белорусов — кроссовер BelGee X50.


— Причем выбор неслучаен, — отмечает заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения по высокоавтоматизированному электротранспорту Александр Белевич. В первую очередь, потому что у «БЕЛДЖИ» выкуплена лицензия на эту машину, и они имеют право вносить в нее конструктивные изменения, в том числе устанавливать электродвигатель. Кроме того, кроссовер как класс — наиболее популярная модель. У нее завышенный клиренс, что позволяет его несколько «украсть» за счет батареи. Потому что кузов машины с бензиновым двигателем не приспособлен под установку батареи. И мы его дорабатываем. Соответственно, клиренс незначительно уменьшается. 

Времени на раскачку у ученых и производителей не было. Глава государства обозначил четкий дедлайн — за год не просто разработать отечественный электрокар, но и запустить его в серию.

— На сегодняшний день разработана конструкторская документация на все ключевые узлы и силовые установки. И она передана на предприятия для изготовления. К сентябрю планируется получить первые образцы для тестирования.
Если первый образец мы делали у себя в институте, то задача опытно-промышленной партии — фактически сделать все компоненты на серийных заводах-производителях и осуществить конечную сборку на «БЕЛДЖИ», как предприятии-производителе, чтобы отработать все производственные технологии. Так что уже фактически пошла работа по практической реализации проекта, — сообщил заместитель гендиректора института.


Локализация решает

Рабочее название белорусского электромобиля — BelGee eX50. На первом этапе изготовят пять абсолютно идентичных образцов для отработки серии. Это своего рода опытно-промышленная партия, которая будет проходить все испытания в следующем году. В этом же запланированы первичные тесты. 

— Конечно, в мировых масштабах это капля в море. Обычно опытная партия изготавливается в объемах нескольких десятков или сотен штук. Тем не менее мы считаем, что этого будет достаточно для того, чтобы изготовители смогли оценить свои затраты. Ведь одним из проблемных вопросов является конечная стоимость продукта. Поэтому вся документация должна пройти через заводы, чтобы они понимали, сколько это стоит на этапе опытных образцов и сколько это потом может стоить в серии, — уточнил Александр Белевич. 

Белорусского в электрокаре будет достаточно много. По оценкам специалистов, более 60 процентов.


— Вся силовая установка и батарея будет белорусской. Ячейки, понятно, китайские. Тяговый электродвигатель также наш, как и силовая электроника. Элементная база покупная, но ее стоимость — менее 50 процентов стоимости инвертора. Сборка печатных плат, программирование, алгоритмика — все белорусское. Система управления автомобилем также отечественная. Кузов опять же сваривается в Беларуси, окраска тоже. Степень локализации очень глубокая. И она больше, чем у классического Х50, — рассказал собеседник. 

Безусловно, автовладельцев, кроме цены, интересует техническая сторона вопроса. Полная масса машины составит чуть более двух тонн, максимальная скорость пока ограничена 140 км/ч. А вот запас хода по циклу NEDC — более 300 километров.

— Батарея будет той же емкости, что и у китайских производителей машин аналогичного класса, — сообщил Александр Белевич. — Запас хода при комфортной и динамичной езде около 300—350 километров. Конечно, если ехать без работающего кондиционера, света на скорости 60 км/ч, то запаса хватит и на больше. Емкость батареи, конечно, можно и увеличить. Но это палка о двух концах. Если ставить более емкие ячейки, то стоимость сразу значительно возрастает. Опять же емкие батареи, как правило, имеют меньший ресурс, а с точки зрения пожарной опасности менее надежные. Мы же применяем литий-железо-фосфатные батареи как наиболее надежные и пожаробезопасные. 

Специалисты не исключают, что в последующем появятся модификации белорусского электрокара с более мощными батареями. Но цена у них, безусловно, будет выше. Технические возможности для этого есть. Тут уже будут играть роль вопросы маркетинга.


Цена вопроса

Если говорить о конкурентной цене автомобиля, то, безусловно, первостепенное значение играет степень локализации. С этим вопросов нет. Но немаловажную ценность имеет объем серии. В малых объемах не может быть конкурентная цена. Но с другой стороны, сразу запустить большую серию нецелесообразно, так как непонятен рынок. Пока вопрос открыт. И разработчики планируют выходить с предложением об оказании господдержки. Это общемировая практика. 

— Сегодня действует льгота на ввоз электромобиля. За счет этого они получили популярность, и рынок активно растет, — констатировал заместитель гендиректора института. — Если для защиты внутреннего производителя будет отменен тот же НДС, который составляет 20 процентов, и еще ряд налогов, а на ввозимый товар, наоборот, пошлина вернется, как это сделано в России, то цена сразу станет конкурентоспособной. Опять же, если появляется гарантированный заказ от госорганов на тысячу автомобилей в год, то производителю есть резон вкладываться в оснастку, и тогда выпускается вменяемая серия. По различным расчетам, идеальный объем для создания конкурентной цены — около 10 тысяч автомобилей в год. Поэтому нужна серия.

СЛОВО ПРОИЗВОДИТЕЛЮ


Геннадий Свидерский, директор СЗАО «БЕЛДЖИ»:

— Идея создания белорусского электромобиля появилась после покупки лицензии, предоставившей доступ к определенной документации. Платформа будет изготавливаться на конвейере серийного завода «БЕЛДЖИ» по документации электромобиля, разработанной в Академии наук. После получения промышленных образцов в конце года можно будет говорить о коммерческих и технических перспективах развития этого направления. Одно понятно уже сейчас: это важный шаг в овладении компетенциями в разработке и постановке на производство легковых автомобилей. Испытания опытных партий отечественного электромобиля планируются в декабре. Мы эту партию изготовим, а в январе будем проводить испытания. Тогда уже будут даны технико-коммерческие заключения для возможности серийного производства.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter