Отслужив 20 лет на флоте, повариха Люба решает закончить свою морскую карьеру. В маленьком южном городке у нее есть домик, в нем живет ее брат Василий с женой Капитолиной и тремя детьми. Вообще-то они хорошо относятся к Любе, но так привыкли любить ее на расстоянии, что очень хотят отправить ее обратно в плавание. Любина доброта и отзывчивость растопят этот лед, но не сразу…
Дарья Фекленко и Борис Шувалов
Любу играет Дарья Фекленко, старшая сестра Владимира Фекленко, знакомого большинству зрителей по роли Коли Тарасова в «Глухаре».
— Это моя первая главная роль в кино, — рассказывает Дарья. — У меня счастливая и длинная театральная жизнь, а вот с кинематографом не складывалось. И предложение я получила неожиданно. Приехала пробоваться на роль Капитолины, а на следующий день мы с сыном улетели отдыхать. И тут позвонили из другой съемочной группы, предложили роль: сначала надо было вернуться в Москву на съемки на один день, а через некоторое время периодически сниматься еще полгода. И только я прилетела в Москву, как позвонила мой директор: «У тебя завтра ансамблевые пробы на роль Любы». Говорю: «Какая Люба, когда я на Капу пробовалась? И вообще меня, по идее, в Москве нет, я отдыхаю». Она отвечает: «Это «по идее» тебя тут нет, а фактически-то есть!» Конечно, я прилетела бы специально ради проб на главную роль, но случилось волшебное совпадение. Видимо, продюсеры решили, что Люба должна быть именно такой, как я. Хотя мы с моей героиней совсем разные: она очень земная, твердо стоящая на ногах, а я легко влюбляющаяся, мятущаяся, вечно рефлексирую, как все артистки. Я трусовата, но для роли освоила скутер и отчаянно на нем гоняла — да не одна, а с пассажиром за спиной. А еще крутила баранку допотопного автобуса, потому что герой Бориса Шувалова, водитель Дмитрий, учил мою Любу водить. Это было сложно, но нет ничего, с чем не справится русская женщина!
Сериал снимали в прошлом году в Геленджике семь месяцев — с марта по сентябрь.
— Приехали в марте — холод, дует страшный ветер, льет дождь, — продолжает Дарья. — Я в одной сцене должна была сидеть на веранде в легкой тельняшечке — под ней, конечно, было термобелье, но оно не сильно спасало. Ветер за минуту превращал прическу в спутанные лохмы, и я думала: «Господи, если мне сейчас так холодно, как я в апреле выдержу сцену, где надо кидаться в море?!» По сюжету Люба, прослужившая 20 лет на корабле, не умеет плавать. Но когда она видит, что тонет лодка, бросается спасать людей — и в итоге спасают ее они… Меня успокаивали: «Не волнуйся, под одеждой будет гидрокостюм, в нем тепло». Накануне, в выходной, мы пошли поплавать в дельфинарий, и я там впервые в жизни надела гидрокостюм. В нем оказалось жутко холодно, тяжело и неудобно. Я вообще не могла думать о дельфинах — лишь о том, что через несколько дней предстоит прыгать в море при температуре воды +9 °С! И меня пощадили: не стали снимать, как я ныряю, — только как меня уже выносят из воды. Для этого эпизода меня несколько часов на холодом ветру поливали водой — но это была ерунда по сравнению с грозившей опасностью купаться в ледяном море!
Параллельно с «Морем по колено» в Геленджике снималась комедия «Горько!», и массовка, приезжавшая из Краснодара и других соседних городов, часто участвовала в обеих картинах. Местные артисты были счастливы работать в кино, но не у всех это получалось. Одна пожилая певица должна была играть цыганку, однако уже на площадке оказалось, что текст с нужным выражением лица и интонацией она произнести не способна. Заменить ее было некем. И тут режиссер Андрей Ушатинский крикнул по рации: «Быстро несите мне юбку и парик!» Его переодели, побрили, сделали не только макияж, но и «цыганский маникюр» — накрасили ногти так, чтобы красный лак казался облупившимся. По «цыганке» все равно было видно, что она — переодетый мужчина, поэтому сценарий оперативно переделали: в новом варианте в конце сцены выяснялось, что на самом деле худая высокая цыганка — руководитель ансамбля, в котором не хватает певиц.
Несмотря на 12-часовой рабочий день, члены съемочной группы успевали отдыхать и радоваться жизни. Ходили в тренажерные залы и бассейн, сидели в кафе, а когда снимали сцену в лесу, то скинулись, отправили гонца за мясом и углями и пожарили шашлык. Заядлый рыбак Борис Шувалов привез с собой из Москвы удочки и массу других рыболовных снастей. Пойманную рыбу он сушил и потом угощал ею всю съемочную группу. Но и группа порадовала Шувалова: в честь его 50-летия подготовили капустник. Его сделали по мотивам чеховских «Трех сестер» — ведь в разговорах на долгих съемках в Геленджике тоже часто звучало: «В Москву! В Москву!»
А 22 апреля день рождения отмечал режиссер. Для него заказали торт в виде хлопушки, но самым памятным подарком оказался сюрприз.
— Собравшись, — рассказывает Ушатинский, — ребята дружно начали снимать куртки и кофты, и оказалось, что все одеты в одинаковые белые футболки с моей фотографией! Мне тоже такую подарили, все на ней дружно расписались. Я ее надел пару раз, а потом решил, что настолько ценную вещь никак нельзя занашивать. Теперь берегу как память!
Елена ФОМИНА, «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ»