О внедрении новых форм социальной защиты пожилых

Приемная семья для одиноких стариков

В РЕСПУБЛИКЕ собираются внедрить услугу замещающей семьи для одиноких стариков. Первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович пояснил, как новация будет работать. Предположим, живет один-одинешенек пожилой человек, а ему необходим постоянный уход. Есть семья, готовая эту помощь оказать. Обе стороны заключают договор с социальными службами, и пожилой человек перебирается в дом своей новой семьи. В идеале старик должен стать для них дедушкой или бабушкой. А молодые – ухаживать за ним как за родным.

Утопия? Скептиков огорчу: нечто подобное в нашей стране уже действует несколько лет. Например, приемные семьи: трудоспособные граждане берут к себе одиноких пожилых людей — для них это как работа. Гостевые семьи размещают их у себя временно, на праздники и в выходные дни. Патронатные помогают по хозяйству пожилым людям по месту их проживания, то есть, по сути, заменяют социального работника.

Есть и другие варианты: дома зимовки, сезонного, самостоятельного или совместного проживания. Суть их такова: несколько пожилых людей, как правило, двое-трое, проживают зимой в одном доме частной или коммунальной собственности, где их обслуживает социальный работник. Обитатели таких домов помогают друг другу, ведут совместный быт, сами оплачивают коммунальные услуги.

Опыт тех, кто уже испробовал на себе такие формы социальной защиты, показывает: подходят они больше для сельской местности. В городе, где люди оторваны друг от друга, где процветает индивидуализм, сложно найти и молодых, и стариков, готовых делить кров с посторонними. А сельчане часто даже безвозмездно помогают соседям: тем, кого знают с детства, с кем прожили в одной деревне всю жизнь. Поэтому все эти виды социальной защиты находят отклик именно у сельчан.

В одной из командировок довелось пообщаться с бабушкой, которую на зиму забирала приемная семья. Судьба у старушки непростая: взрослый сын умер, его жена вышла замуж за другого, человека агрессивного и пьющего. Женщина осталась на старости лет в доме родного сына заложницей посторонних людей. И если летом она могла спокойно жить в неотапливаемой пристройке, то зимой это оказалось невозможно. На помощь пришла соседская семья: когда-то бабушка, работая в школе, была у них классным руководителем. И вот на протяжении уже нескольких лет старушка на холодные месяцы перебирается к бывшим ученикам. «Они меня такой заботой окружают, как самые близкие – смахивает набежавшую слезу баба Тома. – И детишки бабушкой кличут. Свои-то старики у них уже умерли…»

В то же время не исключено, что если поставить такую работу «на поток», злоупотреблений не избежать. Где гарантия, что пожилой человек и приемная семья сумеют приспособиться друг к другу? Или что «благодетели» не решат банально нажиться за счет старика? К сожалению, есть примеры, когда семьи возвращают в интернаты детей и подростков, которых взяли на воспитание. Подозреваю, что такое возможно и в отношении пожилых людей.

С другой стороны, существуют социальные службы, которые призваны контролировать подобные моменты. К тому же с 2018 года в стране планируется ввести стандарты качества социальных услуг. Это также позволит отслеживать возможные нарушения. Саму же идею еще одной формы социальной помощи пожилым можно только приветствовать. Тем более в свете недавнего большого разговора с Президентом, где белорусский лидер еще раз подтвердил курс на социально ориентированное государство, на консолидацию и ответственность каждого как за судьбу близких, так и своей страны.

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter