О роли Совета Республики в системе народовластия

Принципы справедливости

Единый день голосования, прошедший в нашей стране 25 февраля, завершил первый этап начавшегося в конце прошлого года электорального цикла по формированию государственных органов Беларуси, заявил недавно Председатель ЦИК Игорь Карпенко. Сегодня — главный день второго этапа: выборы членов Совета Республики Национального собрания восьмого созыва. В чем же стратегическое и прикладное значение верхней палаты белорусского Парламента?

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Надо, чтобы это все было очень демократично. Чтобы это было честно. Не для отчета там кому-то. Нам не перед кем отчитываться, кроме своего народа. Чтобы это было достойно, формализма никакого не было. Все-таки это такой экспертный совет — верхняя палата Парламента. Где законы после принятия Палатой представителей еще раз штудируются… Парламент нам надо сформировать, потому что роль его возрастает. И это члены Всебелорусского народного собрания. Это, считай, ядро будет там.

На встрече с председателем Совета Республики Натальей Кочановой, 7 марта 2024 года.


Исторические корни

Национальное собрание, наш Парламент, является двухпалатным. Это достаточно распространенная мировая практика — примерно 40 процентов высших законодательных органов в различных государствах устроены подобным образом. Бытует заблуждение, что такая система существует в федеративных государствах. Это не так. Примеры Франции, Италии, Польши, унитарных государств, тому подтверждение.

Любопытно и то, откуда пошли сами названия палат, пусть и неофициальные: верхняя и нижняя. Версии есть разные. По одной из них все уходит корнями в Англию, как и многое в мировом парламентаризме. В Вестминстерском дворце, штаб-квартире английского парламента, палата общин, избиравшаяся прямым голосованием, изначально заседала на первом этаже, а палата лордов, формируемая косвенным путем, — на втором. Впрочем, это может быть и легендой.

Более актуальным является то, как в двухпалатном парламенте организован законодательный процесс. Проекты законов проходят как бы два круга обсуждения, что позволяет улучшить профессиональную и правовую экспертизу, учесть различные интересы, в том числе региональные.

Двухпалатная структура отечественного Парламента появилась в редакции Конституции, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. При этом, конечно же, учитывался международный опыт. И все же на подобную организацию Национального собрания повлияла в первую очередь политическая обстановка в самой Беларуси. После развала советской политической системы Верховный Совет на некоторое время превратился во всевластный орган. Тогда некоторые депутаты оторвались от интересов своих избирателей, чрезмерно увлеклись «партийной борьбой». Это стало одной из причин затянувшегося политического кризиса. С появлением института президентства авторитет Верховного Совета в обществе стал падать. Поэтому при конституционной реформе потребовалось создать более эффективный механизм работы законодательной и представительной власти. Так и родилась идея о двухпалатном органе, состоящем из Палаты представителей и Совета Республики.

Высокий статус

Часто неофициально Совет Республики называют сенатом. Дословно в переводе с латинского это означает «совет старейшин». И это оправданно. Для избрания в Совет установлен возрастной ценз в 30 лет (для сравнения: в Палату представителей — 21 год). Закон таким образом подчеркивает, что в верхнюю палату должны попасть люди уже с большим жизненным опытом, которые могут совмещать свою основную профессиональную деятельность с исполнением обязанностей законодателя. Сама палата формируется косвенным путем: по восемь членов Совета избираются тайным голосованием от каждого из регионов Беларуси на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня, еще восемь — ­­Президентом Республики Беларусь. То есть обеспечивается баланс как территориального представительства, так и принципа унитарного государства.

После референдума 2022 года председатель Совета Республики фактически становится вторым человеком в стране. Такой статус определяется тем, что в случае невозможности ­­Президентом исполнять свои полномочия именно к спикеру верхней палаты перейдет исполнение обязанностей Главы государства. Но и без этого полномочия Совета Республики очень велики. Он дает предварительное согласие ­­Президенту при назначениях на должности Генерального прокурора, Председателя Комитета госконтроля, Председателя и членов Правления Национального банка. Кроме того, именно Совет Республики утверждает решение Главы государства о введении чрезвычайного или военного положения, объявлении мобилизации.

В нашей системе именно Совет Республики стал тем органом, где ведется напряженная экспертная работа не только по разработке законов, но и других нормативно-правовых актов, принимаемых в нашей стране.  

Совет Республики является важнейшим институтом по обеспечению принципа унитарного государства, фактически координируя работу всей системы местного самоуправления вплоть до возможности распускать местный Совет в случае нарушения законодательства. Последняя норма носит скорее экстраординарный характер, на практике белорусский сенат оказывает постоянную методическую помощь местным Советам всех уровней.

Прямой диалог

Есть еще одна важная функция Совета Республики, которая особенно четко обозначилась в период председательства Натальи Кочановой. Наш сенат стал настоящим штабом по работе с обращениями граждан. Подобный прямой диалог власти и общества — неотъемлемая черта белорусской политической системы. Это на деле подчеркивает демократизм нашей модели развития. Не преувеличу, если скажу, что сейчас каждый белорус знает: обращение со своей проблемой в Совет Республики будет непременно иметь отклик. Более того, сенат, используя свои конституционные полномочия, не позволит и чиновникам на всех уровнях игнорировать обращения граждан.

Особой формой работы Совета Республики стали расширенные заседания его президиума, в том числе выездные. Автору этих строк доводилось принимать участие в таких мероприятиях. Можно утверждать, что это настоящие мозговые штурмы, где всестороннему рассмотрению и обсуждению подвергаются наиболее актуальные проблемы. В качестве примера можно привести недавнее расширенное заседание президиума, которое прошло в культурном духовно-просветительском центре «Ковчег» 29 марта. Оно было посвящено сотрудничеству общества и власти в деле сохранения духовно-нравственных ценностей. Большой резонанс это мероприятие вызвало не только у нас, но и за рубежом, поскольку поднимались вопросы, волнующие людей по всему миру.

Опыт политической жизни в Беларуси подтвердил, что Совет Республики состоялся и пользуется заслуженным уважением в обществе. Он стал важнейшим институтом народовластия и незаменимым элементом соблюдения принципа справедливости.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter